ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-658/2017 от 12.05.2017 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-658/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2017 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Шнайдер О.А.,

при секретаре Чильчиновой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 Н к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о признании незаконным отказа в государственной регистрации внесения изменений об объекте недвижимости, обязании внести изменения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с административным заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с требованиями о признании незаконным отказов в государственной регистрации внесения изменений об объектах недвижимости, обязании внести изменения. Требования мотивированы тем, что истцом 15.03.2016 года получено разрешение Администрации МО «Майминский район» о согласовании перепланировки нежилых помещений, расположенных в подвале и на первом этаже жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Работы проведены, 22.08.2016 года изменения поставлены на кадастровый учет. 30.09.2016 года истец обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации изменений объектов недвижимого имущества, вызванных изменением площади в результате перепланировки. 11.11.2016 года государственным регистратором приняты решения об отказе в государственной регистрации изменений в связи с не предоставлением документов, подтверждающих разрешение на проведение реконструкции объектов, а также вводом его в эксплуатацию. 25.11.2016 года истец обратился к ответчику с просьбой признать незаконным решений об отказе в государственной регистрации, на что административный ответчик ответил отказом. Государственный регистратор ошибочно сделал вывод о реконструкции и о необходимости применения положений ст. 1 Градостроительного кодекса РФ о вводе объекта в эксплуатацию, поскольку нежилые помещения в перечень объектов капитального строительства не входят. К отношениям по реконструкции (перепланировке) нежилых помещений, строенных в жилые дома, применяются нормы ГК РФ. Решение о согласовании перепланировки было выдано в установленном порядке и направлено вместе с заявлениями о внесении изменений объекта недвижимого имущества. Применительно к помещениям истца изменения выразились в увеличении площади на 2, 3, 1 кв.м., в результате демонтажа внутренних не несущих перегородок, разборки внутренней облицовки стены. На основании изложенного административный истец просит признать незаконными отказы в государственной регистрации внесения изменений об объектах недвижимого имущества от 11.11.2016 года , , , обязать административного ответчика зарегистрировать изменения согласно заявлениям от 30.09.2016 года (записи в книге учета входящих документов , , ).

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц государственные регистраторы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай ФИО2, ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица филиал ФГУП «ФКП Росреестра по Республике Алтай о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат:

- часть здания многоэтажного жилого дома со встроенным магазином (подвал) , расположенного по адресу: <адрес> (помещение V);

- часть здания многоэтажного жилого дома со встроенным магазином , расположенного по адресу: <адрес> (помещение III);

- часть здания многоэтажного жилого дома со встроенным магазином , расположенного по адресу: <адрес> (помещение II).

30.09.2016 года ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Республике Алтай с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Так, ФИО1 просил изменить площадь: нежилого помещения на 84,5 кв.м.; нежилого помещения на 87,2 кв.м., нежилого помещения на 88,6 кв.м.

В процессе проведения правовой экспертизы представленных заявителем на регистрацию документов, государственным регистратором установлено, что в нарушение требований п. 14 ст. 1, п. 2 ст. 51, п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, административным истцом не представлены на государственную регистрацию документы, подтверждающие разрешение на проведение реконструкции названных объектов, а также ввод их в эксплуатацию.

11.11.2016 года Управление Росреестра по Республике Алтай отказало ФИО1 в государственной регистрации внесения изменений на объекты недвижимого имущества:

- сообщение по объекту – часть здания многоэтажного жилого дома со встроенным магазином ;

- сообщение по объекту – часть здания многоэтажного жилого дома со встроенным магазином ;

- сообщение по объекту – часть здания многоэтажного жилого дома со встроенным магазином .

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридический актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Пунктами 1, 2 статьи 16 Закона о регистрации предусмотрено, что для проведения государственной регистрации прав на основании заявления правообладателя прикладываются необходимые документы.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1 статьи 17 Закона о регистрации).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в статье 20 Закона о регистрации, к которым относятся, в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Пунктом 7 приказа Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества" установлено, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Из содержания пункта 14 статьи 1 ГрК РФ следует, что под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция объекта капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство (часть 1 статьи 51 ГрК РФ); ввод объекта в эксплуатацию - на основании разрешения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выдавшего разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).

Согласно пункту 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Принимая во внимание приведенные нормы материального права, для оценки законности отказа регистрирующего органа существенным условием является установление факта необходимости выдачи разрешения на строительство при реконструкции принадлежащих административному истцу нежилых помещений и ввода их в эксплуатацию.

Вместе с тем, в кадастровых делах на земельные участки с кадастровыми номерами ; , имеются заключения кадастрового инженера, которыми установлено следующее:

- площадь помещения с кадастровым номером по сведениям ГКУ 89,3 кв.м., а по натуральному обмеру 84,5 кв.м. Площадь помещения изменилась в результате перепланировки, что подтверждается актом приемочной комиссии по приемке помещения после перепланировки. Таким образом, площадь помещения с кадастровым номером принято считать 84,5 кв.м.;

- площадь помещения с кадастровым номером по сведениям ГКУ 84,9 кв.м., а по натуральному обмеру 87,2 кв.м. Площадь помещения изменилась в результате перепланировки, что подтверждается актом приемочной комиссии по приемке помещения после перепланировки. Таким образом, площадь помещения с кадастровым номером принято считать 87,2 кв.м.;

- площадь помещения с кадастровым номером по сведениям ГКУ 87,6 кв.м., а по натуральному обмеру 88,6 кв.м. Площадь помещения изменилась в результате перепланировки, что подтверждается актом приемочной комиссии по приемке помещения после перепланировки. Таким образом, площадь помещения с кадастровым номером принято считать 88,6 кв.м.;

В соответствии с абзацем четвертым пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в подразделе I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав.

Факт изменения площадей спорных жилых помещений в Едином государственном реестре прав подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 04.04.2017 года № 3970, №3968, №3969 в соответствии с которыми ФИО1 на праве собственности принадлежат:

- нежилое помещение , расположенное по адресу: <адрес> (помещение V), площадью 84,5 кв.м.;

- нежилое помещение , расположенное по адресу: <адрес> (помещение II), площадью 88,6 кв.м.;

- нежилое помещение , расположенное по адресу: <адрес> (помещение III), площадью 87,2 кв.м.

Учитывая, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объектах недвижимого имущества, с учетом изменения параметром их площадей о которых просил ФИО1 в заявлениях, поданных в Управление Росреестра по Республике Алтай, 30.09.2017 года, а именно площадь нежилого помещения составляет 84,5 кв.м.; площадь нежилого помещения составляет 87,2 кв.м., площадь нежилого помещения составляет 88,6 кв.м., суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом ФИО1 требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,186, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 Н к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о признании незаконными отказов в государственной регистрации внесения изменений об объектах недвижимого имущества от 11.11.2016 года , , в связи с требованием документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, для предоставления государственной услуги, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай зарегистрировать изменения согласно заявлениям от 30.09.2016 года (записи в книге учета входящих документов , , ), отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Судья О.А. Шнайдер

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