ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-65/19 от 11.04.2019 Тверской гарнизонного военного суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2а-65/2019

Тверской гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Гальцова С.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, при секретаре судебного заседания Гречухиной Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 81794 лейтенанта ФИО2 об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области», связанных с отказом в возмещении ему командировочных расходов, -

установил:

Лейтенант ФИО2 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором фактически просил действия начальника Управления, связанные с отказом в возмещении ему командировочных расходов, признать незаконными и взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» (далее по тексту – Управление) в его пользу командировочные расходы за время его нахождения в служебных командировках в периоды с 27 ноября по 28 декабря 2018 года и с 10 по 19 января 2019 года в виде расходов по найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также суточных расходов в общей сумме 48153 рубля 80 копеек, а также судебные расходы в виде уплаченной им государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований ФИО2 указал, что в указанный выше период времени он на основании телеграмм заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами (далее по тексту – ГК ВКС) от 19 ноября 2018 года № 603.3-238/2/4155 и от 11 января 2019 года № 603.3-238/2/34 был направлен в служебные командировки в г.г. Улан-Удэ и Оренбург для обеспечения получения новой авиационной техники.

За время нахождения в служебных командировках ему полагаются к выплате:

- расходы по найму жилого помещения в размере 34980 рублей;

- расходы по проезду в размере 873 рубля 80 копеек;

- суточные расходы в размере 12300 рублей (41 сутки х 300 рублей в сутки),

а всего в сумме 48153 рубля 80 копеек.

По прибытии из служебных командировок им в адрес Управления были представлены авансовые отчеты с подтверждающими понесенные расходы документами – для их возмещения, однако письмами начальника Управления от 4 февраля 2019 года № 2/683 и от 25 февраля 2019 года № 2/1107 в возмещении командировочных расходов ему фактически было отказано, поскольку, по мнению Управления, указанные выше поездки являются не служебными командировками, а организованными поездками военнослужащих вне пункта постоянной дислокации воинской части, что не влечет за собой обязанности возмещения Управлением понесенных расходов. За периоды нахождения в указанных поездках военнослужащему может быть выплачена лишь ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день поездки.

Выражая свое несогласие с указанной выше позицией Управления, административный истец полагает, что поскольку Перечень мероприятий, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 19 ноября 2014 года № 844дсп, не содержит в своем составе такого мероприятия, как «получение новой авиационной техники», а указаниями вышестоящего командования было определено его размещение на периоды поездок на платной основе и возмещение командировочных расходов за счет бюджетных лимитов, его выезды за пределы дислокации воинской части, в которой он проходит военную службу, были вызваны именно служебной необходимостью, а потому являются служебными командировками, что, в свою очередь, предполагает возмещение ему командировочных расходов.

Определением судьи Тверского гарнизонного военного суда от 26 марта 2019 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика было привлечено Управление.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, на рассмотрении административного дела с их обязательным участием не настаивали, при этом начальник Управления в направленных в суд письменных возражениях от 4 апреля 2019 года заявленные по делу требования не признал и просил суд полностью отказать в их удовлетворении по следующим основаниям.

Так, 24 января 2019 года в Управление ФИО2 представлен авансовый отчет за поездку в г. Улан-Удэ в период с 27 ноября по 26 декабря 2018 года с целью получения новой авиационной техники.

В соответствии с телеграммой заместителя ГК ВКС от 19 ноября 2018 года № 603.3-238/2/4155 командиру войсковой части 81794 в целях обеспечения получения новой авиационной техники следовало направить летный состав воинской части в АО «Улан-Удэнский авиаремонтный завод» (далее по тексту – АО «У-УАЗ») для приемки 3-х вертолетов Ми-8. В ходе приемки авиационной техники экипажем в составе лейтенанта ФИО2 производился облет вертолетов и перелет в г. Оренбург.

11 февраля 2019 года в Управление ФИО2 представлен авансовый отчет за поездку в г. Оренбург в период с 10 по 19 января 2019 года с целью получения новой авиационной техники.

В соответствии с телеграммой заместителя ГК ВКС от 11 января 2019 года № 603.3-238/2/34 командиру войсковой части 81794 в целях завершения выполнения задачи по приемке новой авиационной техники следовало направить летный состав воинской части в войсковую часть 45097 для приемки 3-х вертолетов Ми-8. В ходе приемки авиационной техники экипажем в составе лейтенанта ФИО2 также производился облет вертолетов и перелет в г. Липецк.

Таким образом, целью вышеуказанных поездок являлось осуществление перелета (полетов) в составе экипажа вертолета.

ФИО2 ошибочно считает осуществленные им поездки в составе подразделения служебными командировками, а понесенные им в связи с поездками расходы – командировочными. За возмещением понесенных убытков административный истец в Управление не обращался.

В соответствии с п.п. «и» п. 125 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700 (далее по тексту – Порядок), поездки военнослужащих, принимающих в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) непосредственное участие в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в п. 58 Порядка, командировками не считаются.

Согласно п. 58 Порядка, военнослужащим за период непосредственного участия в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части по перечню, определяемому Министром обороны РФ, выплачивается надбавка в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц. Поскольку мероприятия «полеты воздушных судов», «перелеты» содержатся в п.п. 5, 8 Перечня мероприятий, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, утвержденном приказом Министра обороны РФ от 19 ноября 2014 года № 844дсп (далее по тексту – Перечень), а в соответствии с указанными выше телеграммами заместителя ГК ВКС ФИО2 направлялся в иные населенные пункты для получения авиационной техники, а именно вертолетов, что, безусловно, подразумевает выполнение на них мероприятий, связанных с полетами (перелетами), поездки ФИО2 не могут считаться служебными командировками, а потому право на получение командировочных расходов у него отсутствует.

Указаниями (телеграммой) заместителя Министра обороны РФ ФИО1 от 26 мая 2015 года № 182/2/2966 разъяснено, что за период (со дня и по день включительно) непосредственного участия в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части согласно Перечню, военнослужащим выплачивается ежемесячная надбавка в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях. При этом за указанный период суточные расходы и расходы по найму жилого помещения не возмещаются.

В соответствии с п. 1.3 Методических указаний территориальным финансовым органам и командирам воинских частей по порядку взаимодействия и организации обеспечения военнослужащих при направлении в служебные командировки на территории РФ, утвержденных заместителем Министра обороны РФ 1 февраля 2017 года (доведены до воинских частей 20 февраля 2017 года (исх. №1/922) (далее по тексту – Методические указания) выплата командировочных расходов не производится военнослужащим, привлекаемым к участию в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в пункте 58 Порядка и получающим надбавку в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в мероприятиях, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 19 ноября 2014 года № 844дсп.

Таким образом, право на получение командировочных расходов у ФИО2 отсутствует. В случае принятия Управлением авансовых отчетов ФИО2 к учету, признания совершенных им поездок служебными командировками и возмещения ему понесенных расходов будут нарушены требования руководящих документов Министерства обороны РФ, указаний (телеграммы) заместителя Министра обороны РФИО1 от 26 мая 2015 года № 182/2/2966 и Методических указаний, в связи с чем Управлением будут произведены неправомерные выплаты командировочных расходов за поездку, не являющуюся служебной командировкой.

В этой связи представленные в Управление авансовые отчеты ФИО2 к учету не приняты.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с решением Министра обороны РФ от 21 октября 2018 года, соответствующими указаниями заместителя Министра обороны РФ от 29 ноября 2018 года № 180/4/8343 определен порядок возмещения военнослужащим летного состава Военно-транспортной авиации расходов по проживанию при выполнении полетов вне пункта постоянной дислокации в местах, определенных Перечнем населенных пунктов, где размещение летного состава на фондах Министерства обороны РФ не представляется возможным.

Таким образом, в настоящее время определен порядок возмещения расходов по проживанию при выполнении полетов вне пункта постоянной дислокации и выплаты надбавки в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в мероприятиях, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время. При этом в соответствии с вышеприведенными актами Министерства обороны РФ выплата командировочных расходов в случае поездок, не являющихся служебными командировками, не предусмотрена.

В своем административном исковом заявлении ФИО2 ссылается на наличие указаний вышестоящего командования о его размещении на период поездок на платной основе. Вместе с тем, из вышеприведенных телеграмм заместителя ГК ВКС прямо следует, что жилой фонд отсутствует только в АО «У-УАЗ» (г. Улан-Удэ). Документов по расходам за проживание в г. Улан-Удэ ФИО2 в Управление не представлено. Отметка о необеспечении бесплатным проживанием в командировочном удостоверении отсутствует.

Таким образом, по мнению Управления, военнослужащие в поездках были обеспечены бесплатным проживанием, несмотря на указание в телеграммах об отсутствии жилых фондов.

