ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6608/20 от 16.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2а-6608/2020

56RS0018-01-2020-008339-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2020 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора города Оренбурга Назмутдиновой Г.С., представителя административного ответчика Администрации г.Оренбурга – ФИО1, представителя заинтересованного лица – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора города Оренбурга к Администрации города Оренбурга о признании частично противоречащим закону и не подлежащим применению постановления администрации г.Оренбурга от 30.07.2020 года № 1141-п

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Оренбурга обратился в суд с административным иском указав, что Прокуратурой города Оренбурга проведена проверка соответствия постановления администрации города Оренбурга от 30.07.2020 года № 1141-п «О создании муниципального автономного учреждения «Оренбургсервис».

Установлено, что рассматриваемым правовым актом администрацией города Оренбурга создано муниципальное автономное учреждение «Оренбургсервис», утвержден его Устав.

МАУ 10.08.2020 года зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, ...

Данные нормы муниципального нормативного правового акта по мнению прокурора города Оренбурга не соответствуют требованиям норм федерального законодательства.

Так, согласно сведений содержащихся в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности МАУ «Оренбургсервис» является деятельность природных парков. Одновременно с этим установлено 22 дополнительных вида деятельности, предусматривающих строительство жилых и нежилых зданий, строительство автомобильных дорог и других видов деятельности, не предусмотренных для учреждений данного вида нормами федерального законодательства.

Кроме того, административный истец заявляет о нарушении оспариваемым постановлением положений БК РФ, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», поскольку создает преимущества для МАУ «Оренбургсервис», перед иными участниками рынка.

Просит суд признать противоречащими закону, недействующими и не подлежащими применению со дня принятия постановления администрации города Оренбурга от 30.07.2020 года № 1141-п «О создании муниципального автономного учреждения «Оренбургсервис».

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УЖКХ Администрации г. Оренбурга.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора города Оренбурга - Назмутдинова Г.М., исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности ФИО1, представитель заинтересованного лица УЖКХ Администрации г.Оренбурга - ФИО2 возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица МАУ "Оренбургсервис" не явился, был извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Оренбургское УФАС России не явился, был извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 213 КАС РФ с участием мнения сторон определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.

Заслушав доводы помощника прокурора, пояснения представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ч.1 ст.208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч.8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно положениям ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что постановлением администрации города Оренбурга от 30.07.2020 года № 1141-п создано муниципальное автономное учреждение «Оренбургсервис», которое 10.08.2020 года зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности муниципального автономного учреждения «Оренбургсервис» является деятельность природных парков, установлено 22 дополнительных вида деятельности, предусматривающих строительство жилых и нежилых зданий, строительство автомобильных дорог и других, которые не предусмотрены для муниципальных автономных учреждений нормами федерального законодательства.

Из Устава МАУ «Оренбургсервис» утвержденного рассматриваемым постановлением Администрации города Оренбурга следует, что предметом и целями создания учреждения является оказание услуг, выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «город Оренбург» в сфере создания условий для массового отдыха жителей, благоустройства, озеленения и охраны окружающей среды; содержания автомобильных дорог общего пользования, обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «город Оренбург»; охраны окружающей среды. (п.2.1).

Пунктом 2.2 Устава МАУ «Оренбргсервис» определены цели учреждения: выполнение мероприятий по созданию условий для массового отдыха жителей; осуществление работ по благоустройству и озеленению территории муниципального образования «город Оренбург»; осуществление работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «город Оренбург» (в соответствии с муниципальными правовыми актами); осуществление мероприятий по охране окружающей среды.

Указанные услуги (работы) оказываются в соответствии с муниципальным заданием (п. 2.4 Устава).

Уставом установлены полномочия МАУ «Оренбургсервис» по выполнению работ в сфере благоустройства, в сфере содержания автомобильных дорог, в сфере ремонта дорог и в сфере обеспечения мер пожарной безопасности.

Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3).

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЭ к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

При реализации своих полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления в силу статьи 1 Федерального закона № 1Э1-ФЗ должны действовать, исходя из интересов населения с учетом сложившихся исторических и местных традиций.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Действуя на основании статей 215, 216 ГК РФ, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).

В соответствии с приведенными нормами права органы местного самоуправления городского округа имеют право осуществлять в рамках предоставленных полномочий деятельность по организации обустройства городских парков. Тем самым им обеспечивается возможность самостоятельно принимать решения по вопросам местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Сферы деятельности, в которых может выполнять работы, оказывать услуги автономное учреждение в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления не является исчерпывающим, и автономное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги в иных сферах деятельности, помимо тех, которые прямо перечислены в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях), в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Таким образом, в целях решения вопроса местного значения органом местного самоуправления может быть создано автономное учреждение в целях реализации вопроса местного значения, которое наделяется соответствующим муниципальным имуществом для решения вопроса местного значения.

К вопросам местного значения муниципального образования «город Оренбург» относится создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 24 часть 2 статья 8 Устава муниципального образования «город Оренбург», принятого решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2015 № 1015 (далее - Устав).

Полномочия по решению указанного вопроса местного значения осуществляет Администрация города Оренбурга (пункт 7 части 10 статьи 35 Устава).

Отраслевые (функциональные) органы Администрации города Оренбурга (департаменты, управления, комитеты, отделы и т.д.) осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в рамках своей компетенции, а также по обеспечению исполнения полномочий Администрации города Оренбурга (часть 3 статьи 36 Устава).

На основании пункта 4 постановления Администрации города Оренбурга от 30.07.2020 № 1141-п «О создании муниципального автономного учреждения «Оренбургсервис» (в редакции от 03.09.2020) от имени муниципального образования «город Оренбург» функции и полномочия учредителя создаваемого муниципального автономного учреждения «Оренбургсервис» осуществляет Администрация города Оренбурга в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - УЖКХ).

В целях реализации вопроса местного значения распоряжениями департамента градостроительства и земельных отношений администрации ... от ... МАУ «Оренбургсервис» переданы в постоянное бессрочное пользование земельные участки общего пользования, на которых расположены парки и скверы с объектами благоустройства.

Содержание парков, скверов, аллей и иных благоустроенных территорий осуществляется их владельцами (пункт 3.3.1.3 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденных решением Оренбургского городского Совета от 24.10.2017 № 416).

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона об автономных учреждениях задание для автономного учреждения сформировано и утверждено учредителем - УЖКХ на содержание муниципального имущества.

Статьей 46 Устава МО г.Оренбург, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления города Оренбурга по вопросам, отнесенным настоящим Уставом в соответствии с законодательством к их компетенции, принимают (издают) правовые акты. К числу таковых отнесены постановления и распоряжения Администрации города Оренбурга.

Таким образом, оспариваемое постановление принято в рамках имеющихся у администрации г.Оренбурга полномочий и соответствует указанной в Уставе МО г.Оренбург форме.

При этом, административный истец ошибочно отождествляет виды деятельности созданного оспариваемым постановлением муниципального автономного учреждения с полномочиями и функциями органа местного самоуправления предусмотренными Федеральным законом №131-ФЗ, Уставом МО г.Оренбург.

Доводы административного истца о нарушении в действиях администрации города Оренбурга антимонопольного законодательства, суд так же находит не состоятельными.

Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам, определены Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 2 Закона № 174-ФЗ определены сферы деятельности в которых может выполнять работы, оказывать услуги автономное учреждение в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Также автономное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги в иных сферах, в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Пунктом 2.3. Устава к основным видам деятельности отнесены праздничное оформление территории города Оренбурга, мест проведения городских массовых мероприятий, осуществление мероприятий по созданию новых и содержанию существующих мест массового отдыха граждан (парков, скверов, зон зеленых насаждений, земельных участков, пляжей).

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц муниципального автономного учреждения «Оренбургсервис» основным видом деятельности учреждения в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2 является деятельность природных парков (код 91.04.4), которая осуществляется посредством выполнения работ, оказания услуг (не исполнение функций) Учреждением в целях создания комфортных условий для массового отдыха жителей в парках, скверах, иных местах отдыха граждан.

Частью 1 статьи 3 Закона № 174-ФЗ определено, что имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества муниципального автономного учреждения является муниципальное образование.

Исходя из положений части 2 статьи 4 Закона № 174-ФЗ, Закона № 131-Ф3, муниципальное задание для учреждения сформировано и утверждено учредителем по основному виду деятельности для организации решения возлагаемых на автономное учреждение задач, содержанию переданного собственником муниципального имущества (земельных участков) в целях выполнения работ, а не реализации функций органа местного самоуправления, что свидетельствует об отсутствии подмены процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд и нарушений антимонопольного законодательства.

Одно лишь то, обстоятельство что оспариваемым постановлением для МАУ «Оренбургсервис» предусмотрены отдельные дополнительные виды деятельности не свидетельствует о создании при этом препятствий для проведения конкурентных процедур.

Учитывая изложенное, оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта постановления администрации города от 30.07.2020 года № 1141-п «О создании муниципального автономного учреждения «Оренбургсервис» у суда не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Оренбурга в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора города Оренбурга к Администрации города Оренбурга о признании частично противоречащим закону и не подлежащим применению постановления администрации г.Оренбурга от 30.07.2020 года № 1141-п – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись О.К.Месяц

Мотивированное решение по делу составлено 13 января 2021 года

Судья: подпись О.К.Месяц