ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-656/2016 от 18.10.2016 Островского районного суда (Костромская область)

№ 2а- 656/2016г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2016 года

Островский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гурова А.В.,

с участием помощника прокурора <адрес> Булаевой А.В.,

при секретаре Ячменевой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района <адрес> и Муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» Судиславского сельского поселения о признании незаконным бездействия в сфере теплоснабжения и о возложении обязанности обеспечить эксплуатируемые котельные запасом топлива,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Судиславского района обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой <адрес> в рамках проверки исполнения законодательства о теплоснабжении в деятельности администрации Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района <адрес> и муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис» Судиславского сельского поселения выявлены нарушения в части необеспечения нормативного эксплуатационного запаса топлива на эксплуатируемых предприятием котельных.

Учредителем МУП «Коммунсервис» () является администрация Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района <адрес>.

Согласно положениям Устава МУП «Коммунсервис» предметом деятельности предприятия является обеспечение устойчивой деятельности коммунального хозяйства. Одними из видов деятельности МУП «Коммунсервис» являются: эксплуатация объектов коммунального хозяйства в соответствии с установленными правилами и требованиями, техническое обслуживание, профилактика и ремонт инженерных сетей, теплоснабжение объектов, подключенных к котельным, находящимся на балансе предприятия.

На праве хозяйственного ведения МУП «Коммунсервис» находятся 6 источников теплоснабжения (котельных): котельная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>а; котельная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>; котельная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>; котельная д. Жвалово, расположенная по адресу: д. Жвалово, <адрес>; котельная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>; котельная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.

Основным видом топлива для отмеченных котельных является каменный уголь, котельная <адрес> отапливается дровами.

На основании распоряжения администрации Судиславского муниципального района <адрес> от 13.09.2016 № 228-р отопительный период на объектах социальной сферы должен начаться с 19.09.2016 года, в жилищном фонде - с 26.09.2016 года.

В ходе проверки установлено, что нормативный эксплуатационный запас топлива (далее - также НЭЗТ) по расчетам МУП «Коммунсервис» на котельной <адрес> должен составлять 170 т угля, на котельной <адрес> - 30 т угля, на котельной <адрес> - 60 т угля, на котельной <адрес> - 60 т угля, на котельной <адрес> - 60 т угля, на котельной <адрес> - 30 куб. м. дров.

Проверка показала, что НЭЗТ на котельных, находящихся на балансе МУП «Коммунсервис», не обеспечен, фактический запас топлива на котельной <адрес> составляет 17 т угля, на остальных котельных топливо отсутствует, что свидетельствует о срыве отопительного периода 2016-2017 годов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» (далее - Стратегия).

Стратегией дано указание Минэкономразвития России и Минэнерго России при подготовке плана действий по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период включать в указанный план мероприятия, предусмотренные Стратегией.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в пределах своей компетенции при формировании региональных программ развития предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией.

Согласно Стратегии энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны.

Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо - энергообеспечению.

Достижение энергетической безопасности осуществляется на базе реализации всех основных составляющих государственной энергетической политики исходя из важнейших принципов, одним из которых является обеспечение гарантированности и надежности энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера за счет создания системы стратегических резервов топливно-энергетических ресурсов, регламентации минимально допустимых резервов генерирующих и энерготранспортных мощностей, уровней сезонных запасов топлива, резервов оборудования, необходимого для устранения последствий крупных аварий в энергетическом секторе.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 7 Устава муниципального образования Судиславское сельское поселение Судиславского муниципального района <адрес> к вопросам местного значения сельского поселения относится, в частности, организация в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 часть 1 статьи 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 4 часть 1 статьи 6).

Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения,

соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).

Пункт 2 Порядка устанавливает, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива.

Расчет НЭЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно (пункт 8 Порядка).

Согласно пункту 11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток (пункт 21 Порядка).

НЭЗТ должен быть у теплоснабжающей организации в фактическом наличии и определенном размере, обеспечивающим бесперебойную работу котельных до момента поставки топлива автомобильным или железнодорожным транспортом.

Из вышеизложенного следует, что обязанность по принятию мер к качественной подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства в части обеспечения нормативного запаса топлива возложена на муниципальное образование Судиславское сельское поселение Судиславского муниципального района <адрес>.

Обязанность по созданию нормативного запаса топлива возложена на теплоснабжающую организацию МУП «Коммунсервис».

Проверкой установлено, что в настоящее время на котельных муниципального образования Судиславское сельское поселение Судиславского муниципального района <адрес> не создан нормативный эксплуатационный запас топлива. Следовательно, наблюдается бездействие администрации Судиславского сельского поселения по организации и обеспечению надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей, нарушающего права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования Судиславское сельское поселение Судиславского муниципального
района <адрес> по непринятию мер по организации обеспечения
надежного теплоснабжения потребителей на территории Судиславского
сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской
области.

Обязать администрацию муниципального образования Судиславское
сельское поселение Судиславского муниципального района Костромской
области принять меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения
потребителей на территории Судиславского сельского поселения Судиславского
муниципального района <адрес> путем обеспечения котельных,
эксплуатируемых муниципальным унитарным предприятием «Коммунсервис»
Судиславского сельского поселения нормативным эксплуатационным запасом
топлива в срок до 15 октября 2016 года.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Коммунсервис»
Судиславского сельского поселения обеспечить эксплуатируемые котельные
нормативным эксплуатационным запасом топлива в срок до 15 октября 2016
года.

В судебном заседании помощник прокурора Булаева А.В., исковые требования поддержала в полном объеме, и уточнила, в части срока исполнения решения, до 25 ноября 2016 года.

Представитель ответчика - Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, причина неявки суду не известна.

Представитель ответчика - Муниципаного унитарного предприятия «Коммунсервис» Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, причина неявки суду не известна.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 7 Устава муниципального образования Судиславское сельское поселение Судиславского муниципального района <адрес> к вопросам местного значения сельского поселения относится, в частности, организация в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 часть 1 статьи 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 4 часть 1 статьи 6).

Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).

Пункт 2 Порядка устанавливает, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива.

Расчет НЭЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно (пункт 8 Порядка).

Согласно пункту 11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток (пункт 21 Порядка).

НЭЗТ должен быть у теплоснабжающей организации в фактическом наличии и определенном размере, обеспечивающим бесперебойную работу котельных до момента поставки топлива автомобильным или железнодорожным транспортом.

Из вышеизложенного следует, что обязанность по принятию мер к качественной подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства в части обеспечения нормативного эксплуатационного запаса топлива возложена на муниципальное образование Судиславское сельское поселение Судиславского муниципального района <адрес>.

Обязанность по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива возложена на теплоснабжающую организацию МУП «Коммунсервис».

Материалами дела достоверно установлено, и доказательств обратному стороной ответчиков не представлено, что в настоящее время в котельных Муниципального образования Судиславское сельское поселение Судиславского муниципального района <адрес> не создан нормативный эксплуатационный запас топлива, а потому суд приходит к выводу о наличии бездействия администрации Судиславское сельское поселение Судиславского муниципального района <адрес> по организации и обеспечению надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей, нарушающего права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на его территории, и считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования Судиславское сельское поселение Судиславского муниципального
района <адрес> по непринятию мер по организации обеспечения
надежного теплоснабжения потребителей на территории Судиславского
сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской
области.

Обязать администрацию муниципального образования Судиславское сельское поселение Судиславского муниципального района <адрес> принять меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района <адрес> путем обеспечения котельных, эксплуатируемых Муниципальным унитарным предприятием «Коммунсервис» Судиславского сельского поселения нормативным эксплуатационным запасом топлива в срок до 25 ноября 2016 года.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунсервис» Судиславского сельского поселения обеспечить эксплуатируемые котельные нормативным эксплуатационным запасом топлива в срок до 25 ноября 2016 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес> областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: А.В. Гуров