Согласно п.п. 305, 577 и 580 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 24 сентября 2004 года № 275, а также п. 60 приказа Министра обороны РФ от 27 мая 2017 года № 400 размещение, питание и отдых прибывающего инженерно-технического и летного состава при осуществлении перелетов обеспечивает командир принимающей авиационной части. Таким образом, по мнению управления, командир войсковой части 81794 через командиров авиационных частей по маршруту перелетов обязан был организовать централизованное бесплатное размещение административного истца.

На основании вышеизложенного Управление полагает, что законных оснований для возмещения ФИО2 понесенных им расходов не имеется.

Исследовав поступившие в суд письменные возражения начальника Управления, материалы дела, проанализировав нормы действующего законодательства и оценив имеющиеся доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что лейтенант ФИО2, проходящий военную службу по контракту в войсковой части 81794 в должности летчика-штурмана вертолета (инструктора, исследователя) вертолетного звена (на Ми-8) вертолетной эскадрильи (на Ми-26, Ми-8), на основании телеграмм заместителя ГК ВКС от 19 ноября 2018 года № 603.3-238/2/4155 и от 11 января 2019 года № 603.3-238/2/34 в периоды с 27 ноября по 28 декабря 2018 года и с 10 по 19 января 2019 года находился в АО «У-УАЗ» (г. Улан-Удэ) и в войсковой части 45097 (г. Оренбург) для обеспечения получения новой авиационной техники с размещением личного состава на платной основе (в гостиницах) (за исключением размещения в АО «У-УАЗ») и последующим возмещением командировочных расходов за счет выделенных объемов бюджетных ассигнований на командировочные расходы.

В ходе выполнения мероприятий по приемке авиационной техники ФИО2 в составе экипажа вертолета производился облет вертолетов и их перегон в г.г. Оренбург и Липецк по маршрутам, указанным в полетных листах.

За время нахождения ФИО2 в поездках за пределами дислокации войсковой части 81794 административный истец размещался в гостиницах, за что им было уплачено 34980 рублей, при этом его размещение на базе АО «У-УАЗ» являлось бесплатным.

После перегонки вертолета в г. Липецк административный истец к месту дислокации войсковой части 81794 возвращался самостоятельно, приобретя за счет личных денежных средств билет в плацкартном вагоне поезда по маршруту Липецк-Тверь стоимостью 873 рубля 80 копеек.

Управление по возвращении ФИО2 в войсковую часть 81794 в возмещении ему командировочных расходов отказало, полагая, что совершенные им поездки в другой населенный пункт не являются служебными командировками, что явилось основанием для обращения административного истца в суд.

Указанные выше обстоятельства установлены на основании телеграмм заместителя ГК ВКС от 19 ноября 2018 года № 603.3-238/2/4155 и от 11 января 2019 года № 603.3-238/2/34, выписок из приказов командира войсковой части 81794 от 20 ноября 2018 года № 78, от 29 декабря 2018 года № 107, от 9 января 2019 года № 1 и от 21 января 2019 года № 9, командировочных удостоверений от 27 ноября 2018 года № 8058 и от 9 января 2019 года № 324, служебных заданий для направления в командировку и отчета о его выполнении, утвержденных 22 января 2019 года, списков лиц, перевозимых на воздушном судне от 27, 29, 30 ноября, 25, 27 декабря 2018 года и от 10 января 2019 года, полетных листов, утвержденных командиром войсковой части 81794 21 января 2019 года, счета за проживание в гостинице «Сказка» от 29 ноября 2018 года № 316860 на сумму 2500 рублей, справки о стоимости номеров в гостинице «Сказка», прейскуранта цен на номера в гостинице «Сказка», договора на оказание гостиничных услуг от 29 ноября 2018 года № 153, справки из гостиницы «Сказка», счета за проживание в гостинице «Сказка» от 10 декабря 2018 года № 316867 на сумму 2500 рублей, договора на оказание гостиничных услуг от 10 декабря 2018 года № 150, счета за проживание в гостинице «Гости Омска» от 12 декабря 2018 года № 775942 и кассового чека от указанной даты № 00001378 на сумму 5000 рублей, счета за проживание в гостинице «Гости Омска» от 13 декабря 2018 года № 775965 и кассового чека от указанной даты № 00001402 на сумму 2500 рублей, прейскуранта цен на номера в гостинице «Гости Омска», справки из гостиницы «Гости Омска» от 12 декабря 2018 года, счета за проживание в гостинице «Благодать» от 19 декабря 2018 года № 000032 на сумму 5000 рублей, прейскуранта цен на номера в гостинице «Благодать», справки о стоимости номера в гостинице «Благодать», счета за проживание в гостинице «Нива» от 19 декабря 2018 года № 344434/134543 и кассового чека от указанной даты № 00012 на сумму 950 рублей, счета за проживание в гостинице «Нива» от 20 декабря 2018 года № 344434/134590 и кассового чека от указанной даты № 00033 на сумму 950 рублей, счета за проживание в гостинице «Нива» от 21 декабря 2018 года № 344434/134631 и кассового чека от указанной даты № 00037 на сумму 950 рублей, счета за проживание в гостинице «Нива» от 22 декабря 2018 года № 344434/134653 и кассового чека от указанной даты № 00017 на сумму 950 рублей, счета за проживание в гостинице «Нива» от 23 декабря 2018 года № 344434/134707 и кассового чека от указанной даты № 00029 на сумму 950 рублей, счета за проживание в гостинице «Нива» от 24 декабря 2018 года № 344434/134741 и кассового чека от указанной даты № 00030 на сумму 950 рублей, справки о проживании в гостинице «Нива» от 25 декабря 2018 года, прейскуранта цен на номера в гостинице «Нива», счета за проживание в гостинице «Нива» от 10 января 2019 года № 345086/134861 и кассового чека от указанной даты № 00007 на сумму 980 рублей, справки о проживании в гостинице «Нива», прейскуранта цен на номера в гостинице «Нива» от 9 января 2019 года, счета за проживание в гостинице «Меркурий плюс» от 13 января 2019 года № 000522 и кассового чека от указанной даты № 6 на сумму 5400 рублей, счета за проживание в гостинице «Меркурий плюс» от 14 января 2019 года № 540 и кассового чека от указанной даты № 6 на сумму 1800 рублей, счета за проживание в гостинице «Меркурий плюс» от 15 января 2019 года № 543 и кассового чека от указанной даты № 5 на сумму 1800 рублей, счета за проживание в гостинице «Меркурий плюс» от 16 января 2019 года № 552 и кассового чека от указанной даты № 4 на сумму 1800 рублей, прейскуранта цен на услуги гостиницы «Меркурий плюс», электронного проездного документа № 20073505492966 на сумму 873 рубля 80 копеек, сообщений начальника Управления от 4 февраля 2019 года № 2/683 и от 25 февраля 2019 года № 2/1107, сообщения из АО «У-УАЗ» от 1 апреля 2019 года № 114/17-73, копии сообщения командира войсковой части 81794 от 1 апреля 2019 года № 342.

В соответствии с п. 2 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 мая 2012 года № 1055, служебной командировкой является направление военнослужащего (лица гражданского персонала) по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (организации, подразделения), в которой военнослужащий (лицо гражданского персонала) проходит военную службу (работает).

Согласно ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим одновременно с денежным довольствием федеральными законами и нормативными правовыми актами устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

Согласно п.п. 118, 122 и 124 Порядка, к командировочным расходам относятся расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также суточные расходы.

Возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

Возмещение суточных расходов военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

Военнослужащим, направленным в командировки, возмещаются расходы по найму жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета».

В случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих не в гостинице оплата расходов по бронированию и найму жилого помещения производится на основании следующих документов, подтверждающих размер фактических затрат:

а) при проживании в жилом помещении организации, предоставляющей гостиничные услуги:

счет или другой документ организации, предоставляющей гостиничные услуги, подтверждающий фактические затраты по проживанию без учета стоимости дополнительных услуг, заверенный печатью установленного образца данной организации;

кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники – документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;

б) при проживании в жилом помещении индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги:

договор найма (поднайма) жилого помещения с указанием размера платы за жилое помещение и копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники – приходный кассовый ордер или документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Проживание вне гостиниц оформляется приказом должностного лица, направляющего в командировку.

В соответствии с названным выше постановлением Правительства РФ возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, военнослужащим по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему или сотруднику предоставляется бесплатное жилое помещение) осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, по следующим нормам:

военнослужащим и сотрудникам, имеющим соответственно воинские звания высших офицеров или звания высшего начальствующего состава или занимающим должности, подлежащие замещению высшими офицерами (лицами высшего начальствующего состава), а также полковникам (капитанам 1 ранга), занимающим командные (руководящие) должности, перечни которых утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, – не более стоимости двухкомнатного номера;

остальным военнослужащим и сотрудникам – не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.

