Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Началово Астраханской области 20 июля 2020 г.
Приволжский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Колчиной Н.А.,
при ведении протокола секретарем Нургалиевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-655/2020 по административному исковому заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Приволжский район» Астраханской области, администрации МО «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приволжского района Астраханской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения на территории МО «Приволжский район» установлено, что проведенным обследованием автомобильных дорог по улицам Дивная, Вольная, Новая пос. Новоначаловский Приволжского района Астраханской области, установлено, что дороги находятся в неудовлетворительном состоянии. При этом, указанные дороги собственника не имеет, в реестр муниципальных автомобильных дорог общего пользования МО «Приволжский район», утвержденный постановлением главы администрации МО «Приволжский район» № 452 от 31 марта 2015 г., не включены.
Просит признать бездействие администрации муниципального образования «Приволжский район» в части непринятия мер по постановке дорог по улицам Дивная, Вольная, Новая пос. Новоначаловский Приволжского района Астраханской области, в органе государственной регистрации на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости незаконным; обязать администрацию муниципального образования «Приволжский район» в течении 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет дорог улицам Дивная, Вольная, Новая пос. Новоначаловский Приволжского района Астраханской области, на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйного имущества.
Определением Приволжского районного суда Астраханской области в качестве соответчика привлечена администрация МО «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области.
Прокурор Мамцев М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, указав, что поскольку дорожная деятельность находится в компетенции муниципального района, соответственно, постановка на учет объектов в этой сфере также отнесена к ведению администрации МО «Приволжский район» Астраханской области.
Представитель административного ответчика – МО «Приволжский район» Астраханской области Туганова А.А., действующая на основании доверенности № 8497 от 12 декабря 2019 г., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что администрация МО «Приволжский район» является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу закона бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, представлены возражения, в соответствии с которыми спорные автомобильные дороги находятся на территории пос. Новоначаловский Приволжского района Астраханской области, в настоящее время собственника не имеют, дорожная деятельность в отношении них не ведется, следовательно, относятся к бесхозяйному имуществу, тогда как именно к полномочиям органа местного самоуправления поселения относится обязанность по совершению мероприятий по постановке на учет дорог как бесхозяйных.
Представитель административного ответчика – администрации МО «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области Кулов Т.Н., действующий на основании доверенности № 1444 от 02 декабря 2019 г., возражал против возложения обязанности на администрацию сельсовета постановки на учет дорог в качестве бесхозяйных объектов, поскольку дорожная деятельность находится в ведении муниципального района, экономически целесообразно осуществление мероприятий по постановке на кадастровый учет указанных дорог и подготовке соответствующих документов возложить на администрацию муниципального района, который полномочен поручить провести кадастровые работы подведомственному учреждению - МБУ «Приволжское БТИ» МО «Приволжский район».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 39 КАС Российской Федерации предусмотрено право прокурора обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
К вопросам местного значения муниципального района, как определено п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Приволжского района Астраханской области проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности и безопасности дорожного движения на территории МО «Началовский сельсовет».
Проведенным обследованием автомобильных дорог по ул. Дивная, ул. Вольная, ул. Новая пос. Новоначаловский Приволжского района Астраханской области, установлено, что дороги находятся в неудовлетворительном состоянии.
Прокурором Приволжского района Астраханской области 03 декабря 2019 г. главе администрации «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области внесено представление, в соответствии с которым требуется безотлагательно рассмотреть представление и принять меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих путем постановки автомобильных дорог по ул. Дивная, ул. Вольная, ул. Новая пос. Новоначаловский Приволжского района Астраханской области, как бесхозяйное имущество.
Согласно информационного письма администрации МО «Приволжский район» Астраханской области от 24 апреля 2020 г. № 2907 дороги в п.Новоначаловский по ул. Дивная, ул.Вольная, ул.Новая в перечень муниципальных автомобильных дорог общего пользования МО «Приволжский район» не включены, сведения о собственниках автомобильных дорог в администрации МО «Приволжский район» отсутствуют.
Представление рассмотрено 20 декабря 2019 г. с участием главы и представителя администрации МО «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области, заместителя прокурора Приволжского района Астраханской области, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 17 июня 2020 г.: сведения об объектах недвижимости – земельных участках по ул. Вольная, по ул. Новая пос. Новоначаловский Приволжского района Астраханской области в реестре отсутствуют.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеется земельный участок, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Астраханская область, Приволжский район, пос. Новоначаловский, ул. Дивная, площадью 837 кв.м., с кадастровым № 30:09:050501:486. Однако как отмечено в выписке, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, согласно инвентаризационной описи № 1 правообладателем является Горяйнова Е.Н. Сведения о координатах данного земельного участка отсутствуют, что подтверждается также данными публичной кадастровой карты Астраханской области.
Согласно положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении вменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
- к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (ст.13);
- под осуществлением дорожной деятельности понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ст.3);
- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3);
- автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (п.9 ст. 5).
В Единый государственный реестр автомобильных дорог вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу (п.6 раздела 2 Единого государственного реестра автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 20 мая 2009 г. № 80).
В соответствии с ч.3 ст.225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не уточняет, органы местного самоуправления какого вида муниципальных образований осуществляют данные функции.
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей применяются во взаимосвязи с другими положениями законодательства, в том числе с установленным разграничением компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Полномочия в дорожной деятельности относятся к компетенции органов местного самоуправления муниципального района, следовательно, и полномочия, связанные с обращением с бесхозяйными объектами в этой сфере, также относятся к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.
В силу статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Поскольку по истечении года с момента постановки на учет бесхозяйная недвижимая вещь может поступить в муниципальную собственность на основании решения суда, обращаться в суд с заявлением о передаче бесхозяйных объектов в муниципальную собственность должен орган местного самоуправления муниципального района. Соответственно, выполнение и предшествующих функций в отношении таких бесхозяйных объектов должен осуществлять орган местного самоуправления муниципального района.
Срок, в течение которого прокуратура просит принять меры по постановке на учет в установленном законом порядке, суд считает разумным, учитывая сроки обнаружения указанных недостатков и внесения представления об их нарушении в декабре 2019 г. и исходя из необходимости соблюдения прав неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области, администрации муниципального образования «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности – удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области в части непринятия мер по постановке дорог по улицам Дивная, Вольная, Новая пос. Новоначаловский Приволжского района Астраханской области, в органе государственной регистрации на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости незаконным.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области в течении 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет дорог по улицам Дивная, Вольная, Новая пос. Новоначаловский Приволжского района Астраханской области, на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйного имущества.
Обязать сообщить администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области в течение 90 дней со дня вступления решения в законную силу в Приволжский районный суд Астраханской области и прокурору Приволжского района Астраханской области об исполнении решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 24 июля 2020 г.
Председательствующий: Н.А. Колчина