Дело № 2а-657/2021
УИД 65RS0003-01-2021-000740-55
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2021 года г. Анива
Анивский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д.
при ведении протокола секретарем Кызыл-оол С.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании недействующими отдельных положений постановления администрации Анивского городского округа от 01 октября 2018 года № 2258-па «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам инвестиционной деятельности на возмещение части затрат на разработку проектной документации и проведение изыскательских работ, приобретение оборудования для основного и вспомогательного производства»,
у с т а н о в и л:
24 августа 2021 года прокурор Анивского района обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что постановлением Анивского городского округа от 01 октября 2018 года № 2258-па утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам инвестиционной деятельности на возмещение затрат на разработку проектной документации и проведение изыскательских работ, приобретение оборудования для основного и вспомогательного оборудования.
Порядок опубликован в газете «Утро Родины» № 39 от 10 октября 2018 года.
21 июня 2021 года и.о. прокурора Анивского района принесен протест на указанный правовой акт, по результатам рассмотрения протест признан обоснованным, однако мер по приведению Порядка в соответствие с требованиями действующего законодательства не принято, изменения в Порядок не внесены.
Пункт 2.14.3 Порядка противоречит требованиям абзаца 4 подпункта «в» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актом, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателя, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492, а именно: ограничивает в праве на получение субсидии юридических лиц, находящихся в процессе реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица, ограничивает конкуренцию, а также в силу подпункта «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, является коррупциогенным фактором.
Изложив указанные в заявлении обстоятельства, прокурор Анивского района просит признать недействующим пункт 2.14.3 Порядка предоставления субсидий субъектам инвестиционной деятельности на возмещение части затрат на разработку проектной документации и проведение изыскательских работ, приобретение оборудования для основного и вспомогательного производства, утвержденного постановлением администрации Анивского городского округа от 01 октября 2018 года № 2258-па, и не соответствующим законодательству Российской Федерации в той части, в которой не предусматривает предоставление субсидии юридическим лицам, находящимся в процессе реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица.
В судебном заседании представитель административного истца - и.о. прокурора Анивского района Чайкин Т.В. настаивал на административных исковых требованиях по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Из поступившего от представителя административного ответчика по доверенности ФИО1 отзыва следует, что в настоящее время администрацией Анивского городского округа разработан новый Порядок, которым учтены все требования прокурора Анивского района, проект постановления находится на стадии согласования, официально не утвержден, в связи с чем требования прокурора являются обоснованными; в отзыве содержится ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного ответчика.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 212 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца Чайкина Т.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что 01 октября 2018 года администрацией Анивского городского округа издано постановление № 2258-па, которым утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам инвестиционной деятельности на возмещение части затрат на разработку проектной документации и проведение изыскательских работ, приобретение оборудования для основного и вспомогательного производства (далее – Порядок).
Пунктом 2.14.3 Порядка предусмотрены требования, которым должен соответствовать получатель субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения: не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок опубликован в общественно-политической газете «Утро Родины» муниципального образования «Анивский городской округ» № 39 от 10 октября 2018 года.
В соответствии с частью 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее – Общие требования к правовым актам).
Абзацем 4 подпункта «в» пункта 4 Общих требований к правовым актам (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 2381) предусмотрено, что в целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора) в правовом акте указываются требования к участникам отбора, которым должен соответствовать участник отбора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, или иную дату, определенную правовым актом: участники отбора - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность участника отбора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участники отбора - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям (подпункт «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96).
Таким образом, суд полагает, что пункт 2.14.3 Порядка противоречит абзацу 4 подпункта «в» пункта 4 Общих требований к правовым актам в той части, в которой не предусматривает предоставление субсидии юридическим лицам, находящимся в процессе реорганизации в форме присоединения к данному юридическому лицу другого юридического лица, что является коррупциогенным фактором, в связи с чем административные исковые требования прокурора Анивского района о признании недействующим и не соответствующим федеральному законодательству указанного пункта муниципального правового акта подлежат удовлетворению.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, изложенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспариваемый в части Порядок подлежит признанию недействующим с 30 декабря 2020 года, то есть с того времени, когда Порядок вошел в противоречие с Общими требованиями к правовым актам (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 2381).
Сообщение о принятии решения суда подлежит публикации в газете «Утро Родины», в которой оспариваемый муниципальный правовой акт был опубликован, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать недействующим с 30 декабря 2020 года пункт 2.14.3 Порядка предоставления субсидий субъектам инвестиционной деятельности на возмещение части затрат на разработку проектной документации и проведение изыскательских работ, приобретение оборудования для основного и вспомогательного производства, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Анивский городской округ» от 01 октября 2018 года № 2258-па, и не соответствующим законодательству Российской Федерации в той части, в которой не предусматривает субсидии юридическим лицам, находящимся в процессе реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица.
Сообщение о принятии решения суда подлежит публикации в газете «Утро Родины» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 24 сентября 2021 года.
Председательствующий: судья Н.Д. Невидимова