ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6596/2015 от 22.12.2015 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2а-6596/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2015 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Федоровой Т.В.,

с участием представителя административных истцов - ООО «Азов», общественной организации «Федерация футбола города Чебоксары» Бондарчук Т.Е., действующей на основании доверенностей от дата,

представителя административного ответчика – администрации города Чебоксары Чувашской Республики Владимировой Е.Е., действующей на основании доверенности от дата,

------ прокурора Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республик Николаевой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Азов», общественной организации «Федерация футбола города Чебоксары» к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании противоречащим закону и не действующим со дня принятия ------ Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики ----- от дата, в части,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Азов» (далее – ООО «Азов»), общественная организация «Федерация футбола города Чебоксары» (далее – ОО «Федерация футбола города Чебоксары») обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании недействующими со дня принятия ------ и ------ Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики ----- от дата, в части установления размера арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными (занятыми) для размещения объектов спорта на территории города Чебоксары.

В обоснование требований указано, что ООО «Азов» является собственником спортивного комплекса общей площадью ------ и площадью застройки ------., назначение – нежилое, степень готовности – ------, инв. -----, литеры ------, адрес объекта: адрес, что подтверждается свидетельством о праве собственности от дата. Для завершения строительства данного спортивного комплекса ООО «Азов» использует земельный участок с кадастровым номером ----- на основании договора аренды с администрацией города Чебоксары от дата----- и дополнительного соглашения к этому договору от дата. Данный договор действует в настоящее время в силу п.2 ст.621 ГК РФ. ОО «Федерация футбола города Чебоксары» дата заключила с администрацией города Чебоксары договор аренды земельного участка площадью ------ с кадастровым номером ----- для строительства спортивного комплекса по адрес Позже ОО «Федерация футбола города Чебоксары» заключила договор аренды и на дополнительный смежный участок с кадастровым номером -----. На вышеуказанных земельных участках построен и введен в эксплуатацию спортивный комплекс «------». Право собственности на спорткомплекс зарегистрировано за ОО «Федерация футбола города Чебоксары» в установленном порядке. ОО «Федерация футбола города Чебоксары» в соответствии со ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в администрацию с просьбой о предоставлении в аренду земельного участка для эксплуатации спорткомплекса. По причине бездействия администрации, ОО «Федерация футбола города Чебоксары» вынуждена была обратиться в суд. Решением ------ на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность по предоставлению земельного участка в аренду для эксплуатации спорткомплекса. Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики ----- от дата утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка, размер годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определяется по следующей формуле: А = К кад.ст. х К1 х К2 х КЗ, где: А - годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок; К кад.ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка; К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной органами местного самоуправления; К2 - коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка (приложение); КЗ - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов (утверждается органами местного самоуправления). Используя данную формулу и применяя соответствующие коэффициенты, расчетным путем устанавливается, что в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения объектов спорта на территории города Чебоксары размер арендной платы существенно завышен. Так, в отношении земельного участка, предоставленного ООО «Азов» для завершения строительства спортивного комплекса (расположенного в кадастровом квартале -----), администрацией применяется следующий расчет: ------), что в процентом отношении к кадастровой стоимости дает ------. В отношении земельного участка, который администрация обязана предоставить в аренду ОО «Федерация футбола города Чебоксары» для эксплуатации спорткомплекса «------» (расположенного в кадастровом квартале -----), применяется следующий расчет: ------ что в процентом отношении к кадастровой стоимости дает ------. Для других кадастровых кварталов ситуация аналогичная и ставка тоже превышает ------ от кадастровой стоимости. Пунктом ------ Порядка размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, устанавливается в размере

за четвертый год аренды земельного участка в пятикратном размере годовой арендной платы установленном договором аренды земельного участка, но не менее двукратной налоговой ставки земельного налога; за пятый и последующие годы аренды земельного участка в десятикратном размере годовой арендной платы установленном договором аренды земельного участка, но не менее двукратной налоговой ставки земельного налога. В силу пунктов 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации). Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Как разъяснено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11, принципы определения арендной платы, установленные Постановлением N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу принципа экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, и этот принцип исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Для организаций спорта в городе Чебоксары арендная плата за землю значительно выросла. Так, для арендуемого ООО «Азов» и используемого ОО «Федерация футбола города Чебоксары» участков размер аренды в дата исчислялся исходя из ставки, действующей в дата в размере ------ за кв. метр (при этом в дата ставка была ------ за кв.метр). Оспариваемым постановлением для спортивных объектов он установлен на дата в размере ------/кв.м. в год, что в ------ раз больше, чем в дата для Федерации, и в размере ------/кв.м. в год для ООО «Азов», что более чем в ------ раз выше, чем до принятия оспариваемого постановления. Полагают, что при принятии оспариваемого Порядка в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) объектами спорта, отсутствует экономическая обоснованность. Арендная плата установлена произвольно, без проведения экспертных расчётов, в размере, не соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, что противоречит правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 г. № 209-0 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Более того, пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, утвержденных Постановлением № 582, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Приказом Минэкономразвития России от дата----- "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и представлены (заняты) для размещения объектов спорта" на основании пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением № 582, была установлена ставка арендной платы в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены (заняты) для размещения объектов спорта. При таких обстоятельствах полагают, что ставка арендной платы за земли, предоставленные (занятые) какими-либо объектами спорта, для всех публичных земель, в частности в городе Чебоксары, не может превышать ------ кадастровой стоимости таких земельных участков. Полагают, что при наличии или при отсутствии наличия экономического расчёта, в любом случае ------ и ------ Порядка, устанавливающее более высокие, чем ------ ставки, противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" с учетом принятого Приказа Минэкономразвития России от дата-----. ------ Порядка устанавливает различный размер арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения негосударственных (немуниципальных) и государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта, поскольку определяет необходимость использования для её расчета различные соответствующие коэффициенты К2 и КЗ (Пункты ------ приложения ----- и столбцы №----- приложения ----- к Порядку). Полагают, что это противоречит утвержденным пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от дата № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - а именно, принципу запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. Также ------ Порядка, определяя необходимость применения при расчете арендной платы п.п ------ приложения ----- и столбцов ----- и ----- приложения ----- к Порядку создает неравные, дискриминационные условия, ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов (муниципальной и немуниципальной собственности), а значит, противоречит ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Оспариваемым постановлением на ООО «Азов» возлагается обязанность по уплате арендных платежей в необоснованно завышенном размере, что приводит к ухудшению экономического положения ООО «Азов». Полагают, что ОО «Федерация футбола города Чебоксары» имеет право на заключение договора аренды земельного участка с установлением в договоре размера арендной платы, соответствующего установленным в вышеуказанном Постановлении № 582 основным принципам. Вместе с тем, в силу ст. 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В силу того, что регулирование арендной платы за земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие администрацией оспариваемого постановления устанавливает ставки арендной платы и методику их расчета независимо от воли сторон будущего договора аренды. При наличии действующего оспариваемого постановления, Федерация не имеет возможности заключить будущий договор аренды с применением иных ставок, чем установлены администрацией. Следовательно, оспариваемое постановление нарушает право ОО «Федерация футбола города Чебоксары» (создает реальную угрозу нарушения) на заключение договора аренды земельного участка с установлением в договоре размера арендной платы, соответствующего установленным в Постановлении № 582 основным принципам. Кроме того, уже в настоящее время ОО «Федерация футбола города Чебоксары» хоть и не является арендатором земельного участка, но, являясь собственником спорткомплекса (объекта недвижимости), использует земельный участок, занимаемый спорткомплексом. ОО «Федерация футбола города Чебоксары» не является ни арендатором земельного участка, ни плательщиком земельного налога (собственником земельного участка). Полагают, что в настоящий момент по вине администрации, ОО «Федерация футбола города Чебоксары» не уплачивает арендную плату, которую обязана была бы уплатить при наличии договора аренды земельного участка. Администрацией подан иск в Арбитражный Суд Чувашской Республики о взыскании неосновательного обогащения соразмерного не уплаченной арендной платы за дата Размер неуплаченной арендной платы за дата определяется оспариваемым Порядком. Поскольку неосновательное обогащение соответствует неуплаченной арендной плате, то размер арендной платы, установленный оспариваемым постановлением, накладывает на ОО «Федерация футбола города Чебоксары» обязанность по уплате завышенного платежа, что необоснованно ухудшает экономическое положение организации. Таким образом, на Федерацию возлагается повышенное бремя расходов за пользование землей. Кроме того, Устав ОО «Федерация футбола города Чебоксары» определяет развитие футбола в городе Чебоксары как основной и приоритетный вид деятельности. В силу пункта 16 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спортивная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. Незаконное увеличение ставок арендной платы за пользование земельным участком для строительства и эксплуатации спортивных сооружений и нарушение конкуренции препятствует развитию спорта в целом и футбола в частности. Все собственники спортсооружений вынуждены нести необоснованные дополнительные затраты в виде завышенной арендной платы, что вынуждает их увеличивать стоимость аренды футбольных полей при проведении соревнований и тренировочных занятий, что препятствует развитию футбола в городе Чебоксары, затрагивает интересы истцов как организаций, развивающих футбол в городе Чебоксары. Произвольное увеличение арендных ставок за земельные участки, занимаемые спортсооружениями, приводит к увеличению затрат собственников спортсооружений, ухудшает их экономическое положение, что в конечном итоге приводит к уменьшению бесплатного доступа на спортсооружения для всех лиц, включая истцов. Оспариваемый в части нормативный акт был опубликован в издании «------» дата-----. Полагают, что оспариваемый нормативный акт не соответствует Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» и принятому во исполнение данного постановления Правительства РФ Приказу Минэкономразвития России от дата----- «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и представлены (заняты) для размещения объектов спорта», а также ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции».

Представитель административных истцов ООО «Азов», общественной организации «Федерация футбола города Чебоксары» Бондарчук Т.Е. в судебном заседании представила уточненные административные исковые заявления, согласно которым ООО «Азов» просит признать противоречащим закону и не действующим со дня принятия ------ Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики ----- от дата (в редакции постановления администрации города Чебоксары Чувашской Республики от дата-----), в части, устанавливающей коэффициент К3, в целях применения для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленными для строительства (размещения) объектов физической культуры и спорта в кадастровом квартале ----- в размере выше ------. Уточненное заявление мотивировано следующим. Из формулы расчета арендной платы за пользование земельными участками, для расчета размера арендной платы на территории города Чебоксары Чувашской Республики используются четыре показателя. При этом конкретный размер этих показателей устанавливается не одним, а различными органами. С учетом изложенного полагает, что после принятия Постановления № 582 каждый нормативный акт (имеющий меньшую юридическую силу, чем постановление № 582) должен соответствовать постановлению № 582, а значит, каждый из органов государственной и муниципальной власти обязан принимать подведомственные ему нормативные акты, устанавливающие один из четырех показателей, с обязательным учетом требований Постановления № 582, то есть, учитывая основные принципы. В соответствии Порядком Кабинета Министров Чувашии, дата, то есть после вступления в силу Постановления № 582, администрацией города Чебоксары Чувашской Республики принято Постановление -----, которое было опубликовано в издании «------» дата. Пунктом ------ данного постановления утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. В соответствии с ------ Порядка для исчисления размера годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается размер К3 – коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов (приложения ----- и ----- к Порядку). Как следует из ------ Порядка Кабмина Чувашии, размер годовой арендной платы за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена должен рассчитываться с применением именно этого коэффициента. С учетом вышеизложенного, размер арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Чебоксары Чувашской Республики (в том числе в кадастровом квартале -----) надлежит рассчитывать совокупно, применяя как Постановление Кабинета Министров, так и принятое в соответствии с ним оспариваемое постановление, учитывая четыре показателя (А=К кад. ст. х К1 х К2 х К3). С момента принятия постановления № 582 и до принятия оспариваемого постановления, первые три показателя не менялись. Следовательно, имея право на принятие оспариваемого постановления и на установление коэффициента К3, администрация имела и обязанность установить К3 в таком размере, чтобы арендная плата, исчисляемая в том числе на его основе, соответствовала основным принципам. Полагает, что данная обязанность администрацией выполнена не была. После принятия оспариваемого постановления размер арендной платы в кадастровом квартале ----- в городе Чебоксары Чувашской Республики за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, должен соответствовать доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования (принцип экономической обоснованности). Размер арендной платы в дата составил ------, в дата------, в дата------, в дата------, в дата------, в дата------, в дата------, в дата------, в дата------. Арендная плата на дата., рассчитанная с применением К3 в размере ------ составит ------. Таким образом, размер арендной платы, рассчитанный на основании оспариваемого постановления, многократно (от ------ до ------ раз) превышает уплачиваемый ранее в период с дата по дата размер. Из приложенных расчетов арендной платы усматривается, что кадастровая стоимость арендуемого участка понизилась более чем в ------ раз, показатели К1 и К2 изменялись не существенно, а причиной многократного повышения является изменение К3 с ------ в дата до ------ в дата (более чем в ------ раз). Полагает, что столь многократное повышение арендной платы не может быть признано экономически обоснованным, не соответствует доходности земельного участка с учетом вида разрешенного использования. Вид разрешенного использования не поменялся, доходность под строящимся (не эксплуатируемым) объектом не выросла. Считает, что нарушен принцип запрета необоснованных предпочтений. Так, с принятием оспариваемого постановления в кадастровом квартале ----- арендная плата за пользование земельным участком при строительстве объектов, предназначенных для размещения государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта (пункт 16.1 приложения -----) рассчитывается с применением К3 в размере ------. В то же время в этом же кадастровом квартале арендная плата за пользование земельным участком при строительстве объектов физической культуры и спорта прочих собственников (пункт 2.11 приложения -----) рассчитывается с применением К3 в размере ------. Подобный порядок расчета арендной платы считает не соответствующим постановлению № 582. Полагают, что оспариваемое постановление противоречит ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которая запрещает принимать нормативные акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, создающие дискриминационные условия. Считают, что права и законные интересы общества нарушаются в части, устанавливающей для общества К3 в размере выше, чем К3 при строительстве объектов, предназначенных для размещения государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта, следствием применения которого является арендная плата, более высокая, чем при строительстве объектов, предназначенных для размещения государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта. Нарушение вышеперечисленных прав и законных интересов приводит к ухудшению экономического положения ООО «Азов». Считают, что применение при расчете арендной платы К3 в размере не выше ------ при расчете арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными для строительства (размещения) объектов физической культуры и спорта в кадастровом квартале ----- не нарушит права и законные интересы общества, поскольку размер арендной платы на дата г., рассчитанный с применением К3 в размере ------ составит ------. Данный размер арендной платы вполне сопоставим с приведенной выше, ранее уплачиваемой ООО «Азов» в период с дата г.г. арендной платой с учетом допустимых колебаний доходности в разумном размере. Согласно уточненному административному исковому заявлению Общественная организация «Федерация футбола города Чебоксары» просит признать противоречащим закону и не действующим со дня принятия ------ Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики ----- от дата (в редакции постановления администрации города Чебоксары Чувашской Республики от дата-----), в части, устанавливающей на дата. и дата. коэффициент К3, в целях применения для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены объекты физической культуры и спорта в кадастровом квартале ----- в размере выше ------. Согласно Порядку в период с дата по дата К3, используемый для расчета арендной платы за пользование земельными участками, на которых расположены объекты физической культуры и спорта, в кадастровом квартале ----- рассчитывался исходя из применения ------ приложения ----- к Порядку и составлял ------. В период с дата по дата. администрация выставляла организации расчет арендной платы за пользование земельным участком на дата и дата------, на дата. – ------, на дата------------. С дата оспариваемое постановление действует в новой редакции и размер К3, используемый для расчета арендной платы за пользование земельными участками, на которых расположены объекты физической культуры и спорта в кадастровом квартале ----- стал рассчитываться исходя из применения пункта ------ только для учреждений и организаций физической культуры и спорта. Для данных субъектов аренды он установлен с дата в размере ------. Для других субъектов аренды, использующих земельные участки в кадастровом квартале ----- на праве аренды для тех же целей, размер К3 рассчитывается с применением ------ приложения ----- к Порядку и составил 1. Таким образом, размер К3, используемый для расчета арендной платы за пользование земельными участками, на которых расположены объекты физической культуры и спорта в кадастровом квартале ----- в дата г.г. для организаций, не относящихся к учреждениям и организациям физической культуры и спорта, во-первых, вырос в ------ раза, а во-вторых, стал в ------ раза превышать размер К3 для учреждений и организаций физической культуры и спорта. Многократное повышение платы за пользование земельным участком не может быть признан экономически обоснованным, не соответствует доходности земельного участка с учетом вида разрешенного использования. По мнению административных истцов, оспариваемое постановление не соответствует постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Представитель административных истцов Бондарчук Т.Е. поддержала заявленные требования с учетом их уточнений по основаниям, изложенным в уточненных административных исковых заявлениях, вновь привела их суду, просила удовлетворить иски истцов.

Представитель административного ответчика администрации города Чебоксары Чувашской Республики Владимирова Е.Е. просила отказать в удовлетворении требований административных истцов ввиду его необоснованности по следующим основаниям. Согласно ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Арендная плата, в отличие от земельного налога, который является платежом фискальным, обязательным, определяется по соглашению сторон договором аренды. Порядок определения арендной платы так же, как и иные условия договора аренды, определен Гражданским кодексом Российской Федерации и нормами Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса гражданские права и обязанности возникают из договоров. Гражданским кодексом Российской Федерации допускается изменение цены после заключения договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором (статья 424 ГК РФ). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 ГК РФ). В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В соответствие со ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата----- «Об утверждении Порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» и от дата N ----- "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики", решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата N ----- "Об утверждении Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления", на основании статьи 50 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики. Согласно Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от дата----- размер годовой арендной платы за земельные участки определяется по формуле: А = К кад.ст. х К1 х К2 х КЗ, где: А - годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок; К кад.ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка; К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной органами местного самоуправления; К2 - коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка (приложение); КЗ - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов (утверждается органами местного самоуправления). Администрация города Чебоксары вправе устанавливать порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящихся в муниципальной собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Администрация города Чебоксары на основании вышеуказанных актов утверждает порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящихся в муниципальной собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и коэффициенты, по которым производится расчёт арендной платы. Доводы заявителей о том, что расчет размера арендной платы следует производить в соответствии с подпунктом ------ Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 582, не состоятельны, поскольку данные правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного суда РФ №2, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ 26 июня 2015 г.). В данном случае государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена. Согласно пункту 2 статьи 199, пункту 1 статьи 200 ГК РФ исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Кроме этого считает, поскольку истечение срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого предоставляется судебная защита лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске, исследование иных обстоятельств дела не должно повлиять на характер вынесенного судебного решения. Норма ст. 219 КАС устанавливает срок обращения с административным исковым заявлением в суд. Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Следовательно, административным истцом был пропущен срок обращения в суд по оспариванию части положений Постановления ----- от дата. В соответствии с ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Для оспаривания Порядка расчета арендной платы, утвержденного Постановлением администрации города Чебоксары от дата-----, необходимо хотя бы одно из вышеперечисленных нарушений. В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются. Административным истцом не представлено доказательств нарушения со стороны администрации города Чебоксары прав и свобод административного истца и требований, предъявляемых к нормативно-правовым актам.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. На предыдущем судебном заседании представитель заинтересованного лица Данилова С.Г. пояснила, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», при определении арендной платы должны учитываться основные принципы, в том числе принцип экономической обоснованности.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Земельное управление», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора, полагавшего не подлежащим удовлетворению заявление, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, дата между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и Общественной организацией «Федерация футбола» (арендатор) заключен договор ----- аренды земельного участка, относящегося к землям поселений, с кадастровым номером -----, общей площадью ------ для строительства спортивного комплекса, в том числе: площадью ------ в охранной зоне инженерных коммуникаций, расположенного в адрес, и предоставленного согласно распоряжению главы администрации г.Чебоксары от дата----- (л.д.------). Срок действия договора – до дата (п.------). В силу п.------ договора окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору и не освобождает арендатора от ответственности за его нарушение.

дата между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и Общественной организацией «Федерация футбола» (арендатор) заключен договор ----- аренды земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, с кадастровым номером -----, общей площадью ------ для строительства спортивного комплекса, расположенного в адрес, и предоставленного согласно распоряжению главы администрации г.Чебоксары от дата------р (л.д.------). Срок действия договора – с дата до дата (п.2.1). В силу п.9.1 договора окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору и не освобождает арендатора от ответственности за его нарушение.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ----- от дата Общественная организация «Федерация футбола» является собственником объекта недвижимости - «------» площадью ------ с кадастровым номером -----, расположенного по адресу: ------

Из кадастровых паспортов земельных участков следует, что земельные участки с кадастровыми номерами ----- (площадью ------ кв.м.), ----- (площадью ------ кв.м.) являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, имеют вид разрешенного использования – для эксплуатации спортивного комплекса «------» (л.д.------).

дата между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и ООО «Азов» (арендатор) заключен договор ----- аренды земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, с кадастровым номером -----, общей площадью ------ кв.м. для проектирования и строительства спортивного комплекса, расположенного в адрес и предоставленного согласно распоряжению администрации г. Чебоксары от дата-----.. Договор заключен сроком до дата (п.2.1).

дата между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и ООО «Азов» (арендатор) заключен договор ----- аренды земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, с кадастровым номером -----, общей площадью ------ кв.м. для завершения строительства спортивного комплекса, расположенного в адрес», и предоставленного согласно распоряжению администрации г.Чебоксары от дата----- (л.д.------).

Кадастровый паспорт земельного участка является неотъемлемой частью Договора (п.1.2).

Договором предусмотрен срок аренды земельного участка с дата до дата (п.2.1).

В силу п.5.2 договора арендные платежи за использование земельного участка исчисляются с дата согласно распоряжению администрации города Чебоксары от дата-----. Сумма арендной платы на дата, начиная с дата с учетом периода использования земельного участка по дата, составляет ------ с учетом кадастровой стоимости земельного участка в размере ------ за 1 кв.м., коэффициента от кадастровой стоимости земельного участка (К1), равного ------, коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К2), равного ------ коэффициента, корректирующего доходность местных бюджетов (К3), равного ------, повышающего коэффициента К=2, и уплачивается Арендатором в размере и сроки, предусмотренные Расчетом размера арендной платы.

Размер и сроки внесения арендной платы пересматриваются не более одного раза в год. Они пересматриваются Арендодателем в одностороннем и бесспорном порядке в случаях изменения кадастровой стоимости либо официально принимаемых корректирующих коэффициентов, сроков внесения арендной платы и в других случаях, предусмотренных законодательными актами, актами органов местного самоуправления (п.5.3).

Согласно п.5.4. Договора размер и сроки внесения арендной платы на последующие календарные годы в пределах срока аренды устанавливаются отдельными расчетами, являющимися неотъемлемыми частями настоящего Договора (Приложения), произведенными с учетом изменений, указанных в п.5.3 Договора.

дата между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и ООО «Азов» (арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка ----- (л.д.------), согласно которому в Договор аренды внесены изменения, в том числе срок аренды земельного участка установлен до дата.

Пункт 5.2 дополнен абзацем следующего содержания: Арендная плата на дата составляет ------ и уплачивается Арендатором в размере и сроки, предусмотренные Расчетами размера арендной платы (Приложения № к Договору).

ООО «Азов» является собственником спортивного комплекса общей площадью ------ и площадью застройки ------., назначение – нежилое, степень готовности – ------, инв. -----, литеры ------, адрес объекта: адрес, (в районе адрес»), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ----- от дата (л.д.------

Из кадастровых паспортов земельных участков следует, что земельные участки с кадастровыми номерами ----- (площадью ------ кв.м.), ----- (площадью ------ кв.м.) являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, имеют вид разрешенного использования – для завершения строительства спортивного комплекса (л.д.------).

Административные истцы, ссылаясь на то, что в результате применения коэффициента К3 арендная плата для них увеличилась в разы, обратились в суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российсакой Федерации и субъектов Российской Федерации.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляются органами местного самоуправления (ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ в редакции, утратившей силу с 01 марта 2015 г.).

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".

Данным нормативным правовым актом закреплены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые в равной степени распространяются на все публично-правовые образования и которые должны последовательно реализовываться с целью недопущения постановки хозяйствующих субъектов в неравное экономическое положение.

В частности, Постановлением № 582 провозглашаются следующие принципы:

- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

- предсказуемости расчета размера арендной платы (в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, когда возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя);

- предельно допустимой простоты расчета арендной платы (предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости);

- недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки (размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков);

- учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

- запрета необоснованных предпочтений (порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться).

В силу принципа экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, и этот принцип исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.

Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 июня 2015 г.).

В соответствии с п.3 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно п.1 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата г. № ----- утвержден Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка размер годовой арендной платы за земельные участки определяется по следующей формуле:

А = К кад. ст. x К1 x К2 x К3,

где:

А - годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок;

К кад. ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной органами местного самоуправления;

К2 - коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка (приложение);

К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов, устанавливаемый органами местного самоуправления для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Администрация города Чебоксары осуществляет свою деятельность в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и до разграничения государственной собственности на землю распоряжается земельными участками, находящимися на территории города Чебоксары Чувашской Республики.

Следовательно, администрация города Чебоксары Чувашской Республики на основании вышеуказанных актов утверждает порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и коэффициенты, по которым производится расчет арендной платы.

В дата году базовые ставки арендной платы за пользование земельными участками установлены нормативным правовым актом – постановлением Главы города Чебоксары Чувашской Республики от дата----- «Об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки на территории города Чебоксары».

В дата базовые ставки арендной платы за пользование земельными участками установлены нормативным правовым актом – постановлением Главы города Чебоксары Чувашской Республики от дата----- «О ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Чебоксары».

В дата базовые ставки арендной платы за пользование земельными участками установлены нормативным правовым актом – постановлением Главы города Чебоксары Чувашской Республики от дата----- «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».

Размер базовой ставки арендной платы на дата. установлен Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от дата----- «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».

Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики ----- от дата утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.

Указанное постановление опубликовано в издании «------» ----- от дата

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что размер годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определяется по следующей формуле А = К кад. ст. x К1 x К2 x К3, где:

А - годовой размер арендной платы арендуемого земельного участка;

К кад. ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата N ----- (приложение N 1 к Порядку);

К2 - коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата N ----- (приложение N 1 к Порядку);

К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов (приложения N 1, 2 к Порядку).

Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от дата----- в постановление администрации города Чебоксары от дата----- "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности" внесены изменения, Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, дополнен, в том числе пунктом ------.

Согласно пункту ------ Порядка размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства (за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, индивидуального гаражного строительства, строительства объектов, предназначенных для размещения государственных и муниципальных учреждений культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также объектов инженерной инфраструктуры), устанавливается:

за первый, второй и третий годы аренды земельного участка в размере годовой арендной платы установленном договором аренды земельного участка;

за четвертый год аренды земельного участка в пятикратном размере годовой арендной платы установленном договором аренды земельного участка, но не менее двукратной налоговой ставки земельного налога;

за пятый и последующие годы аренды земельного участка в десятикратном размере годовой арендной платы установленном договором аренды земельного участка, но не менее двукратной налоговой ставки земельного налога.

Постановлением администрации г. Чебоксары ЧР от дата----- в постановление администрации города Чебоксары от дата----- "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности" внесены изменения, приложение 2 к Порядку расчета арендной платы (коэффициенты, корректирующие доходность городского бюджета (К3)) изложен в новой редакции согласно приложению к данному постановлению.

Так, для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с видом разрешенного использования - земли, предоставленные для строительства объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (п.2.11 Приложения -----), в квартале ------ коэффициент, корректирующий доходность местного бюджета (К3), равен ------дата К3 равен – ------, в дата------, в дата. – ------).

Для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с видом разрешенного использования – для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения, и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (п------ Приложения -----), в квартале ------ коэффициент, корректирующий доходность местного бюджета (К3), равен ------.

Для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с видом разрешенного использования – земли под строительство объектов, предназначенных для размещения государственных и муниципальных учреждений культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, а также органов государственной власти и местного самоуправления (п.16.1 Приложения -----), в квартале ------ коэффициент, корректирующий доходность местного бюджета (К3), равен ------.

Для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с видом разрешенного использования - земли, предоставленные для строительства объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (п.2.11 Приложения -----), в квартале ------ коэффициент, корректирующий доходность местного бюджета (К3), равен ------дата К3 равен – ------, в дата. – ------, в дата. – ------).

Для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с видом разрешенного использования – для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения, и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (------.2 Приложения -----), в квартале ------ коэффициент, корректирующий доходность местного бюджета (К3), равен ------.

Для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с видом разрешенного использования – земли под строительство объектов, предназначенных для размещения государственных и муниципальных учреждений культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, а также органов государственной власти и местного самоуправления (п.16.1 Приложения -----), в квартале ------ коэффициент, корректирующий доходность местного бюджета (К3), равен ------.

Изменения, внесенные Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от дата-----, вступили в силу с дата.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О сформулировал правовую позицию, согласно которой при отсутствии в Российской Федерации единых правил, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является совокупность двух обстоятельств: противоречие оспариваемого акта требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.

Из вышеуказанных договоров следует, что каждая из сторон договора свободно выразила свою волю - арендодатель предложил заключить договор аренды земельного участка на условиях, предусмотренных договором, который предусматривает возможность пересмотра не более одного раза в год размера и сроков внесения арендной платы, в том числе в случаях изменения кадастровой стоимости либо официально принимаемых корректирующих коэффициентов и т.д. (п. 5.3), а арендатор согласился с данными условиями. Учитывая требования п.2 ст.424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Формула для определения размера годовой арендной платы за земельные участки, установленная п. ------ Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики ----- от дата, соответствует Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от дата-----.

В материалы дела представлено экономическое обоснование определения размера коэффициентов К3 на дата., учитывающее вид разрешенного использования земельного участка, его местоположение и т.д., составленное ------ по заказу МКУ «Земельное управление» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики (л.д.------). Представленные экономические обоснования по существу не оспорены.

Из вышеизложенного следует, что размер коэффициента, корректирующего доходность местных бюджетов (К3), по сравнению с предыдущими годами (в период с 2012-2014 г.) увеличился незначительно.

Представитель административных истцов ссылается на многократное увеличение размера арендной платы земельных участков. При этом необходимо иметь в виду, что размер годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определяется по формуле, установленной пунктом 3 Порядка, и зависит не только от коэффициента, корректирующего доходность местных бюджетов (размер которой устанавливается администрацией), но и от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка; процента от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равного налоговой ставке земельного налога (утверждается решением Чебоксарского городского Собрания депутатов), коэффициента, характеризующего вид разрешенного использования арендуемого земельного участка (утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики).

Согласно абзацу первому статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

В судебном заседании представитель администрации города Чебоксары Чувашской Республики пояснил, что очередная кадастровая оценка земельных участков была проведена в дата г., в результате которой изменилась стоимость земельных участков и именно данная стоимость учитывается при расчете арендной платы с дата г., что также сказывается на размере арендной платы.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что размер арендной платы для административного ОО «Федерация футбола» изменился с дата., в том числе, по причине того, что изменился вид разрешенного использования (в период с дата. – для строительства спортивного комплекса, с дата. – для эксплуатации спортивного комплекса).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, судья приходит к выводу, что оспариваемый Порядок принят в пределах компетенции администрации города Чебоксары, опубликован в установленном порядке. Увеличение корректирующего коэффициента К3 является целесообразным и экономически обоснованным, поскольку коэффициент, корректирующий доходность местного бюджета (К3), дифференцирован исходя из зонирования территории и вида разрешенного использования, определен с учетом принципов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 582, у субъекта Российской Федерации имеется полномочие на установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, у администрации города Чебоксары Чувашской Республики – на установление коэффициента, корректирующего доходность местного бюджета, К3.

Ссылка административных истцов на необоснованное предпочтение, на необходимость поддержки социально значимого вида деятельности несостоятельна, поскольку согласно Уставу Общественная организация «Федерация футбола города Чебоксары» для достижения поставленных целей и задач имеет право, в том числе заниматься предпринимательской деятельностью (п.2.3). Источниками образования средств Федерации являются, в том числе доходы от предпринимательской деятельности (п.6.3). В соответствии со ст. ст. 50 и 66 ГК РФ общества с ограниченной ответственностью относятся к категории коммерческих организаций. Таким образом, административные истцы не осуществляют социально значимую деятельность в интересах государства и общества. Следовательно, оспариваемая норма не нарушает прав административных истцов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания оспариваемого ------ Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики ----- от дата, в части, устанавливающей коэффициент К3, противоречащим Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции" и не действующим, не имеется.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Используемые административными истцами земельные участки являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, поэтому ссылка на Приказ Минэкономразвития России от дата----- «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены (заняты) для размещения объектов спорта» (Зарегистрировано в Минюсте России дата-----), которым в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены (заняты) для размещения объектов спорта, ставка арендной платы установлена в размере ------ от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, несостоятельна.

Не принимается во внимание довод представителя административного ответчика о том, что административными истцами пропущен срок обращения в суд об оспаривании части положений Постановления ----- от дата, поскольку в соответствии с пунктом 6 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ООО «Азов», общественной организации «Федерация футбола города Чебоксары» к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании противоречащим закону и не действующим со дня принятия ------ Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики ----- от дата (в редакции постановления администрации города Чебоксары Чувашской Республики от дата-----), в части, устанавливающей коэффициент К3, в целях применения для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленными для строительства (размещения) объектов физической культуры и спорта в кадастровом квартале ----- в размере выше ------; в части, устанавливающей на дата и дата коэффициент К3, в целях применения для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены объекты физической культуры и спорта в кадастровом квартале ----- в размере выше ------, - отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Судья Н.В. Архипова

Мотивированное решение составлено 29 декабря 2015 года.