Дело № 2а-74/2022
Поступило 24.12.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2022 года р.п.Краснозерское
Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Колокольниковой О.М.,
при секретаре Онищук А.И.,
с участием ст.помощника прокурора Краснозерского района Новосибирской области Стениной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Краснозерского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронной форме муниципальных услуг и возложении обязанности обеспечить возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронном виде муниципальных услуг,
у с т а н о в и л:
прокурор Краснозерского района Новосибирской области обратился в суд с административным иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронной форме муниципальных услуг и возложении обязанности обеспечить возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронном виде муниципальных услуг, по следующим основаниям.
Порядок оказания государственных и муниципальных услуг регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В силу п.3 ч.5 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Подпунктом 2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме.
Согласно п.п.2 п.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления, требований пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 01 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 года №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде (далее Распоряжение №19993-р).
При этом установлены предельные (заключительные) сроки для перехода на предоставление услуг в электронном виде для органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.
Согласно положениям паспорта национального проекта национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Федеральный проект «Цифровое государственное управление», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04 июня 2019 №7, его задачами являются: обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием (п.1.4 раздела 4.6), внедрение цифровых технологий в сфере оказания приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг (п.1.37 раздела 4.6).
Прокуратурой Краснозерского района проведена проверка исполнения администрацией Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области законодательства при предоставлении государственных и муниципальных услуг, установлено, что администрацией Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области предоставляются муниципальные услуги, которые относятся к сводному перечню первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями – Приложение №1 Распоряжению №1993-р (далее сводный перечень), а именно: «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (п.47 Сводного перечня), до 01.01.2013 г.; «Предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению (п.48 Сводного перечня), до 01.12.2010 г.; «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (п.49 Сводного перечня), до 01.01.2013 г.; «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду» (п.52 Сводного перечня), до 01.12.2010 г.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области в нарушение указанных требований законодательства не обеспечена возможность получения гражданами указанных муниципальных услуг в электронной форме.
В частности, на федеральном портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Новосибирской области (https://www.gosuslugi.ru/r/novosibirsk) отсутствует информация об указанных муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области в электронной форме.
Указанные обстоятельства создают административные барьеры для реализации прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг. Также указанные обстоятельства не обеспечивают возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области по непринятию мер по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронной форме муниципальных услуг:
-«Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (п.47 Сводного перечня);
-«Предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению (п.48 Сводного перечня);
-«Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (п.49 Сводного перечня);
-«Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду» (п.52 Сводного перечня).
Обязать администрацию Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронном виде муниципальных услуг:
-«Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (п.47 Сводного перечня);
-«Предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению (п.48 Сводного перечня);
-«Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (п.49 Сводного перечня);
-«Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду» (п.52 Сводного перечня).
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Стенина О.П. административные исковые требования, поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель административного ответчика администрации Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области Калашников В.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил суду заявление о признании заявленных требований в полном объёме, просит принять признание иска, рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии представителя административного ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга, поскольку согласно ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.
Прокуратурой Краснозерского района Новосибирской области проведена проверка исполнения администрацией Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области законодательства при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Администрацией Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области предоставляются муниципальные услуги, которые относятся к сводному перечню первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями - Приложение №I Распоряжению №1993-р, а именно, «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (п.47 Сводного перечня), до 01.01.2013 г.; «Предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению (п.48 Сводного перечня), до 01.12.2010 г.; «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (п.49 Сводного перечня), до 01.01.2013 г.; «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду» (п.52 Сводного перечня), до 01.12.2010 г. (л.д.6-9).
В ходе проверки проведенной прокуратурой Краснозерского района Новосибирской области установлено, что администрацией Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области в нарушение указанных требований законодательства не обеспечена возможность получения гражданами указанных муниципальных услуг в электронной форме (л.д.10). Так, на федеральном портале государственных услуг(https://www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Новосибирской области (https://www.gosuslugi.ru/r/novosibirsk) отсутствует информация об указанных муниципальных услугах, предоставляемой администрацией Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области в электронной форме (л.д.11-15).
Порядок оказания государственных и муниципальных услуг регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона от 27 июля 2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
В силу п.3 ст.5 Федерального закона от 27 июля 2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Подпунктом 2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме.
Согласно п.п.2 п.1 ст.10 Федерального закона №210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований п.3 ч.1, п.1 ч.2 ст.6, п.2 ч.1 ст.7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 1 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.
При этом, установлены предельные (заключительные) сроки для перехода на предоставление услуг в электронном виде для органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.
В соответствии с положениями паспорта национального проекта национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Федеральный проект «Цифровое государственное управление», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04 июня 2019 г. №7, его задачами являются: обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием (п.1.4 раздела 4.6), внедрение цифровых технологий в сфере оказания приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг (п.1.37 раздела 4.6).
Таким образом, необеспечение возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронной форме указанных выше муниципальных услуг, создают административные барьеры для реализации прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг. Также указанные обстоятельства не обеспечивают возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Круг лиц, чьи права и законные интересы нарушены бездействием администрации Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области не может быть индивидуализирован, поскольку число граждан, проживающих на территории муниципального образования не является постоянным, изменяется со временем, в связи с чем, конкретные лица, чьи права нарушены бездействием администрации не могут быть четко определены и привлечены к участию в качестве истцов.
Прокурором Краснозерского района Новосибирской области в суд представлены доказательства тем обстоятельствам, что Администрацией Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области не обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности указанных в иске муниципальных услуг в электронной форме.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, необеспечение возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронной форме указанных выше муниципальных услуг нарушает права неопределенного круга лиц, поэтому суд признает административное исковое заявление прокурора Краснозерского района Новосибирской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, с учетом характера и объема мероприятий, подлежащих выполнению для исполнения решения, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – до 31 декабря 2022 года. При этом суд учитывает, что данный срок обеспечит соблюдение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд с иском.
Прокурор при подаче иска в суд на основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус».
В соответствии с ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление прокурора Краснозерского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронной форме муниципальных услуг:
-«Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (п.47 Сводного перечня);
-«Предоставление информации о порядке предоставления жилищно- коммунальных услуг населению (п.48 Сводного перечня);
-«Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (п.49 Сводного перечня);
-«Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду» (п.52 Сводного перечня).
Обязать администрацию Коневского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронном виде муниципальных услуг:
-«Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (п.47 Сводного перечня);
-«Предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению (п.48 Сводного перечня);
-«Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (п.49 Сводного перечня);
-«Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду» (п.52 Сводного перечня).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Краснозерский районный суд Новосибирской области.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья