ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-658/17 от 08.12.2017 Малокарачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Административное дело № 2а-658/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2017 года с. Учкекен

Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Кислюк В.Г.,

с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2 А-К., действующей на основании доверенности № 12 от 03 апреля 2017 года,

при секретаре Тохчуковой З.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда материалы административного искового заявления ФИО1 об оспаривании отказа в государственной регистрации права Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии,

установил:

ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском и просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту Управление Росрегистрации, регистрирующий орган) в регистрации за ним права собственности на пешеходный переход через реку Хасаут, расположенный по адресу: КЧР, <адрес>, СПК Хасаут, урочище Ущелье Хасаут, <адрес>, . Административный иск обосновал тем, что он является собственником земельного участка расположенным по тому же адресу: в поселке <адрес>, . Для того, чтобы попасть на свой земельный участок он в администрации Малокарачаевского муниципального района получил разрешение на ввод в эксплуатацию пешеходного перехода через реку Хасаут, после чего для регистрации прав на этот переход подал все документы в Управление Росрегистрации. Однако в выдаче ему свидетельства о праве собственности на оборудованный им переход регистрирующим органом было отказано (отказ получил 30 октября 2017 года). В качестве основания для отказа регистрирующий орган привел отсутствие у него правоустанавливающего документа на земельный участок с кадастровым номером . Однако этот отказ заявитель считает незаконным, т.к. по его мнению переход не находится на земельном участке с данным кадастровым номером , соответственно у Управления Росрегистрации не имелось оснований требовать у него документы на земельный участок.

Иск был принят к производству суда, впоследствии по нему было назначено настоящее судебное заседание.

В заседании административный истец свои требования поддержал и пояснил, что в <адрес> ему на праве собственности принадлежит земельный участок . Поскольку доступ к принадлежащему ему земельному участку возможен только через протекающую рядом речку Хасаут, он, предварительно разработав проект, получив соответствующие разрешение на строительство, а затем разрешение на ввод в эксплуатацию в пойме реки действительно возвел мост (пешеходный переход). Один край перехода (моста) примыкает к его земельному участку, а второй - к другому участку с кадастровым номером . Но фактически он расположен вне данных земельных участков. После окончания строительства данный переход был поставлен на кадастровый учет. По своему характеру и конструктивным особенностям его нельзя отнести к объектам недвижимого имущества, прочно связанными с земельным участком, т.к. он может быть перемещен, убран, разобран и т.п. без каких-либо усилий и влияния на землю. Поэтому он считает, что поскольку переход поставлен на кадастровый учет, возможна его регистрация как линейного объекта, т.е. без предоставления земельного участка, и соответственно требование регистрирующего органа незаконно.

Присутствующая в заседании представитель административного ответчика ФИО2 А-К. подав письменные возражения на административный иск, поддержала их. Полагала доводы административного истца не состоятельными, основанными на ошибочном толковании норм закона. Подтвердила, что действительно истец 22 февраля 2017 года обращался в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на пешеходный переход, Сначала государственная регистрация была приостановлена, а в последующем ему было отказано в государственной регистрации в связи с отсутствием документов, необходимых для осуществления такой регистрации, а именно правоустанавливающего документа на земельный участок с кадастровым номером Также пояснила, что для регистрации линейных объектов законом предусматривается самостоятельный и иной порядок. У истца же по документам переход значится как объект именно недвижимого имущества. Просила отказать в полном объеме в удовлетворении требований, т.к. регистрирующий орган действовал в полном соответствии с возложенными на него функциями и прав административного истца не ущемлял.

Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено и следует из пояснений административного истца и представленных им документов, что у истца в собственности с 2003 года имеется земельный участок, мерою 2500 кв. метров (с кадастровым номером ) под жилым домом, полезной площадью 62 кв. метро, расположенный по адресу: КЧР, Малокарачаевский район, п. <адрес>, . Данное право истца надлежащим образом зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок (запись № от 30 мая 2003 года).

На основании разработанного по заказу ФИО1 соответствующего проекта (выполненного в 2016 году ИП ФИО3) ФИО1 20 апреля 2016 года администрацией Малокарачаевского муниципального района было дано разрешение на строительство № . Согласно дословного содержания данного документа, ему на основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ было дано разрешение на строительство линейного объекта (объекта капитального строительства входящего в состав линейного объекта) - пешеходного перехода, протяженностью 12 метров, через реку Хасаут к земельному участку по адресу: <адрес>, . Номер кадастрового квартала, в пределах которого планируется расположение объекта . Кадастровый номер земельного участка, в пределах которого планируется расположение объекта .

После возведения объекта административным истцом 31 января 2017 года было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 09. Как следует из данного документа администрацией Малокарачаевского муниципального района в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - пешеходного перехода через реку Хасаут к земельному участку по адресу: <адрес>, 7, расположенного в районе <адрес>, , СПК Схауат, урочище Ущелье Хасаут (публичный сервитут) на земельном участке с кадастровым номером и с кадастровым номером (публичный сервитут).

22 февраля 2017 года ФИО1 обратился в регистрирующий орган (к административному ответчику) с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество (пешеходный переход) и представил лишь следующие документы (согласно распики):

- само заявление о производстве государственной регистрации права,

- квитанцию на оплату услуг в размере 2000 рублей,

- разрешение на строительство от 20 апреля 2016 года и

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31 января 2017 года.

09 июня 2017 года (исх. № 09/006/058/2017-678) письменным сообщением Управления Росрегистрации на основании ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июня 2015 года в связи с истечением 09 июня 2017 года срока приостановления (указанного в ранее направленном 09 марта 2017 года уведомлении) и неустранением указанных в уведомлении причин приостановления регистрирующих действий, а именно в связи с отсутствием документов, необходимых для осуществления государственной регистрации - правоустанавливающего документа на земельный участок с кадастровым номером ФИО1 было отказано в регистрации права собственности на спорный пешеходный переход.

В силу ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обращение ФИО1 в регистрирующий орган было обусловлено именно намерением и желанием произвести государственную регистрацию права собственности на его имя на возведенный им объект - пешеходный переход. При этом он в ходе рассмотрения дела утверждал и настаивал, что его переход не является - как таковым - объектом недвижимого имущества, неразрывно связанным с землей, а полагал необходимым расценивать и отнести его к линейным объектам, также подлежащим государственной регистрации, но без обязательного выделения под них земельных участков.

Понятие линейных объектов приведено в ст. 1 Градостроительного кодекса. Согласно п. 10.1 данной статьи линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Судом также учитывается наличие Постановления Правительства РФ от 03 декабря 2014 года № 1300 «Об утверждении перечня объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В данном перечне приведены виды объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков. В нем действительно имеются, например, ряд линейных объектов и сооружений, но на возведение или размещение которых не требуется разрешение на строительство (например подземных линейных сооружений и их наземных частей и т.д. и т.п.). В данный перечень включены и элементы благоустройства территорий (беседки, ротонды, навесы, веранды, скамейки, мостики). Вместе с тем в приведенном перечне, либо ГрК РФ отсутствует понятие пешеходный переход, либо его отнесение к линейным объектам. Это обстоятельство не позволяет суду, не смотря на производство кадастрового учета пешеходного перехода его признать линейным объектом.

Более того, объективно ФИО1 при возведении пешеходного перехода в администрации Малокарачаевского муниципального района были получены именно разрешение на строительство, а затем и разрешение на ввод в эксплуатацию.

В силу же положений ст.ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ данные документы выдаются при осуществлении строительства, реконструкции объектов именно капитального строительства, не являющихся линейными объектами.

В связи с изложенным суд признает установленным, что изначально действия ФИО1 были направлены на получение разрешений на строительство, затем ввод в эксплуатацию именно объекта недвижимого имущества, а не линейного объекта. Соответственно он обращался в Управление Росрегистрации для государственной регистрации права собственности на пешеходный переход, как объект недвижимого имущества.

Основания, порядок и условия государственной регистрации именно объектов недвижимого имущества регламентированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218 -ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту ФЗ-218).

Как следует из ст. 1 ФЗ_218 данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.

Согласно ч. 1 ст. 40 ФЗ-218 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 данной статьи государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Из указанных положений, безусловно, следует, что обязательным условием для регистрации прав собственности на любые возведенные объекты недвижимого имущества (на которые как требуется получение (наличие) разрешения на ввод в эксплуатацию, так и не требуется) является предоставление в регистрирующий орган правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Согласно выписки из ЕГРН от 20 февраля 2017 года (о кадастровом учете) на пешеходный переход он также значится как объект недвижимого имущества, более того, расположенный на двух земельный участках с кадастровыми номерами: .

Никаких же правоустанавливающих документов на земельные участки из исследованной копии дела правоустанавливающих документов ФИО1 в Управление Россрегистрации не представлялось, т.е. данное обязательное условие им при обращении в регистрирующий орган выполнено не было.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 26 ФЗ-218 осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ст. 27 ФЗ-218 в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Тем самым в связи с неустранением ФИО1 в установленный срок недостатков регистрирующим органом правомочно было отказано в государственной регистрации права. Тем самым административный иск удовлетворению не подлежит.

Хотя в возражениях представитель административного ответчика ФИО2 А-К. ссылалась на пропуск ФИО1 срока на обращение в суд и просила отказать в иске и по этому основанию, решение по заявленным требованием принимается по существу, поскольку ссылки на то, что административному истцу стало известно об отказе в регистрации 14 июня 2017 года никакими объективными доказательствами не подтверждены; доводы же о том, что Чепель решение об отказе получил 30 октября 2017 года опровергнуты ничем также не были.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики (369000 <...>) через Малокарачаевский районный суд в течение месяца со дня его изготовления мотивированной части, а именно с 14 декабря 2017 года