ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6605/2015 от 02.03.2016 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Киевский районный суд <адрес>

Республики Крым

<адрес>, 295403

тел.: (0652) 24-93-20; факс: (0652) 27-31-66

kiev-simph.krm.sudrf.ru

дело а-778/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 марта 2016 года <адрес>

Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

председательствующего судьи ФИО6

при секретаре ФИО6,

с участием прокурора – ФИО6 (удостоверение ТО ),

представителя ответчика – ФИО6 (паспорт серии 0914 , уроженка <адрес>, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем образовании КР ),

представителя инспекции по труду – ФИО6 (удостоверение , доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем образовании КР ),

заинтересованного лица - ФИО6 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, паспорт серии 9214 )

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Прокуратуры Республики Крым в интересах неопределённого круга лиц к Министерству сельского хозяйства Республики Крым, заинтересованное лицо: ФИО6, Инспекцию по труду Республики Крым о признании незаконным бездействия Министра сельского хозяйства Республики Крым и обязании к исполнению требований федерального законодательства о государственной гражданской службы Российской Федерации, о противодействии коррупции,

у с т а н о в и л :

Прокуратурой Республики Крым во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства о государственной гражданской службе Республики Крым и противодействии коррупции при назначении на должности государственной гражданской службы Республики Крым в Министерстве сельского хозяйства Республики Крым.

По результатам проверки принесен протест прокурора, которым предлагалось отменить приказ Министра сельского хозяйства Республики Крым от 02.12.2014г. -п, которым ФИО6 принята на государственную гражданскую службу Республики Крым и назначена на должность начальника управления делопроизводства, кадровой и антикоррупционной работы по результатам конкурса на замещение вакантной должности. Министерством сельского хозяйства Республики Крым протест оставлен без удовлетворения. В соответствии с ответом заместителя Председателя Совета министров Республики Крым от 29.04.2015г. стаж работы ФИО6 составляет 19 лет 11 месяцев, в связи с чем соответствующие требования законодательства соблюдены.

С указанными доводами ответчика не согласилась прокуратура Республики Крым и обратилась с исковыми требованиями к Министерству сельского хозяйства Республики Крым о признании незаконным бездействия по непринятию мер по устранению нарушений действующего законодательства о государственной гражданской службе, а также обязать ответчика освободить ФИО6 от занимаемой должности.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Крым исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.

Представитель ответчика и заинтересованное лицо возражали против удовлетворения искового заявления, настаивали на отказе в удовлетворении иска по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву на иск.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; настоящим Федеральным законом; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов.

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Частью 5 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа.

В соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" принят закон Республики Крым -ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым», который регулирует вопросы организации государственной гражданской службы Республики Крым.

Согласно статье 6 закона Республики Крым -ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым», должности гражданской службы подразделяются на категории, в частности, руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов, структурных подразделений государственных органов, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

В статье 9 закона Республики Крым -ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым» определены квалификационные требования к должностям гражданской службы. Так, квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов, муниципальной службы, замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для гражданских служащих устанавливаются дифференцированно по группам должностей гражданской службы:

высшие должности гражданской службы - стаж гражданской службы (государственной службы иных видов, муниципальной службы, замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей) не менее шести лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее семи лет.

Аналогичные требования содержаться в должностном регламенте государственного гражданского служащего, замещающего должность должность начальника управления делопроизводства, кадровой и антикоррупционной работы в Министерстве сельского хозяйства Республики Крым, утвержденного Министром сельского хозяйства Республики Крым от 26.08.2014г.

В соответствии с приказом Министра сельского хозяйства Республики Крым от 02.12.2014г. -п, ФИО6 принята на государственную гражданскую службу Республики Крым и назначена с 02.12.2014г. на должность начальника управления делопроизводства, кадровой и антикоррупционной работы по результатам конкурса на замещение вакантной должности.

Указанная должность относится к категории руководители в соответствии с Законом Республики Крым -ЗРК «О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Крым».

При определении стажа работы по специальности суд руководствовался Методическим инструментарием по установлению квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Возможность осуществления профессиональной деятельности в определенной сфере и (или) выполнение работы по конкретной профессии или специальности возникает после приобретения обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирования определенного уровня и объема компетенции.

Из чего следует, что в стаж работы по специальности, направлению подготовки включаются периоды деятельности в соответствии со специальностью (направлением подготовки), которая определена в качестве квалификационного требования в должностном регламенте гражданского служащего. Для определения стажа работы по специальности (направлению подготовки) требуется сопоставить специальность (направление подготовки), указанную в должностном регламенте, с наименованиями должностей, замещаемых гражданином (гражданским служащим), а также характером выполняемых им ранее должностных обязанностей.

Регламентируя правовое положение гражданских служащих, порядок поступления на гражданскую службу и ее прохождения, законодатель вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, включая квалификационные требования к уровню профессионального образования при замещении должностей государственной гражданской службы.

В соответствии с записями трудовой книжки ФИО6: с 20.11.1980г. по 01.09.1981г. работала старшей пионервожатой Гвардейской средней школы №<адрес>; с 1.09.1981г. по 27.06.1986г. обучалась в Симферопольском государственном университете им.Фрунзе; 15.08.1986г. по 01.09.1988г. работала в качестве воспитателя группы продленного дня и учителем географии Гвардейской средней школы ; с 01.09.1988г. назначена на должность инструктора отдела учащейся молодежи и пионеров в Симферопольском РК ЛКСМ Украины, с 13.09.1989г. утверждена заведующим отделом пропаганды и агитации, с 25.11.1989г. избрана вторым секретарем Симферопольском РК ЛКСМ Украины, уволена по собственному желанию 22.05.1990г.; с 23.05.1990г. по 28.06.1990г. работала в качестве заместителя начальника коммерческого отдела Центра Симферопольского РК ЛКСМУ; в период с 29.06.1990г. по 29.03.1991г. работала сотрудником биотехнологической лаборатории Аграрно-производственной фирмы «Изумруд»; с 03.04.1991г. по 09.09.1999г. принята на должность инженера-гидротехника в Салгирское управление оросительных систем; с 08.11.1999г. по 14.08.2006г. работала в качестве инструктора-методиста в Жилищном ремонтно-эксплуатационном тресте <адрес>; в период с 20.10.2006г. по 04.11.2011г. работала на должности главного государственного инспектора отдела контроля цен на рынках продовольствия, начальника отдела контроля цен на рынках продовольствия; с 02.04.2012г. по 01.12.2014г. принята заведующей библиотекой Гвардейской общеобразовательной школы .

В своих возражения ответчик указывает, что ФИО6 имеет высшее образование по специальности «география», а также по специальности «международная экономика». При назначении на должность начальника управления делопроизводства, кадровой и антикоррупционной работы стаж работы по специальности, направлению подготовки составлял более семи лет (16 лет 8 мес.) В письме в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.06.2015г. за подписью Министра сельского хозяйства Республики Крым указывается, что стаж работы по специальности ФИО6 составляет 19 лет 11 месяцев. Из письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.03.2015г. следует, что стаж работы ФИО6 по специальности преподавателя составляет 4 года 8 месяцев 15 дней, а стаж работы по специальности международная экономика составляет 1 год 8 месяцев 8 дней. При этом в представленных документах в материалы дела отсутствуют сведения о конкретных периодах работы заинтересованного лица, которые должны быть учтены при определении соответствующего стажа.

В возражениях на исковое заявление ответчиком учтен стаж работы с 01.09.1988г. 22.05.1990г. (на должности инструктора отдела учащейся молодежи и пионеров в Симферопольском РК ЛКСМ Украины, с 13.09.1989г. на должности заведующог отделом пропаганды и агитации, с 25.11.1989г. на должности второго секретаря Симферопольского РК ЛКСМ Украины) стаж работы составил 1 год 9 месяцев 2 дня; с 08.11.1999г. по 14.08.2006г. в Жилищном ремонтно-эксплуатационном тресте <адрес> (Беларусь) в должности инструктора-методиста стаж работы составил 6лет 9 месяцев 7 дней; в период с 20.10.2006г. по 04.11.2011г. в Государственной инспекции по ценам (на должности главного государственного инспектора отдела контроля цен на рынках продовольствия, начальника отдела контроля цен на рынках продовольствия) стаж работы составил 5 лет 2 месяца; с 02.04.2012г. по 01.12.2014г. в Гвардейской общеобразовательной школе ( в должности библиотекаря) стаж работы составил 2 года 8 месяцев. Всего стаж работы по специальности составил 16 лет 8 месяцев.

В ходе судебного заседания, судом установлено, и не отрицалось участниками процесса, что при определении стажа являются спорными периоды работы в Жилищном ремонтно-эксплуатационном тресте <адрес> и заведующей библиотекой в Гвардейской общеобразовательной школы .

В соответствии должностным регламентом государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника управления делопроизводства, кадровой и антикоррупционной работы в Министерстве сельского хозяйства Республики Крым, утвержденного Министром сельского хозяйства Республики Крым от 26.08.2014г., разделом II установлены квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков.

В пункте 3.2 должностного регламента установлены должностные обязанности начальника управления, в обязанности которого входит в том числе, осуществление организация ведения делопроизводства, кадровой и антикоррупционной работы: руководит работниками управления и распределяет между ними обязанности, определяет исполнителя, дает поручения; определяет порядок исполнения гражданскими служащими управления локальных нормативных актов, касающихся направлений деятельности управления; назначение ответственного; принимает участие в разработке кадровой политики, формировании его кадрового состава на основе оценки квалификации, личных и деловых качеств работников; координирует работу управления с другими структурными подразделениями Министерства; обеспечивает организацию работы коллегии Министерства; разрабатывает должностные регламенты государственных служащих управления, инструкцию по делопроизводству в Министерстве, инструкцию по обращениям граждан в Министерство.

Положения должностной инструкций заведующего библиотекой, утвержденной приказом директора Гвардейской общеобразовательной школы I-III ступеней от 26.09.2011г. , свидетельствуют об отсутствии осуществления кадровой работы. Ведение делопроизводства по должностной инструкций заведующего библиотекой предусматривалось только структурного подразделения общеобразовательной школы. Таким образом, характер ранее выполняемой работы в должности заведующей библиотеки не подтверждает соответствующий стаж по специальности, направлению подготовки.

В материалы дела не представлено должностной инструкции инструктора-методиста в Жилищном ремонтно-эксплуатационном тресте <адрес>. В обязанности, согласно информации, указанной в отзыве на иск, входило руководство, организация и научно-методическое сопровождение работы с населением по месту жительства. Наименование должности не дает оснований для подтверждения стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Сопоставив наименование должностей, функции, изложенные в должностном регламенте государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника управления делопроизводства, кадровой и антикоррупционной работы в Министерстве сельского хозяйства Республики Крым, и должностной инструкций заведующего библиотекой, утвержденной приказом директора Гвардейской общеобразовательной школы I-III ступеней от 26.09.2011г. , определив характер выполняемых ранее должностных обязанностей, суд пришел к выводу, что в стаж работы по специальности, дающий право на занятие соответствующей должности, не может быть включен стаж работы инструктора-методиста в Жилищном ремонтно-эксплуатационном тресте <адрес>, а также заведующего библиотекой Гвардейской общеобразовательной школы I-III ступеней .

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. пункту 1 статьи 2, ст. 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст.ст. 2, 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст.ст. 64, 175-180 КАС РФ, суд -

р е ш и л :

исковое заявление Прокуратуры Республики Крым - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства сельского хозяйства Республики Крым по не принятию мер по устранению нарушений действующего законодательства о государственной гражданской службы, а также по исполнению требований федерального законодательства о противодействии коррупции посредством освобождения ФИО6 от занимаемой должности начальника управления делопроизводства, кадровой и антикоррупционной работы министерства сельского хозяйства Республики Крым.

Обязать Министерство сельского хозяйства Республики Крым принять меры к устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путём освобождения ФИО6 от занимаемой должности начальника управления делопроизводства, кадровой и антикоррупционной работы министерства сельского хозяйства Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья ФИО6