ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-659/2021 от 12.07.2022 Краснозерского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-75/2022

Поступило 24.12.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2022 года р.п.Краснозерское

Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Колокольниковой О.М.

при секретаре Гавронине В.В.,

с участием помощника прокурора Краснозерского района Новосибирской области Мисюк Р.В.,

представителя административного ответчика администрации Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области – Евтушенко О.В.

представителя заинтересованного лица администрации Краснозерского района Новосибирской области – Цигеман Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснозерского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов,

установил:

Прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов по следующим основаниям.

Прокуратурой Краснозерского района в ноябре 2020 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части образования несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, исполнения обязанностей по ликвидации либо рекультивации таких свалок.

В результате проведенной проверки на территории Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области выявлено наличие несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером , площадью 20000 кв.м., ориентировочный объем отходов на объекте – 50000 куб.м (участок находится на расстоянии примерно 0,33 км по направлению на северо-запад от ориентира сельсовета ), относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и имеет вид разрешенного использования для свалок и складирования бытовых отходов.

Указанный земельный участок является муниципальной собственностью Майского сельсовета.

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст.3 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 №484-03 (ред. от 01 июля 2019 г.) «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» за сельскими поселениями Новосибирской области закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно п.18 ст.32 Устава муниципального образования Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, принятого Решением 25 сессии Совета депутатов Майского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (в действующей редакции) к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст.3 Федерального закона №7 предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

На основании абзацев 2, 7, 8 ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

В силу ст.51 Федерального закона №7, с учетом положений ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.21 Федерального закона №52 содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона №52 отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п.п.2 п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001№607-ст, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641» собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

С учетом того, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, в силу указанных выше положений законодательства, администрация Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области несет обязанность, в том числе по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на этот участок.

В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее - Постановление № 1039) установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В ходе проверки установлено, что указанный земельный участок не является местом накопления отходов, не включен в реестр и не отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Собственника отходов установить не представляется возможным. Обязанность по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, по ликвидации несанкционированной свалки возлагается на собственника указанного земельного участка администрацию Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области.

Таким образом, обязанностью администрации Майского сельсовета является надлежащее содержание территории муниципального образования Майского сельсовета и ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

Прокурором района по результатам проведенной проверки 18 ноября 2020 года внесено представление главе Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области с требованием, устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов. По результатам рассмотрения названного представления требования по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления и ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов администрацией Майского сельсовета не выполнены. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ, нарушения, указанные в представлении, администрацией Майского сельсовета не устранены, несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, расположенная на земельном участке с кадастровым номером не ликвидирована, администрация Майского сельсовета обязалась запланировать денежные средства в бюджете муниципального образования на 2021 год и провести соответствующие мероприятия.

В целях контроля исполнения указанного представления в администрацию Майского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос о предоставлении информации о принятых мерах по устранению нарушений, отраженных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации администрации Майского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в представлении, не устранены, несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов не ликвидирована, денежные средства в бюджете Майского сельсовета для этих целей не предусмотрены, ведется работа по изысканию средств для ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Майского сельсовета вновь направлен запрос о предоставлении информации о принятых мерах по устранению нарушений, отраженных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации администрации Майского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в представлении, не устранены, несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов не ликвидирована, денежные средства в бюджете Майского сельсовета для этих целей не предусмотрены, контракты на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки не заключены.

Таким образом, контрольными проверочными мероприятиями установлено, что администрация Майского сельсовета не выполнила обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 20000 кв.м., расположенном примерно в 0,33 км по направлению на северо-запад от ориентира сельсовета , по прежнему размещены скопления твердых коммунальных отходов.

Неисполнение администрацией Майского сельсовета требований законодательства об отходах производства и потребления, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, защите земель и охране почв от негативного воздействия, может привести к утрате почвой своих плодородных свойств, ухудшению качества состояния земельного участка, а также к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан.

Просит признать незаконным бездействие администрации Майского сельсовета , выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории муниципального образования Майского сельсовета на земельном участке с кадастровым номером , площадью 20000 кв.м., расположенном примерно в 0,33 км по направлению на северо-запад от ориентира сельсовета . Обязать администрацию Майского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории муниципального образования Майского сельсовета на земельном участке с кадастровым номером , площадью 20000 кв.м., расположенном примерно в 0,33 км по направлению на северо-запад от ориентира сельсовета .

