16RS0051-01-2023-007517-68
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
П.Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Казань
20 июля 2023 г. Дело № 2а-6572/2023
Советский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Сафина Р.И.,
при секретаре судебного заседания Калинкиной А.А.,
с участием:
от административного истца – Гарипова Р.Р., доверенность <номер изъят>;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Татарского транспортного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан, Центру ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, начальнику Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Хабибуллину Р.З., начальнику Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Сабирову И.Н. о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по исключению из реестра маломерных судов,
установил:
Татарский транспортный прокурор, действуя в интересах РФ и неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан, Центру ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, в котором просит признать незаконным бездействие Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан по исключению из реестра маломерных судов следующих объектов:
- гребное судно «МАЯК 190» без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна: <номер изъят>, судовладельцем которого выступает Степанов Г.А.;
- самодельное гребное судно без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна <номер изъят>, судовладельцем которого выступает Столяров А.И.;
Также административный истец просит возложить на Главное управление МЧС России по Республике Татарстан, Центр ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан исключить из реестра маломерных судов вышеуказанные объекты.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что Татарской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности плавания при эксплуатации маломерных судов. Установлено, что в Казанском инспекторском отделении Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан в реестре маломерных судов состоят на учете 2 судна, подпадающих под условия, предусмотренные ч. 1.1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров). Так в реестр маломерных судов внесены сведения о гребном судне «МАЯК 190» без двигателя и весом до 200 килограммов, регистрационный номер судна: 2234ТЛ, судовладельцем которого выступает Степанов Г.А.; самодельном гребном судне без двигателя и весом до 200 килограммов, регистрационный номер судна 2235ТЛ, судовладельцем которого выступает Столяров А.И. По выявленным нарушениям требований федерального законодательства транспортной прокуратурой в адрес Главного управления МЧС России по Республике Татарстан внесено обобщенное представление, которое рассмотрено и удовлетворено, но при этом какие-либо меры по исключению указанных объектов из реестра маломерных судов не предприняты.
Незаконное нахождение судов, не подлежащих государственной регистрации в реестре маломерных судов, нарушает права неопределенного круга лиц из числа владельцев маломерных судов, поскольку ограничивает оборот маломерных судов, а также возможность управления маломерными судами лицами, не имеющих удостоверение на право управления маломерными судами. Помимо этого, негативные последствия могут наступить и для государства, так как пока маломерные суда стоят на соответствующем регистрационном учете и внесены в реестр маломерных судов, то по ним собственники судов обязаны оплачивать соответствующие налоги.
Определением суда от <дата изъята> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Степанов Г.А., Столяров А.И., в качестве административных ответчиков – начальник Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Хабибуллин Р.З., начальник Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Сабиров И.Н.
Представитель административного истца в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, представил пояснения по делу.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, принимая во внимания положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие последних.
Выслушав пояснения истцовой стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Степанов Г.А. является собственником гребного судна «<данные изъяты>» без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна: <номер изъят>; Столяров А.И. - самодельного гребного судна без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна <номер изъят>.
<дата изъята> Татарским транспортным прокурором главному государственному инспектору по маломерным судам РТ Венедиктову Ю.В. направлен запрос <номер изъят> о предоставлении информации, подтверждающих внесение маломерных судов в реестр маломерных судов и сведений о результатах работы по исключению из реестра маломерных судов массой <данные изъяты> кг включительно и мощности двигателей ( в случае установки) до <данные изъяты> киловатт включительно, спортивных парусных судов, длина которых не должна превышать <данные изъяты> метров, которые не имеют двигателей и на которых оборудованы места отдыха, беспалубных несамоходных судов, длина которых не должна превышать <данные изъяты> метров.
<дата изъята> в ответ на указанный запрос заместителем руководителя территориального органа (главным государственным инспектором по маломерным судам) Главного управлению МЧС России по Республике Татарстан Венедиктовым Ю.В. предоставлен реестр маломерных судов до <данные изъяты> кг, в том числе гребное судно «<данные изъяты>» без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна: <номер изъят>, а также самодельное гребное судно без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна <номер изъят>.
Из материалов дела следует, что должностными лицами Центра ГИМС проведена и проводится масштабная информационная компания, направленная на уведомление владельцев судов об изменениях в законодательстве, необходимости выполнения тех или иных действий судовладельцами для снятия маломерных судов, не подлежащих регистрации в реестре маломерных судов, при наличии оснований.
В <дата изъята> годах на брифингах в Кабинете Министров Республики Татарстан, в Государственном Совете Республики Татарстан, в Татмедиа, с участием представителей СМИ доводилась необходимая информация. Соответствующая разъяснительная работа проводится руководителями отделений и участков подразделений ГИМС на телевидении; производятся трансляции «бегущей строкой» по телеканалам; размещается информация на информационных стендах расположенных в помещениях инспекторских отделений и участков. Уведомление граждан на постоянной основе осуществляется госинспекторами в ходе проведения контрольно-надзорных и профилактических функций на водных объектах.
Руководителям инспекторских подразделений Центра ГИМС поручено активизировать необходимую работу с владельцами указанных судов и информировать владельцев о необходимости обращения в подразделения ГИМС с заявлением о снятии с учета не подлежащих регистрации маломерных судов при наличии оснований, согласно Административного регламента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.
Согласно понятиям, данным в статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
В силу части 1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, а маломерное судно - в реестре маломерных судов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 м, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 м.
Согласно части 1 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, государственная регистрация судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, а маломерных судов в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2022 №132 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу подпункта 4 пункта 5 данного Положения Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования, и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
При этом, в материалы дела представлены регистрационные карточки – заявления:
- владельца - гребного судна «<данные изъяты> без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна: <номер изъят> Степанова Г.А. от <дата изъята>, в которой содержится следующая информация о судне – железная лодка «<данные изъяты>»; длина -<данные изъяты> м; ширина -<данные изъяты> м; высота борта -<данные изъяты> см; грузоподъемность – <данные изъяты> человека;
- владельца - самодельного гребного судна без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна <номер изъят> Столярова А.И. от <дата изъята>, в которой содержится следующая информация о судне – самодельная лодка, материал корпуса -фанера; длина - <данные изъяты> м; ширина -<данные изъяты> м; высота борта -<данные изъяты> см; грузоподъемность – <данные изъяты> человека;
Указанные выше характеристики не подтверждают факт несоответствие вышеуказанных судов требованиям пункта 1.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, предъявляемым к маломерным судам, в связи с чем, исследовав совокупность собранных по делу доказательств, проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для исключения гребного судна «<данные изъяты> без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна: <номер изъят>, судовладельцем которого выступает Степанов Г.А. и самодельного гребного судна без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна <номер изъят>, судовладельцем которого выступает Столяров А.И.
Также суд принимает во внимание следующее.
Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" были внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, а именно, статья 16 Кодекса была дополнена пунктом 1.1, в соответствии с которыми не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт (10,9 л. с.) включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Указанный Закон вступил в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Таким образом, до момента вступления в силу указанного Закона, в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации отсутствовали минимальные требования, предъявляемые к маломерным судам, в связи с чем, органом регистрации маломерных судов правомерно было зарегистрировано в качестве таких судов:
- гребное судно «<данные изъяты>» без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна: <номер изъят>, судовладельцем которого выступает Степанов Г.А.;
- самодельное гребное судно без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна <номер изъят>, судовладельцем которого выступает Столяров А.И.;
Из пункта 1 статьи 166 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации следует, что правила, установленные настоящим Кодексом, применяются к отношениям в области внутреннего водного транспорта, возникшим после введения настоящего Кодекса в действие.
Таким образом, законодатель прямо закрепил, что положения данного Кодекса обратной силы не имеют.
Ни Федеральный закон от 23.04.2012 N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна", ни иной нормативно-правовой акт не предусмотрел обязанности регистрирующего органа исключение из реестра тех или иных маломерных судов в зависимости от изменения законодательства.
Вследствие чего, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования прокурора о признании бездействий незаконными и возложении на Главное управление МЧС России по Республике Татарстан, Центр ГИМС Главного управления МЧС России по <адрес изъят> обязанности по исключению из реестра маломерных судов гребного судна «<данные изъяты>» без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна: <номер изъят> и самодельного гребного судна без двигателя и весом до <данные изъяты> килограммов, регистрационный номер судна <номер изъят>, включенного в указанный реестр, в соответствии с требованиями законодательства, действующего на момент регистрации судна в реестре.
Суд, анализируя представленные по делу доказательства, с учетом их оценки на относимость и допустимость, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Татарского транспортного прокурора об исключении судна из реестра маломерных судов.
Отказывая в удовлетворении требований, суд также приходит к выводу, что прокурором не доказано нарушение ответчиками интересов неопределенного круга лиц, в том числе из числа владельцев маломерных судов.
Так, обращаясь в суд с административным иском, Татарский транспортный прокурор указывает, что нахождение судна, не подлежащего государственной регистрации, в реестре маломерных судов, нарушает интересы неопределенного круга лиц из числа владельцев маломерных судов, поскольку ограничивает оборот маломерных судов, а также возможность управления маломерными судами лицами, не имеющих удостоверение на право управления маломерными судами.
Между тем, в случае, если бы нахождение судов, зарегистрированных в реестре до введения в действие Федерального закона N 36-ФЗ, каким-либо образом нарушало права и интересы Российской Федерации, законодатель бы указал на то, что применение данной нормы имеет обратную силу. Однако, такого указания в нормативно-правовых актах не содержится.
Согласно статье 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (пункт 1).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (часть 2).
Обращаясь в суд с административным иском об исключении судна из реестра, фактически истец не указывает, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к Российской Федерации не выполнил ответчик либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок производства по административным делам об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц. Гражданин, организация, иные лица вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений (споры в сфере публичных правоотношений), осуществляя проверку законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Таким образом, действующее законодательство об административном судопроизводстве, а равно руководящие разъяснения по вопросам его применения определяют, что в порядке административного судопроизводства осуществляется судебная проверка правомерности действий (бездействия) государственных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Возможность достижения цели обращения в суд в указанном порядке в данном случае отсутствует, поскольку к бездействию согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
Административный истец не обосновал наличие у административного ответчика обязанности по принятию решения об исключении спорного судна из реестра маломерных судов, которая, по смыслу указанных разъяснений, должна быть предусмотрена законодательно, и только неисполнение такой обязанности может свидетельствовать о его незаконном бездействии.
Ссылка административного истца на судебную практику иных регионов (при наличии противоположной судебной практики в Республике Татарстан и ряде иных субъектов Российской Федерации) не заслуживает внимание, поскольку прецедент в Российской Федерации официально не является источником права.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Татарского транспортного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан, Центру ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, начальнику Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Хабибуллину Р.З., начальнику Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Сабирову И.Н. о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по исключению из реестра маломерных судов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Р.И. Сафин
Копия верна
Судья Р.И. Сафин
Мотивированное решение составлено 26.07.2023