ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6565/19 от 17.09.2019 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело№2а-6565/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2019 года г.Казань

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Д.И. Гадыршина,

с участием прокурора А.Ш.Хаялетдинова,

при секретаре А.А. Фатхуллиной,

с участием административного истца, представителя административного ответчика ИК МО г.Казани, МКУ «УА и Г ИК МО г.Казани», заинтересованного лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 ФИО14 к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования ...», Исполнительному комитету муниципального образования ..., главному архитектору ... о признании частично недействующим постановления ... от 31.12.2015г. «Об утверждении проекта планировки территории «Аметьево»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования ...», Исполнительному комитету муниципального образования ..., главному архитектору ... о признании частично недействующим постановления ... от 31.12.2015г. «Об утверждении проекта планировки территории «Аметьево». В обосновании требований истец указал, что административный истец является собственником земельного участка, с кадастровым ..., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: жилой дом, общей площадью 412+/-7 кв.м., расположенном по адресу: .... На указанном земельном участке расположен жилой дом, общей площадью 37,1 кв.м., год постройки 1940, с кадастровым ..., право на который зарегистрировано в установленном законом порядке ..., запись регистрации ....

В указанном жилом доме зарегистрирована административный истец и члены её семьи: ФИО3 ФИО18, ФИО3 ФИО19, ФИО3 ФИО20.

Данный дом является ветхим и требует реконструкции либо сноса, в указанном доме также проживают несовершеннолетние дети. В этих целях административным истцом было подано уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в МКУ «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ...».

Исполнительным комитетом Муниципального образования ...... исх. №ИЖС 1/0/68 по результатам рассмотрения уведомления было выдано уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям: Земельный участок в соответствии с проектом планировки территории «Аметьево», утвержденным постановлением Исполнительного комитета ... от ......, расположен в красных линиях планируемой улицы, где строительство индивидуального жилого дома не предусмотрено.

Считает, что данным уведомлением нарушены права собственника земельного участка на пользование земельным участком по его целевому назначению.

Письмом исх. ... от 10.12.2018г. МКУ «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ...» ответило отказом в изменении и переносе красной линии, ссылаясь на утвержденный проект планировки территории «Аметьево», утвержденный постановлением Исполнительного комитета ... от ......, красные линии утверждены в составе проекта планировки и изменениям не подлежат.

Принимая во внимание, что постановление Исполнительного комитета ... от 31.12.2015г. об утверждении проекта планировки, включающий красные линии было принято после формирования земельного участка и регистрации прав на него, то постановление об утверждении красных линий должно было приниматься с учетом существующих прав собственника земельного участка. Данный земельный участок не относится к землям общего пользования.

Установление границ красных линий без учета существующего зарегистрированного права собственности физического лица на земельный участок, препятствует осуществлению прав собственника.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права вышеуказанный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: жилой дом. Какие-либо ограничения или обременения права не зарегистрированы.

Считает, что существующая красная линия на участке создает препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, в данном случае - строительству дома.

Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.

В соответствии счастью 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от ... N18-30).

Считает, что данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт.

Кроме этого, установленные границы красных линий не учитывают зону сложившейся застройки и градостроительные отступы от жилых строений (3 метра) в соответствии с пунктом 4.3 "РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий.

Административный истец просит признать незаконным постановление Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани ... от 31.12.2015г. «Об утверждении проекта планировки территории «Аметьево» в части утверждения красной линии на земельном участке с кадастровым ....

Судом в качестве административных ответчиков привлечены ИК МО г.Казани, МКУ «УА и Г ИК МО г.Казани».

Административный истец в судебном заседании административный иск поддержал.

Представитель административных ответчиков МКУ «УА и Г ИК МО г.Казани», Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, в судебном заседании административный иск не признал.

Представитель главного архитектора г.Казани в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.

Заинтересованное лицо ФИО1, являющийся также законным представителем третьих лиц ФИО4, ФИО4 исковые требования ФИО2 поддержал.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск в части оспаривания нормативно-правового акта не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 7 Федерального закона от ... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, с кадастровым ..., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: жилой дом, общей площадью 412+/-7 кв.м., расположенном по адресу: ....

На указанном земельном участке расположен жилой дом, общей площадью 37,1 кв.м., год постройки 1940, с кадастровым ..., право собственности зарегистрировано ..., запись регистрации ....

Согласно выписки из домовой книги от ... в ... зарегистрированы ФИО2, ФИО1, ФИО4 ФИО4

В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).

Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2).

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5).

Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 42 указанного Кодекса, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в частности красные линии.

В соответствии со статьей 43 этого же Кодекса подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1). Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (часть 2). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3).

В соответствии с пунктами 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности.

В силу положений статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений наряду с публично-правовыми образованиями.

При этом право граждан на участие в данных правоотношениях непосредственно реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по планировке территорий.

В силу части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица вправе оспаривать в судебном порядке документацию по планировке территории.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на офици-альном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Согласно частям 5 и 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного само-управления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

На основании частей 12, 13 и 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.

Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В муниципальном образовании ... порядок проведения публичных слушаний (в редакции, действовавшей на момент подготовки проекта планировки территории), определялась решением Казанской городской Думы от ...... «О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Казани».

Из представленных в судебном заседании материалов также следует, что Постановлением Мэра ... от 27.08.2015г. ... назначены публичные слушания по проекту планировки территории, ограниченной ..., ФИО5, Пехотная, Ремесленная и переулком Горный. Постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования .......09.2015г.

В соответствии с вышеуказанным Постановлением ... были проведены публичные слушания по проекту планировки территории, ограниченной ..., ФИО5, Пехотная, Ремесленная и переулком Горный.

Постановлением ИК МО ... от ...... был утвержден Проект планировки территории«Аметьево». Постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования ........., а также на официальном портале органов местного самоуправления ... (www.kzn.ru)

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что проект планировки территории, ограниченной ..., ФИО5, ФИО6, Пехотная, Ремесленная и переулок Горный был разработан в границах ранее утвержденного проекта планировки территории района «Аметьево» (Постановление ИКМО ... от ......) и выделения элементов планировочной структуры, а также с целью корректировки границ территории общего пользования.

Таким образом, земельный участок, принадлежащий ФИО2 расположен в границах красных линий ..., утвержденных еще проектом планировкитерритории района «Аметьево» на основании Постановления ИКМО ... от .......

Каких-либо измененийграниц красных линий ... при переутверждении проекта планировки территории «Аметьево» в 2015 году не осуществлено, поскольку публичные слушания касались лишь территории, ограниченной ..., ФИО5, ФИО6, Пехотная, Ремесленная и переулок Горный.

В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Градостроительного устава ..., действовавшей на момент издания оспариваемого постановления, проекты планировки с проектами межевания в их составе разрабатываются в случаях, когда помимо границ, указанных в пункте 1 данной части настоящей статьи, необходимо: определить или изменить границы земельных участков, которые не являются земельными участками общего пользования.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования о признании недействительным нормативно-правового акта Постановления ИКМО ... от 31.12.2015г. ... «Об утверждении проекта планировки территории «Аметьево» в части утверждения красной линии на земельном участке с кадастровым номером 16:50:011365:37 не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое в части постановление принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, в том числе проведением публичных слушаний (статьи 45, 46, 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования ........., а также на официальном портале органов местного самоуправления ... (www.kzn.ru), несоответствие оспариваемого нормативного правового акта в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в ходе судебного заседания также не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.178-180, 208 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО2 ФИО15 к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования ...», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани главному архитектору г.Казани о признании частично недействующим постановления ... от 31.12.2015г. «Об утверждении проекта планировки территории «Аметьево» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Д.И. Гадыршин

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...