В случае вынужденной остановки в пути командированным военнослужащим и сотрудникам возмещаются расходы по найму жилого помещения, подтвержденные соответствующими документами, в размерах, установленных Постановлением.

При отсутствии подтверждающих документов (в случае непредоставления места в гостинице) расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 30 процентов установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке.

В случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих и сотрудников не в гостинице федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы вправе определять виды документов, подтверждающих размер фактических затрат, исходя из которого возмещаются расходы по бронированию и найму жилых помещений.

Финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, связанных с реализацией Постановления, в том числе расходов, превышающих нормы, установленные Постановлением (при условии, что они произведены с разрешения или ведома должностного лица, имеющего право направлять военнослужащих и сотрудников в служебную командировку), осуществляется за счет бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники.

В соответствии с п.п. «в» п. 1 постановления Правительства РФ от 2 октября 2002 года № 729 (в редакции от 7 марта 2016 года) «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений» возмещение расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы железнодорожным транспортом (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда.

Согласно п.п. «и» п. 125 Порядка не считаются командировками поездки военнослужащих, принимающих в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) непосредственное участие в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в п. 58 Порядка.

Согласно п.п. 5 и 8 Перечня, мероприятия «полеты воздушных судов, перелеты» являются мероприятиями, проводимыми вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время.

Анализ вышеприведенных положений Порядка и Перечня в совокупности с имеющимися в деле документами позволяет суду прийти к выводу о том, что выполняемые в форме полетов и перелетов поездки ФИО2 в г.г. Улан-Удэ и Оренбург в периоды с 27 ноября по 28 декабря 2018 года и с 10 по 19 января 2019 года для обеспечения получения новой авиационной техники в составе экипажа воздушного суда не являются служебными командировками, следовательно, затраченные административным истцом в период указанных поездок денежные средства не могут быть признаны командировочными расходами, о чем справедливо отмечает в письменных возражениях начальник Управления.

Оценив в судебном заседании фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что ФИО2, находясь вне пункта постоянной дислокации воинской части, был задействован в мероприятиях по обеспечению получения новой авиационной техники, что, по мнению административного истца, свидетельствует о выполнении им конкретного задания, не связанного с полетами (перелетами), суд учитывает, что приемка ФИО2 новой авиационной техники, исходя из специфики занимаемой им воинской должности, выполнялась административным истцом как раз в форме полетов и перелетов в составе экипажа с целью облета полученных транспортных средств и их доставки к новым местам базирования. Следовательно, выполняемые ФИО2 мероприятия в период его поездок неразрывно связаны с осуществлением им в составе экипажа полетов (перелетов), являющихся по своему содержанию мероприятиями, поименованными в п.п. «и» п. 125 Порядка.

На данный вывод суда не могут повлиять обстоятельства, связанные с указанием в приказах командира войсковой части 81794 от 20 ноября 2018 года № 78 и от 9 января 2019 года № 1 сведений о командировании ФИО2, а также с выдачей ему командировочных удостоверений, поскольку эти обстоятельства не могут изменить существо реально имевших место правоотношений и повлечь за собой возникновение у военнослужащего тех или иных прав.

Вместе с тем, установив в судебном заседании, что поездки ФИО2 в указанные выше периоды не являются служебными командировками, а потому не могут влечь за собой возмещение командировочных расходов лицу, их понесшему, суд учитывает, что в соответствии с правовыми позициями, определенными Верховным Судом РФ в решении от 12 февраля 2013 года № ВКГПИ 12-71, в тех случаях, когда поездки военнослужащих не считаются командировками, они должны за счет государства перевозиться, обеспечиваться питанием и жильем, то есть в любом случае не должны нести командировочные расходы. В то же время случай не признания поездки военнослужащего в составе воинской части служебной командировкой не ограничивает и не отрицает прав заявителя, предоставленных законом.

В судебном заседании достоверно установлено, что задача по размещению убывающего в поездки летного состава в гостиницах была определена командованием, направившим ФИО2 за пределы дислокации воинской части. Административный истец, в силу положений Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, обязан был беспрекословно исполнить отданный ему в установленном порядке приказ (распоряжение), что им фактически и было сделано.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что расходы в размере 34980 рублей, понесенные ФИО2 в связи с наймом жилого помещения ввиду фактического неразрешения командованием вопроса обеспечения его жилым помещением для временного проживания именно за счет средств Министерства обороны РФ, а также расходы в размере 873 рубля 80 копеек, связанные с приобретением административным истцом за счет личных денежных средств железнодорожного билета для возвращения к месту дислокации воинской части, являются убытками, в связи с чем ФИО2 вправе потребовать их возмещения в порядке, установленном ст.ст. 15 и 16 ГК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

При этом, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность возмещения понесенных расходов как в порядке взыскания убытков, причиненных военнослужащему, так и за счет сметы Министерства обороны РФ на оплату служебных командировок, то избранный ФИО2 способ их возмещения путем обращения в судебном порядке с соответствующими требованиями к Управлению не противоречит положениям действующего законодательства, в связи с чем отказ начальника Управления в возмещении ФИО2 понесенных им расходов по найму жилого помещения и проезду является незаконным, не соответствующим приведенным в настоящем решении нормативным правовым актам, а потому существенным образом нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем заявленные по делу требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Иное мнение Управления отклоняется судом как основанное на ошибочном понимании положений действующего законодательства, а поэтому на существо принятого судом решения повлиять не может.

При этом к доводам начальника Управления об установлении указаниями заместителя Министра обороны РФ от 29 ноября 2018 года № 180/4/8343 порядка возмещения военнослужащим летного состава Военно-транспортной авиации расходов по проживанию при выполнении полетов вне пункта постоянной дислокации в местах, определенных Перечнем населенных пунктов, где размещение летного состава на фондах Министерства обороны РФ не представляется возможным, суд в данном случае относится критически, поскольку войсковая часть 81794, в которой проходит военную службу ФИО2, не относится к составу Военно-транспортной авиации, следовательно, указанный порядок возмещения расходов по проживанию к военнослужащим летного состава названной воинской части неприменим.

Доводы начальника Управления о непредставлении ФИО2 документов по расходам за проживание в г. Улан-Удэ суд находит не относящимися к существу рассматриваемого административного дела, а потому беспредметными, поскольку вопрос о возмещении расходов, связанных с проживанием в г. Улан-Удэ, административный истец не ставит ввиду обеспеченности его в данном населенном пункте бесплатным проживанием.

Что же касается требования ФИО2 о возмещении ему суточных расходов в размере 12300 рублей, то в данном случае суд полагает необходимым отказать в его удовлетворении, поскольку указанные расходы подлежат возмещению лишь в связи с нахождением военнослужащего в служебной командировке, следовательно, ФИО2 такие расходы фактически не понесены, в связи с чем они не могут быть признаны убытками, а потому требование об их возмещении ввиду отсутствия правовых оснований для выплаты указанных расходов является необоснованным.

Таким образом, с учетом частично удовлетворенных по делу требований и в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ФИО2 суд полагает необходимым взыскать с Управления в его пользу понесенные им расходы по найму жилого помещения в размере 34980 рублей, а также расходы по проезду в размере 873 рубля 80 копеек, отказав, в свою очередь, во взыскании с Управления в его пользу суточных расходов в размере 12300 рублей.

Поскольку требования ФИО2 судом удовлетворены частично, по правилам ст. 111 КАС РФ, не предусматривающей при указанных условиях пропорционального распределения судебных расходов, таковые по делу подлежат взысканию с Управления в пользу административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

Административное исковое заявление военнослужащего войсковой части 81794 лейтенанта ФИО2 об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области», связанных с отказом в возмещении ему командировочных расходов, – удовлетворить частично.

Действия начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области», связанные с отказом в возмещении ФИО2 расходов по найму жилого помещения и проезду, признать незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы ФИО2

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» в пользу ФИО2 расходы по найму жилого помещения в размере 34980 (тридцать четыре тысячи девятьсот восемьдесят) рублей.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» в пользу ФИО2 расходы по проезду в размере 873 (восемьсот семьдесят три) рубля 80 копеек.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» в пользу ФИО2 судебные расходы по делу в размере 300 (триста) рублей.

В остальной части заявленных ФИО2 требований о взыскании с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» в его пользу суточных расходов в размере 12300 (двенадцать тысяч триста) рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу С.А. Гальцов

Решение принято в окончательной форме 12 апреля 2019 года.