ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6594/18 от 09.04.2019 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

< >

Дело № 2а – 770/2019

УИД 35RS0001-02-2018-006878-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Череповец 9 апреля 2019 года

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Ю.,

с участием представителя административного истца по доверенности Корнат П.И.,

представителя административного ответчика по доверенности Толочко М.Н.,

заинтересованного лица Ерегиной Н.Е.,

при секретаре Доннер Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску публичного акционерного общества «Северсталь» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области о признании незаконным предписания,

установил:

ПАО «Северсталь» обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области (далее – Управление Росприроднадзора по Вологодской области) о признании незаконным предписания ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Вологодской области была проведена плановая выездная проверка ПАО «Северсталь» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, по результатам которой Обществу выдано предписание об устранении нарушения в области охраны окружающей среды ДД.ММ.ГГГГ с указанием на обязанность юридического лица в срок ДД.ММ.ГГГГ разработать и согласовать в установленном порядке план снижения сбросов загрязняющих веществ (по алюминию) через выпуск в Рыбинское водохранилище до установленных нормативов. В соответствии с пунктом 3.1.2 акта проверки ДД.ММ.ГГГГ по итогам контрольного химического анализа отобранных ДД.ММ.ГГГГ проб сточных вод на выпуске в Рыбинское водохранилище < > было выявлено превышение фактической концентрации алюминия в сточных водах Общества в 1, 5 раза над концентрацией, отраженной в выданном ПАО «Северсталь» разрешении на сброс загрязняющих веществ в водные объекты ДД.ММ.ГГГГ. Превышение концентрации загрязняющего вещества в сточных водах на выпуске квалифицировано Управлением Росприроднадзора по Вологодской области как нарушение Обществом нормативов допустимого сброса. С принятым предписанием ПАО «Северсталь» не согласно, поскольку нормативы допустимого сброса – это объем или масса загрязняющего вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению (сбросу) в водный объект в единицу времени. Единицами измерения нормативов допустимого сброса являются граммы в час (г/час) и тонны в год (т/год). Значение допустимой концентрации загрязняющих веществ, указанные в разрешениях на сбросы, используются исключительно с целью расчета (по установленной формуле) величины нормативов допустимого сброса. При этом сами значения допустимой концентрации (мг/дм3) и значения расхода сточных вод (м3/час) не являются нормативами допустимого сброса или иными нормативами допустимого воздействия на окружающую среду. Таким образом, отклонение фактической концентрации загрязняющего вещества от указанной в разрешении на сброс, само по себе не свидетельствует о нарушении Обществом нормативов допустимого сброса, поскольку Управление Росприроднадзора по Вологодской области не установило значение фактического количества (массы) загрязняющих веществ в составе сточных вод с привязкой к объему сбрасываемых сточных вод (м3/час), то есть не выявило превышения нормативов допустимого сброса с указанием конкретных значений такого превышения (г/час, т/год). Предусмотренные Методикой для расчета нормативов допустимого сброса допустимая концентрация вещества и расход сточных вод не являются нормативами, что следует из положений статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды». Нормативы допустимых сбросов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов. На основании утвержденных Двинско – Печорским Бассейновым водным Управлением Федерального агентства водных ресурсов для ПАО «Северсталь» нормативов допустимого сброса по выпускам сточных вод и < > Управление Росприроднадзора по Вологодской области ежегодно выдает Обществу разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект в пределах, утвержденных юридическому лицу нормативов допустимого сброса и/или лимитов на сбросы. При этом в письме ДД.ММ.ГГГГ Двинско – Печорским Бассейновым водным Управлением Федерального агентства водных ресурсов указано, что значение концентрации загрязняющих веществ (в т.