ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-65/2022 от 21.04.2022 Владикавказского гарнизонного военного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2022 г. г. Владикавказ

Владикавказский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Простова К.И., при секретаре судебного заседания Хугаевой К.А., с участием представителя административного истца – Датиева Ч.И., представителя административного ответчика – Лемешко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-65/2022 по административному исковому заявлению военного комиссара Республики Северная Осетия-Алания об оспаривании решения Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) (далее - Межрегиональное управление), принятого по итогам выездной проверки,

установил:

врид военного комиссара Республики Северная Осетия-Алания обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить пункт «б» раздела 4 акта Межрегионального управления, принятого по итогам выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности указанного военного комиссариата от 4 февраля 2021 г. № 2-дсп в части, касающейся:

- недостачи агрегата холодильного ВС-800 стоимостью 3 418 руб. 59 коп.;

- неправомерной оказания соисполнителем государственного контракта услуги по выдаче питьевой бутиллированной воды на путь следования граждан, призванных на военную службу, в период с 31 октября по 10 декабря 2019 г. и с 26 мая по 22 ноября 2020 г. по 3 и 8 случаев, соответственно, всего в количестве 435 суточных дач, общей стоимостью 15 041 руб. 97 коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указал и его представитель – Датиев в судебном заседании пояснил, что с нарушениями, отраженными в акте, не согласны. О незаконности выдачи питьевой бутиллированной воды при предыдущих проверках деятельности военного комиссариата в 2017 г. не указывалось, указаний о прекращении ее выдачи не поступало, в связи с чем военный комиссар с 2015 г. по 2020 г. не мог не исполнить требования вышестоящего руководства, касающиеся продовольственного обеспечения и мероприятий проведения призыва. Указание в акте выездной проверки на выявленную недостачу и размер ущерба являются необоснованными, так как при поступлении в октябре 2014 г. холодильного шкафа ШХ-07М агрегат холодильный ВС-800 имел заводской брак, в связи с чем в декабре того же года специалистами войсковой части 57229-23 произведена его замена ввиду непригодности к использованию.

В возражениях на административный иск начальник Межрегионального управления и его представитель – Лемешко в судебном заседании просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, полагая, что акт выездной проверки в части выявленных по продовольственной службе нарушений является законным и обоснованным. Оснований для исключения суммы недостачи имущества продовольственной службы не имеется, так как при проверке фактического наличия материальных ценностей должностными лицами военного комиссариата не представлено первичных учетных документов, подтверждающих передачу агрегата холодильного ВС-800 «лицам, проводившим его замену». Поскольку каких-либо указаний от уполномоченного должностного лица – начальника продовольственной службы по выдаче питьевой бутиллированной воды призывникам в 2019 г. и 2020 г. не поступало, то ее расход являлся излишним несмотря на наличие соответствующих указаний в 2015 г.

Заслушав объяснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

По делу установлено, что в период с 19 января по 4 февраля 2021 г. в военном комиссариате Республики Северная Осетия-Алания Межрегиональным управлением проведена выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, по результатам которой 4 февраля 2021 г. составлен акт № 2-дсп.

Согласно пункту «б» раздела 4 названного акта по продовольственной службе военного комиссариата выявлены:

- недостача агрегата холодильного ВС-800 стоимостью 3 418 руб. 59 коп.;

- неправомерное оказание соисполнителем государственного контракта услуги по выдаче воды питьевой бутиллированной на путь следования граждан, призванных на военную службу, в период с 31 октября по 10 декабря 2019 г. и с 26 мая по 22 ноября 2020 г. по 3 и 8 случаев, соответственно, всего в количестве 435 суточных дач, общей стоимостью 15 041 руб. 97 коп.

11 февраля 2021 г. на акт административным истцом поданы возражения об оспаривании вышеуказанных положений акта, которые поступили в Межрегиональное управление 25 февраля того же года.

18 марта 2021 г. начальником Межрегионального управления утвержден протокол № 1, согласно которому возражения оставлены без удовлетворения.

Как следует из резолюции врид военного комиссара Республики Северная Осетия-Алания на сопроводительном письме начальника Межрегионального управления от 18 марта 2021 г. № 229/юво/431 о результате рассмотрения возражений на оспариваемый в части акт от 4 февраля 2021 г. № 2-дсп он узнал только 23 марта 2021 г.

Поскольку в Советский районный суд г. Владикавказа врид военного комиссара Республики Северная Осетия-Алания обратился с административным исковым заявлением в соответствии с отметкой о регистрации входящей корреспонденции 15 июня 2021 г., то суд приходит к выводу, что установленный статьей 219 КАС РФ срок им не пропущен, так как до 23 марта 2021 г. он был вправе рассчитывать на восстановление его нарушенных прав.

Разрешая требования административного иска по существу, суд приходит к выводу об их необоснованности.

В соответствии со ст. 2 и ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» реальным ущербом является утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям.

В силу пунктов 28 и 31 Руководства по учету вооружения, военной специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. № 300 дсп передача материальных ценностей из одной воинской части в другую производится на основании распоряжений (нарядов, разнарядок), а на основании последних оформляются первичные учетные документы, такие как акты приема-передачи объектов основных средств, накладные, подтверждающие выдачу материальных ценностей, и только после передачи имущества в целях оформления расчетов, возникающих по операциям приема-передачи имущества между субъектами учета оформляются в двух экземплярах извещения, предусмотренные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 52н.

На основании акта № 00000005, инвентаризационной описи и ведомости расхождений от 22 января 2021 г. установлена недостача агрегата холодильного ВС-800, балансовой стоимостью 3 418 руб. 59 коп., а из объяснений материально-ответственного лица следует, что неисправный агрегат забрали с собой мастера, производившие его замену на новый.

Таким образом, по делу установлено, что в период проведения проверки агрегата холодильного ВС-800 в военном комиссариате не имелось, ни материально-ответственным лицом, ни иными уполномоченными должностными лицами не представлено доказательств (первичных учетных документов), подтверждающих передачу недостающих материальных ценностей из одной воинской части в другую, ее неисправности. Таких доказательств не представлено стороной административного истца и в ходе производства по делу.

Вместе с тем, к показаниям допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей начальника отделения (вещевого и продовольственного) Мурадянца и заведующей складом по продовольственному обеспечению Садовнич о том, что на момент проведения проверки вышеуказанный агрегат находился в кладовой на территории военного комиссариата, суд относится критически, поскольку их показания не согласуются с вышеуказанными доказательствами.

То обстоятельство, что в суд представлены различные по содержанию акты замены агрегата холодильного ВС-800 от января 2016 г., его списании и разборке от 17 марта и 28 мая 2021 г. с квитанцией о получении Садовнич 456 руб. за лом черного металла и алюминия, содержащихся в нем, не может повлиять на правильность указания в оспариваемом пункте акта на наличие недостачи имущества воинской части и его стоимости на день обнаружения ущерба, так как не опровергает выводы об отсутствии названного имущества в военном комиссариате на момент проведения проверки. Об обратном не свидетельствует и поступивший от начальника склада войсковой части 57229-23 ответ от 21 апреля 2022 г. об отсутствии сведений, подтверждающих выдачу материальных средств, в том числе в октябре 2014 г. агрегата холодильного ВС-800.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 946 утверждены нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время.

В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 примечаний к норме № 1 общевойсковым пайком обеспечиваются граждане, призванные на военную службу по призыву, со дня явки в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) и нахождения в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта Российской Федерации) до прибытия к месту прохождения военной службы.

В силу пункта 4 тех же примечаний в дни участия в учениях (маневрах) в полевых условиях в случае невозможности обеспечения питьевой водой из стационарных сетей водоснабжения или ее несоответствия санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам военнослужащим и некоторым другим категориям лиц, указанным в пункте 1 примечаний, выдается 1000 мл бутилированной питьевой воды на одного человека в сутки.

В порядке исполнения этого постановления Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 21 июня 2011 г. № 888 «Об утверждении Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время» (далее – Руководство).

В пункте 49 Руководства определено, что для питания и питья в полевых условиях используются индивидуальные котелки, ложки, кружки, фляги. Обеспечение водой организуется исходя из предъявляемых требований по ее качеству и возможностей по подвозу, но не менее чем из расчета на 1 человека в сутки: с 15 октября по 15 апреля в умеренном климате - 15 л, в жарком климате - 20 л; с 16 апреля по 14 октября в умеренном климате - 20 л, в жарком климате - 25 л. Решение о выдаче бутилированной питьевой воды военнослужащим при невозможности обеспечения питьевой водой из стационарных сетей водоснабжения или ее несоответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам по заключению центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора) принимается заместителем командующего оперативно-стратегического командования, флота по материально-техническому обеспечению.

В приложении № 3 к Руководству приведены индивидуальные рационы питания, в том числе по норме № 7, в соответствии с пунктами 1 и 2 примечаний к которой таковыми обеспечиваются военнослужащие, имеющие право на питание по нормам общевойскового пайка, в случаях, когда приготовление пищи по этим нормам не представляется возможным (в полевых условиях, на учениях, маневрах, полигонах, в учебных центрах и лагерях, подразделениях, действующих в отрыве от пункта постоянной дислокации воинской части, в районах стихийных бедствий и катастроф, в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, в миротворческих операциях). При выдаче данного рациона на путь следования время нахождения в пути исчисляется по расписаниям железнодорожного, водного, воздушного и других видов транспорта. Время нахождения в пути следования исчисляется в полных сутках, при этом время свыше 6 часов принимается за полные сутки.

В пункте 4 тех же примечаний установлено дополнительно к данной норме выдавать 1500 мл бутилированной питьевой воды на 1 человека в сутки в полевых условиях, на учениях, маневрах, полигонах, в учебных центрах и лагерях, подразделениях, расположенных отдельно от своей воинской части, в районах стихийных бедствий и катастроф, в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, в миротворческих операциях.

Как следует из выписок из приказов военного комиссара Республики Северная Осетия-Алания от 30 октября 2019 г. № 135, 29 мая и 21 октября 2020 г. № 70 и 131, в период с октября по декабрь 2019 г., а также с апреля по июль и с октября по декабрь 2020 г. на основании указаний начальника организационно-мобилизационного управления штаба ЮВО от 24 октября 2019 г. № 14/5/9593, от 28 мая и от 26 сентября 2020 г. № 14/5/3389 и 14/5/285/84 при организации отправок 435 граждан, призванных на военную службу, рейсами военно-транспортной авиацией из аэропорта Уйташ (г. Махачкала) в различные воинские части начальнику отделения (вещевого и продовольственного) определено обеспечить выдачу ИРП и бутилированной питьевой воды из расчета 1500 мл на 1 человека в сутки.

В соответствии со справкой-расчетом и приложенными к ней ведомостями выдачи материальных средств, а также требованиями-накладными за вышеуказанные периоды выдано 435 суточных дач бутилированной питьевой воды, оплаченной по актам сдачи-приемки оказанных услуг к государственному контракту от 30 января 2019 г. № 300119/ВП на общую сумму 15 041 руб. 97 коп.

Анализируя вышеизложенные фактические обстоятельства дела и положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что дополнительная выдача к норме № 7 1500 мл бутилированной питьевой воды на 1 человека в сутки предусмотрена лишь в исключительных условиях, каковых в данном случае не усматривается.

Довод представителя административного истца – Датиева об отнесении граждан, призванных на военную службу, убывающих рейсами военно-транспортной авиацией, к подразделению, расположенному отдельно от своей воинской части, является несостоятельным, поскольку основан на ошибочном понимании п. 1 и 4 примечаний к норме № 7, в соответствии с которыми данное подразделение, состоящее из военнослужащих - старших команд и военнослужащих, призванных на военную службу, из числа молодого пополнения) лишь временно действует в отрыве от пункта постоянной дислокации воинской части, а не расположено отдельно от нее.

Показания допрошенного в качестве свидетеля Мурадянца, начальника отделения (вещевого и продовольственного), о поступавших с 2015 г., в том числе на сборах в г. Ставрополе, указаниях начальника организационно-мобилизационного управления штаба ЮВО о выдаче бутиллированной питьевой воды призывникам, убывающим рейсами военно-транспортной авиацией, на правильность вывода о незаконности расходования бюджетных денежных средств не влияет, поскольку такие указания исходили не от уполномоченного на принятие соответствующих решений должностного лица.

При этом суд учитывает, что решения о выдаче бутилированной питьевой воды военнослужащим при невозможности обеспечения питьевой водой из стационарных сетей водоснабжения или ее несоответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам по заключению центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора) принимается заместителем командующего оперативно-стратегического командования по материально-техническому обеспечению, чего по данному делу не установлено.

Ввиду изложенного является необоснованным и мнение административного истца и его представителя, а также свидетеля Мурадянца о том, что такие указания имеются в телеграммах начальника организационно-мобилизационного управления штаба ЮВО от 27 октября 2015 г. № 8731 и от 16 августа 2016 г. № 4880, так как в одной из них имеется указание о выдаче бутиллированной питьевой воды (кипяченной) или чая (по возможности) для отдельной категории призывников, а в другой - указаний о выдаче именно бутиллированной питьевой воды нет вовсе.

Кроме того, согласно сообщению начальника организационно-мобилизационного управления штаба ЮВО от 19 апреля 2022 г. № 14/5/1595 какие-либо указания в мае и сентябре 2019 г. и 2020 г. о необходимости обеспечения бутиллированной питьевой водой вышеуказанной категории граждан не издавались.

По выводу суда не имеют существенного правового значения и утверждения представителя военного комиссара – Датиева о том, что в предыдущих актах проверок о незаконности выдачи бутиллированной питьевой воды не указывалось, о ее получении и выдаче установленным порядком ежеквартально отчитывались в продовольственную службу Управления ресурсного обеспечения ЮВО.

Что касается ссылки в административном иске на необходимость соблюдения максимального семичасового промежутка между приемами пищи у военнослужащих и правильного питания, в том числе компотом или соком, установленных п. 25 Руководства по продовольственному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. № 1215, то данное положение не относится к порядку питания военнослужащих в пути следования, которые урегулированы п. 272 и 273 указанного Руководства.

При таких обстоятельствах, акт проверки в оспариваемой части является законным и обоснованным, а административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Поскольку обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, то в соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, связанные с рассмотрением административного дела, следует отнести на счет федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления врид военного комиссара Республики Северная Осетия-Алания об оспаривании пункта «б» раздела 4 акта Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу), принятого по итогам выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности от 4 февраля 2021 г. № 2-дсп, отказать.

Судебные расходы, связанные с рассмотрением данного административного дела, отнести на счет федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через Владикавказский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий К.И. Простов

Мотивированное решение составлено

в окончательной форме 11 мая 2022 г.