ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-656/19 от 15.01.2019 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-656/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 января 2019 г. г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Иноземцевой О.В.

при секретаре Болдаревой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-656/2019 по административному иску МИФНС по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по пени

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее – МИФНС России по РО) обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ФИО1 состоит в налоговом учете в качестве налогоплательщика.

Согласно положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу статей 23, 45, 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны самостоятельно уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с главами 28, 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НКРФНК РФ), Областным законом <адрес>-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в <адрес>», пунктом 1 статьи 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О налоге на имущество физических лиц», Положением о земельном налоге на территории <адрес>, введенным решением Ростовской-на-Дону городской Думой от ДД.ММ.ГГГГ, физические лица, имеющие в собственности земельные участки, объекты имущества и зарегистрированные транспортные средства, являются плательщиками земельного налога, налога на имущество и транспортного налога.

Согласно сведениям, предоставленным регистрирующими органами, за ФИО1 зарегистрированы объекты налогообложения – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А, кадастровый ; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый .

В соответствии с нормами НК РФ физические лица производят уплату налогов не позднее 1 октября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

В порядке положений статей 69, 79 НК РФ ФИО1 выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате сумм налога, пени, штрафа, однако до настоящего времени недоимка по указанному требованию в размере 86 747,65 руб. не уплачена.

Административный истец отмечает, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесено определение об отмене судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени.

На основании изложенного, административный истец просит взыскать с ФИО1 задолженность по пени по земельному налогу: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 62 620,26 рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24127,39 рублей.

Представитель административного истца, ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика, ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика в порядке ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно положениям статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В силу пункта 1 статьи 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования.

Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.

В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).

При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Статьей 394 НК РФ регламентированы вопросы налоговых ставок, в частности, определено, что они устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункты 1 и 3 статьи 396 НК РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).

Согласно представленным сведениям, в собственности ФИО1 находятся следующие объекты налогообложения:

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, дата приобретения ДД.ММ.ГГГГ, доля 1/1, кадастровый , кадастровая стоимость 3995471,24 руб.;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, дата приобретения ДД.ММ.ГГГГ, доля 1/1,кадастровый , кадастровая стоимость 2223424,56 руб.;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, дата приобретения ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый , актуальная кадастровая стоимость 15926421,87 руб.

Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу и решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, дата приобретения ДД.ММ.ГГГГ, доля 1/1, дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ., кадастровый , кадастровая стоимость 97304523,00 руб., который разделен с ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, кадастровый , земельный участок, кадастровый , земельный участок, кадастровый .

Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает и изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Как следует из пункта 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент выставления требования об уплате налога) налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ).

При этом, поскольку ответчиком не исполнено обязательство по уплате недоимки, истцом в соответствии со статьей 75 НК РФ за неуплату налога начислены пени.

Из материалов дела усматривается, что ответчику выставлено налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2008 г в размере 255 390,53 руб., налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2009 г в размере 486 517,75 руб., налоговое уведомление об уплате земельного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ в размере 65 926,91 рублей, налоговое уведомление об уплате земельного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ в размере 413 751,97 руб., налоговое уведомление об уплате земельного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ в размере 229 061 руб., налоговое уведомление об уплате земельного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ в размере 229 061 руб., налоговое уведомление об уплате земельного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ в размере 337 008 руб., налоговое уведомление об уплате земельного налога в размере 336 605 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В уведомлении налоговым органом указаны данные объектов налогообложения, исходя из которых налоговым органом произведен расчет налога, в том числе указана налоговая ставка и количество месяцев.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Кроме того, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени.

Пунктом 1 статьи 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 НК РФ).

В связи с неуплатой налога по указанным уведомлениям в срок, установленный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, в адрес ФИО4 было направлено требование об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по земельному налогу в размере 48 661,16 руб. (недоимка по земельному налогу в размере 486 517,75 руб.), об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по земельному налогу в размере 47 488,10 руб. (недоимка по земельному налогу в размере 1 037 735,44 руб.), об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по земельному налогу в размере 12 854,87 руб. (недоимка по земельному налогу в размере 1 037 735,44 руб.), об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по земельному налогу в размере 10 738,75 руб., об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по земельному налогу в размере 17 547,45 руб. (недоимка по земельному налогу в размере 797 609,85 руб.), об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по земельному налогу в размере 22 557,37 руб. (недоимка по земельному налогу в размере 7 979 609,85 руб.).

Между тем, в установленный в требовании срок ФИО4 обязанность по уплате задолженности в добровольном порядке исполнена не была, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам, пени в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка Кировского судебного района <адрес> отменен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности за 2015 г. по пени по земельному налогу в размере 86 747,65 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 1401,21 рублей.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ.-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ.-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ.-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Кроме того, в силу пунктов 2 и 5 части 1, части 2 статьи 287 КАС РФ по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.

Как следует из административного искового заявления и пояснений представителя административного истца в судебном заседании, сумма пени в размере 86 747,65 руб. рассчитана за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Административным истцом не представлено доказательств принудительного взыскания недоимки по налогам либо их добровольной оплаты с нарушением установленного законом срока, в силу чего и были начислены пени.

Доказательства принудительного взыскания недоимки по налогам либо их добровольной оплаты с нарушением установленного законом срока административным истцом в дело не представлено. Никаких доказательств того, за какой период времени возникла данная задолженность, соблюден ли в отношении нее порядок принудительного взыскания, не истекли ли сроки взыскания, административный истец не представил.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.

Сам по себе факт указания в требованиях налогового органа недоимки не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим об обоснованности ее начисления.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу установлено, что согласно поступившему платежу от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по земельному налогу ФИО1 частично погашена и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по земельному налогу составляет 275 798,18 рублей, а именно: за 2013 г. – 209871,27 рублей, за 2011 г. – 65926,91 рублей. По итогам рассмотрения дела с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес> за 2011, 2013 г. по сроку уплаты на ДД.ММ.ГГГГ взысканы задолженность по земельному налогу в сумме 275 798,18 руб., пени по земельному налогу, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 65 178,14 рублей.

С учетом положений вышеуказанных норм, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.

Кроме того, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В материалах дела содержится таблица расчета пени, однако суммы недоимки, принятые для данного расчета административным истцом необоснованны (л.д.20-23).

Таким образом, административным истцом в соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каких-либо доказательств, подтверждающих законность и обоснованность указания налоговым органом в своих расчетах пени суммы, числящейся за ответчиком недоимки по земельному налогу, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по земельному налогу - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья О.В. Иноземцева

Текст мотивированного решения изготовлен 18 января 2019 г.