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена .

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Мисюк Р.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области Евтушенко О.В. в судебном заседании, не оспаривая наличия несанкционированной свалки на указанном прокурором земельном участке и обязанности администрации по ее ликвидации, административные исковые требования не признала. Пояснила, что сметная стоимость ликвидации несанкционированной свалки составляет 497270 рублей, при этом годовой бюджет администрации составляет 22 млн. рублей, что позволяет предусмотреть ликвидацию свалки на 2023 год. Однако даже при наличии денежных средств исполнить данные обязанности не представляется возможным ввиду отсутствия технической возможности по ликвидации свалки, так как нет полигона, который бы принял ТКО в таком количестве. Считает, что администрация не бездействует, приняты все возможные меры для исполнения обязанности по ликвидации свалки, но исполнить данную обязанность в установленные сроки невозможно. Подготовлен локальный сметный расчет, согласно которого стоимость работ составит 497270 рублей.

Представитель заинтересованного лица – администрации Краснозерского района Новосибирской области Цигеман Е.Н. возражала против удовлетворения исковых требований, указывая на те обстоятельства, что в сложившейся ситуации в Краснозерском районе исполнение обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок является невозможным, кроме отсутствия бюджетных средств на реализацию данной программы, нет технической возможности ликвидировать свалки, так как действующий полигон ТКО на территории района не может вместить содержимое несанкционированных свалок, ближайшие районы также не могут принять отходы на имеющиеся у них полигоны ТКО. Согласно локальному-сметному расчету, общая сумма, необходимая для выполнения заявленных требований составляет 497271 рубль 60 копеек. Данная сумма не предусмотрена решением о бюджете на будущий год и плановый период, и является несоизмеримой с размером средств местного бюджета Майского сельсовета, а с учетом общей суммы требований предъявленных прокурором по семи административным искам к Муниципальным образованиям и административному иску к администрации района, такие средства не могут быть выделены и из бюджета без ущерба по иным вопросам местного значения в интересах населения. Ликвидация свалок предполагает транспортировку ТКО и размещение их только на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов. В , в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, », таким объектом является только полигон ТБО, расположенный вблизи . Согласно заявленным требованиям вывозу и размещению на полигоне ТБО подлежат 800 куб.м. отходов. На основании справки, выданной МУП «Краснозерский полигон ТБО» от ДД.ММ.ГГГГ проектная мощность полигона составляет 118250 куб.м., поскольку при проектировании прием ТКО планировался только от населения р.. Однако, в соответствии с реализуемой «мусорной реформой» и территориальной схемой обращения с отходами, с 2019 года прием на полигон осуществляется от населения половины населенных пунктов , а также Доволенского и ов, что повлекло его преждевременное заполнение. На сегодняшний день наполненность полигона составляет 93%, то есть остаточный объем для заполнения - 8277,5 куб.м. Кроме того, в 2022 году администрация обязана исполнить вступившее законную силу решение суда от 2018 года о ликвидации свалки в , что практически исчерпает свободный объем полигона. Согласно информации, представленной администрацией Карасукского района Новосибирской области, размещение ТКО невозможно и на полигоне Карасукского района ввиду его переполненности. Таким образом, исполнение заявленных требований невозможно, поскольку полностью парализует сбор и утилизацию ТКО от населения Краснозерского, Доволенского и Кочковского районов, и повлечет нарушение прав населения на получение данной услуги, а также юридических лиц, осуществляющих предоставление такой услуги. Поскольку средства на строительство нового полигона в Краснозерском районе в местном бюджете отсутствуют, администрацией района в течение 2020 и 2021 годов осуществляется работа по поиску, выделению, приобретению в муниципальную собственность земельных участков, прилегающих к действующему полигону, с целью его реконструкции и расширения. Поскольку прилегающие участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, после завершения кадастровых работ будет осуществлен их перевод в земли промышленности, что позволит разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию действующего полигона, для создания возможности участия в государственной программе на осуществление такой реконструкции. По мере завершения проводимых мероприятий обращение с отходами на территории Краснозерского района будет упорядочено, соответственно, только после реализации этих мероприятий будет возможна ликвидация несанкционированных свалок, в том числе и той, в отношении которой заявлены требования. При таких обстоятельствах, отсутствие специализированного места для размещения отходов, а также отсутствие возможности выделения из местного бюджета средств в необходимом объеме, без ущерба интересам населения района в других сферах, свидетельствует о том, что предъявленные требования являются неисполнимыми, вследствие чего не подлежат удовлетворению.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований и их частичном удовлетворении по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга, поскольку согласно ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.

