ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-655/2023 от 17.07.2023 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-655/2023

УИД 27RS0015-01-2023-000777-96

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Ванино 17 июля 2023 года

Судья Ванинского районного суда Хабаровского края Молчанова Ю.Е.,

при секретаре Басалаевой Н.Н.,

рассмотрев материалы административного дела по административному иску Управления Министерств юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области к Региональной общественной организации пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО обратилось в Ванинский районный суд с административным исковым заявлением к Региональной общественной организации пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, по тем основаниям, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области 30.09.2014 года принято решение о государственной регистрации региональной общественной организации пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края». Запись о государственной регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 07.10.2014 за основным государственным регистрационным номером 1142700001399. Региональная общественная организация пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края» отчетность за 2020-2022 год в уполномоченный орган не представлена. Просят признать региональную общественную организация пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца управления Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения, в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Региональной общественной организации пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края» в суд не прибыл, уведомлялся по месту нахождения юридического лица, однако почтовое отправление возвращено в с отметкой «истек срок хранения».

Представитель заинтересованного лица УФНС по Хабаровскому краю, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения, в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых в силу закона не является обязательной, судом их явка обязательной не признавалась.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Одной из организационно-правовых форм общественных объединений является общественная организация (статья 7).

Согласно статье 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Часть 2 статьи 38 названного закона возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части 5 названной статьи; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Как установлено в судебном заседании, согласно Устава Региональной общественной организации пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края» и Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.06.2023. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области 30.09.2014 принято решение о государственной регистрации Региональной общественной организации пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края» Запись о государственной регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 07.10.2014 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 142700001399. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица – Региональной общественной организации пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края», является генеральный директор Шипиков В.Н.

Согласно ч. 1.1 Устава Региональная общественная организация пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края» является социально ориентированным общественным объединением пожарной охраны, созданным для осуществления деятельности в области пожарной безопасности и проведения аварийно-спасательных работ.

В соответствии с п. 3, п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган установленные сведения о своей деятельности. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников утверждены приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Согласно абзацу 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» установлено, что общественное объединение представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных им от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Форма отчета об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании утверждена приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» (Приложение № 2, форма № ОН0003).

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

В нарушение указанных норм, указанная отчетность за 2020-2022 год Региональной общественной организации пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края» в уполномоченный орган не представлена.

В соответствии с пп. 5 п.5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Согласно части 5 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц

Обладание правами юридического лица, сопряжено с обязанностями, которые, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением в том числе и о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Сам факт признания общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом. Не препятствует оно и ее последующей регистрации в качестве юридического лица, поскольку Федеральный закон "Об общественных объединениях", в том числе оспариваемые его положения, не связывает с таким признанием запрет на ее деятельность (в отличие от ликвидации общественного объединения по решению суда) и не лишает ее возможности приобрести статус юридического лица заново.

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

До настоящего времени нарушения законодательства организацией не устранены, установленная отчетность в уполномоченный орган не представлена.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования управления Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку судом достоверно установлено, что ответчик – Региональная общественная организация пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края» неоднократно допускала нарушения требований действующего законодательства, не представляла в установленный срок и не представила до настоящего времени в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, - что является основанием для признания указанной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Управления Министерств юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области к Региональной общественной организации пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Признать Региональную общественную организация пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Хабаровского края» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья Ванинского районного суда

Хабаровского края Молчанова Ю.Е.