ч. указанные в разрешительной документации на сбросы), нормативами допустимого сброса не являются, поскольку установленные для водопользователей нормативы допустимого сброса определяются в соответствии с показателями массы химических веществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Таким образом, для доказывания факта превышения нормативов допустимого сброса Управлению Росприроднадзора по Вологодской области необходимо установить превышение допустимой для сброса в водный объект массы конкретного загрязняющего вещества, а не его концентрации. Одновременно с отбором сточных вод на выпуске , проведенным административным ответчиком в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, в рамках производственного экологического контроля сточных вод осуществлялся контрольный отбор проб сточных вод специалистами независимой аналитической лаборатории филиала ООО «< >» <адрес>, по результатам анализа проб которого превышения в сточных водах допустимой концентрации по алюминию не выявлено. При этом в представленном лабораторией протоколе выполнения контроля сточных вод приведены данные не только о фактической концентрации загрязняющих веществ в сточной воде по выпуску , но и указаны расход сточных вод и массы сброшенных загрязняющих веществ, свидетельствующие об отсутствии превышения установленных ПАО «Северсталь» нормативов допустимого сброса. Если руководствоваться значением фактической концентрации алюминия, выявленной Управлением Росприроднадзора по Вологодской области, то с учетом имеющихся данных по расходу сточных вод, превышение установленных Обществу нормативов допустимого сброса отсутствует. Факт соблюдения ПАО «Северсталь» установленных ему нормативов, то есть массы загрязняющих веществ, сбрасываемых в единицу времени (г/час) по выпуску , подтверждается экспертным заключением ФГБУ «< >» ДД.ММ.ГГГГ, выданным по результатам проверки, согласно пункту 9.2.3 которого загрязнение водного объекта – Рыбинское водохранилище < > вследствие превышения в сточных водах Общества на выпуске и допустимой концентрации по алюминию не установлено. Указание в акте проверки и предписании на то, что в результате превышения концентраций алюминия при сбросе сточных вод < > ПАО «Северсталь» нарушаются требования части 4 статьи 35, части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации необоснованно, поскольку доказательств несоблюдения Обществом нормативов допустимого воздействия, устанавливаемых в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, не представлено. Согласно предписанию ПАО «Северсталь» обязано в установленном порядке в срок ДД.ММ.ГГГГ разработать и согласовать план снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов через выпуск в Рыбинское водохранилище до установленных ему нормативов допустимого сброса по загрязняющему веществу – алюминий. Однако порядок разработки и согласования водопользователем планов снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты действующим законодательством не установлен. Согласно Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты план снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимого сброса разрабатывается водопользователем добровольно в целях получения лимитов на сбросы загрязняющих веществ и предоставляется в территориальный отдел Росприроднадзора вместе с заявлением на установление лимитов на сбросы. Отсутствие согласованного с территориальным отделом Росприроднадзора плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимого сброса по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, является основанием для отказа водопользователю в выдаче разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы (пункт 23 Административного регламента). ПАО «Северсталь» с заявлением в Управление Росприроднадзора по Вологодской области об установлении лимитов на сбросы по загрязняющему веществу алюминий (в составе сточных вод по выпуску < >) не обращалось, следовательно, установленных законом оснований для разработки плана снижения сбросов по данному веществу не имеется. Согласно утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 № 2 формы плана снижения сбросов достигаемый экологический эффект от поэтапного снижения сбросов в результате реализации указанного плана исчисляется в виде снижения массы загрязняющего вещества (т/год) по конкретному выпуску, по конкретному загрязняющему веществу. Однако фактов превышения нормативов допустимого сброса в виде массы загрязняющих веществ через выпуск в сточных водах не зафиксировано. Указано, что акт проверки Общества, на основании которого Управлением Росприроднадзора по Вологодской области выдано предписание, не содержит доказательств нарушения установленных нормативов допустимого сброса через выпуск < >, а отсутствие установленного законом порядка разработки и согласования плана снижения сбросов и самой обязанности по разработке такого плана свидетельствует о неисполнимости выданного предписания.

Определениями судьи Череповецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Ефремова Р.О., Ерегина Н.Е., Белов М.Н.

В судебном заседании представитель ПАО «Северсталь» по доверенности Корнат П.И. требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что различие в результатах анализов проб ФГБУ «< >» и ООО «< >» <адрес> связано с применением различных методик. При этом лаборатория Общества дает более точные показатели. Указал, что значение концентрации возможно и влияет на нормативы допустимого сброса, но в данном случае превышения показателей нормативов не установлено.

Представитель административного ответчика – Управления Росприроднадзора по Вологодской области по доверенности Толочко М.Н. в судебном заседании иск не признала, указав, что ПАО «Северсталь» были нарушены требования законодательства в области охраны окружающей среды, поскольку установлен факт превышения значения концентрации по алюминию в сбросе загрязняющих веществ в сточные воды. При этом концентрация является одним из составляющих элементов нормативов допустимого сброса.

Заинтересованное лицо – Ерегина Н.Е. в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что исходя из требований предписания ПАО «Северсталь» должно провести ряд мероприятий по соблюдению показателей концентрации по алюминию в составе сброса загрязняющих веществ в сточные воды. План снижения сбросов загрязняющих веществ составляется с целью снижения массы конкретного загрязняющего вещества. Нормативы допустимого сброса ПАО «Северсталь» не превышены, однако соблюдать допустимое значение концентрации Общество также обязано.

Заинтересованные лица – Ефремова Р.О., Белов М.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Управления Росприроднадзора по Вологодской области проведена плановая выездная проверка соблюдения ПАО «Северсталь» требований водоохранного законодательства, в ходе которой ФГБУ «< >» ДД.ММ.ГГГГ проведен отбор проб сточных вод на выпуске в Рыбинское водохранилище, по результатам контрольного химического анализа обнаружено превышение установленных нормативов допустимых сбросов в пределах нормативов допустимого сброса (нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в Рыбинское водохранилище (приказ Двинско – Печорского Бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов ДД.ММ.ГГГГ), разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) ДД.ММ.ГГГГ), по алюминию в 1, 5 раза, что отражено в акте ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Вологодской области Ерегиной Н.Е. выдано в отношении ПАО «Северсталь» предписание , согласно которому Общество обязано в срок ДД.ММ.ГГГГ разработать и согласовать в установленном порядке план снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов через выпуск в Рыбинское водохранилище по веществу: алюминий.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.

Согласно частям 1, 3 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты, что предусмотрено статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает понятия нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, под которыми понимаются нормативы, установленные в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды, а также нормативов допустимых сбросов – нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

При этом нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду (статья 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно пунктам 9.1.2, 9.1.4 экспертного заключения ФГБУ «< >» ДД.ММ.ГГГГ по результатам количественного химического анализа отобранных проб сточных вод выпуска ПАО «Северсталь» в Рыбинское водохранилище (< >) обнаружено превышение допустимой концентрации в пределах нормативов допустимого сброса по одному из семнадцати определяемых показателей – алюминию в 1, 5 раза. По результатам расчета массы алюминия, сбрасываемой в час (77, 47 г/час), разрешенный сброс алюминия в пределах нормативов допустимых сбросов (ВСС) 120 г/час не превышен. Утвержденный расход сточных вод и разрешенный сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых сбросов (ВСС) г/час не превышен.

За нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект постановлением Управления Росприроднадзора по Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Северсталь» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 80 000 рублей.

Решением Череповецкого городского суда от 06.02.2019, оставленным без изменения решением Вологодского областного суда от 14.03.2019, жалоба ПАО «Северсталь» на постановление Управления Росприроднадзора по Вологодской области о назначении административного наказания ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворена; постановление Управления Росприроднадзора по Вологодской области о назначении административного наказания ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Северсталь» в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. При этом указано, что значения допустимой концентрации загрязняющих веществ сами по себе не являются нормативами допустимого сброса соответствующих веществ, данные понятия не идентичны. Доказательств превышения ПАО «Северсталь» нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов не представлено.

В предписании ДД.ММ.ГГГГ Управление Росприроднадзора по Вологодской области возложило на ПАО «Северсталь» обязанность по устранению выявленного превышения допустимой концентрации в пределах нормативов допустимого сброса по показателю – алюминий в 1, 5 раза путем разработки и согласования в установленном порядке плана снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов через выпуск .

Исходя из анализа Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 № 2, целью разработки плана снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов является поэтапное достижение установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы. План разрабатывается при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ для установления лимитов на сбросы при условии наличия утвержденных для объектов централизованных систем водоотведения и объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, нормативов допустимых сбросов.

Учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих о превышении ПАО «Северсталь» нормативов допустимых сбросов, а также то обстоятельство, что план снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов составляется с целью снижения массы конкретного загрязняющего вещества, а не его концентрации, применение лабораторией ООО «< >», с которым у ПАО «Северсталь» заключен договор об оказании услуг по проведению экологического производственного инструментального контроля, и ФГБУ «< >» различных методик при проведении исследования отобранных проб сточных вод выпуска , что отражается на их результатах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования публичного акционерного общества «Северсталь» удовлетворить.

Признать незаконным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ по устранению публичным акционерным обществом «Северсталь» нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 12.04.2019.

Судья < > Е.Ю. Филиппова