Согласно статьи 42 Конституции РФ, а также ч.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Аналогичные положения содержаться в ч.1 ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст.3 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года №484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» за сельскими поселениями Новосибирской области закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ.

Согласно п.18 ст.32 Устава муниципального образования Зубковского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, принятого Решением 18 сессии Совета депутатов Зубковского сельсовета от 09.03.2017 № 18/1 (в действующей редакции) к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

На основании абзацев 2, 7, 8 ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

В соответствии п.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с абз.4,8 ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п.п.2 п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно п.7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, собственник отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

На основании примечания к п.7.8 указанного ГОСТа, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно п.18 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается административным ответчиком и заинтересованным лицом, на территории муниципального образования Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, в нарушение указанных требований законодательства, образована несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов.

Администрация Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, является собственником земельного участка площадью 20000 кв.м., с кадастровым номером 54:13:025307:1259, расположенного примерно в 0,33 км по направлению на северо-запад от ориентира – , расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Новосибирская, р-н Краснозерский (л.д.21).

ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 54:13:025307:1259, расположенном на расстоянии 0,33 км по направлению на северо-запад от ориентира – , расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл.Новосибирская, р-н Краснозерский, обнаружена несанкционированная свалка со складированием твердых коммунальных отходов (л.д.22, 23).

ДД.ММ.ГГГГ главе Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области прокурором района внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления (л.д.24-26).

Согласно ответа на представление /а от ДД.ММ.ГГГГ, нарушения не устранены. Запланировано направление ходатайства в администрацию Краснозерского района Новосибирской области о выделении денежных средств на планирование мероприятий и ликвидацию несанкционированной свалки. Специалист администрации привлечен к дисциплинарной ответственности (л.д.27)

ДД.ММ.ГГГГ направлено требование в администрацию Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области о предоставлении информации о принятых мерах по устранению нарушений, отраженных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).

Согласно информации администрации Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области /а от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в представлении, не устранены, в бюджете Майского сельсовета на 2021 год денежные средства на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок расположенных на территории Майского сельсовета не предусмотрены (л.д.29).

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области направлено требование о предоставлении информации о принятых мерах по устранению нарушений, отраженных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30).

Согласно информации администрации Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в представлении, не устранены, несанкционированные свалки твердых, коммунальных отходов не ликвидированы, денежные средства в бюджете Майского сельсовета для этих целей не предусмотрены, с населением проведена разъяснительная беседа о недопущении вывоза мусора на закрытые свалки, проведена буртовка свалки, расположенной на территории Майского сельсовета (л.д.31).

Таким образом, установлено, что администрацией Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области не выполнена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.

При этом суд не принимает довод представителя заинтересованного лица о невозможности принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов по причине отсутствия в бюджете денежных средств, поскольку сам по себе факт отсутствия денежных средств не является основанием для неисполнения обязанностей, установленных законом.

Вместе с тем, не смотря на неисполнение вышеуказанных обязанностей, суд приходит к выводу, что администрацией Майского сельсовета принимаются исчерпывающие меры для ликвидации несанкционированной свалки, в связи с чем, оснований для признания незаконным бездействия администрации не имеется. Однако данное обстоятельство не исключает обязанности по исполнению требований закона, что дает основание вынести решение о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.

При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, с учетом характера и объема мероприятий, подлежащих выполнению для исполнения решения, конкретных обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд учитывает, что данный срок обеспечит соблюдение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд с иском.

Прокурор при подаче иска в суд на основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус».

В соответствии с ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования прокурора Краснозерского района Новосибирской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию Майского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на территории муниципального образования Майского сельсовета , на земельном участке с кадастровым номером , площадью 20000 кв.м., расположенном примерно в 0,33 км по направлению на северо-запад от ориентира сельсовета .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Краснозерский районный суд .

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья