ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-658(1 от 09.09.2020 Пугачевского районного суда (Саратовская область)

№ 2а-658(1)/2020

64RS0028-01-2020-001541-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2020 г. г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Болишенковой Е.П.,

при секретаре Козловой Е.А.,

с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Коршуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной,

установил:

исполняющий обязаности Пугачевского межрайонного прокурора обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной, в дальнейшем в соответствии со ст. 46 КАС РФ уточнил административные исковые требования. Из административного искового заявления, следует, что прокуратурой проведен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления ресурсов, содержащих информацию, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что по указателю страницы сайта:

<Данные изъяты>

размещена информация о способах приостановления работы приборов учета с целью безучетного потребления энергоресурсов. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовного деяния. В целях ограничения доступа к информации на указанных сайтах необходимо внести данный указатель страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. На основании изложенного, с учетом уточнений, прокурор просил суд признать информацию по вышеуказанному указателю страницы сайта информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора Коршунова Е.А. уточненный административный иск поддержала.

Представитель заинтересованного лица Управление Роскомнадзора по Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

С административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ).

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из положений подпункта «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05 2011 № 354 (далее - Правила) следует, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов

Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе, административная ответственность предусмотренная ст. 7.27 КоАП РФ.

Ст. 7.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Ст. 7.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, ст. 165 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка
от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Статьей 15.1 ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Реестр)

В силу требований п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в Реестр, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утверждены правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы.

В соответствии с п. 5 указанных правил основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.

Из материалов дела следует, что Пугачевской межрайонной прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления ресурсов, содержащих информацию, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.

В ходе мониторинга выявлено, что в сети Интернет на сайте

<Данные изъяты>

размещена информация о способах приостановления работы приборов учета с целью безучетного потребления энергоресурсов. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Таким образом, ознакомиться с содержанием сайта может любой пользователь, в том числе, не достигший 18-летнего возраста, что может негативно отразиться на физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетнего.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра, скриншотами страниц сайта.

Распространение вышеуказанной информации оказывает негативное влияние на правосознание граждан, воспитывает противоправное поведение и способствует совершению преступлений.

Следовательно, данная информация в силу прямого указания закона запрещена для распространения в Российской Федерации.

Указатель страницы сайта, на котором размещена данная информация, в Реестре отсутствуют, решением суда доступ не ограничен, что подтверждается сообщением Управления Роскомнадзора по Саратовской области.

В связи с тем, что нахождение информационных материалов на указанной странице сайта способствует совершению уголовно наказуемых деяний, лицами, круг которых определить невозможно, вследствие свободного доступа к указанному сайту, а также нарушает интересы Российской Федерации, у прокурора имеется безусловное право обращения в суд с административным исковым заявлением.

Суд приходит к выводу, что в целях соблюдения требований действующего законодательства и защиты прав граждан, информацию, размещенную на странице сайта: <Данные изъяты>/ следует признать запрещенной.

Руководствуясь ст. 175 – 180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с указателем страницы сайта:

<Данные изъяты>

запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.

Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения вышеуказанных указателей страниц сайтов в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области.

Решение суда в окончательной форме принято 09.09.2020.

Судья