ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-660/19 от 13.01.2019 Исилькульского городского суда (Омская область)

Дело № 2а-660/2019

55RS0013-01-2019-000947-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Исилькульский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Хоренко О.В.

при секретаре Скок О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Исилькуле

16 октября 2019 года

административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №3 по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени за 2017г.,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №3 по Омской области обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование требований указав, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, имеет в собственности здание телятника с кадастровым номером 55::69, кадастровой стоимостью 6212365 руб., площадью 1767,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Ставка налога на имущество физических лиц в отношении прочих объектов налогообложения согласно решения Совета Баррикадского сельского поселения Исилькульского муниципального района <адрес> от 23.05.2018г. «О налоге на имущество физических лиц» составляет 0,5%. Расчет налога на имущество за 12 месяцев 2017г. за здание телятника, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 6212365 (кадастровая стоимость) * 1 (доля в праве) * 0,5% (налоговая ставка) * 12 месяцев / 12 месяцев = 31062 руб.

В установленный законом срок, а именно до 03.12.2018г. задолженность по налогу административным ответчиком не оплачена. На основании норм ст.ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом, через личный кабинет налогоплательщика в соответствии со ст. 11.2 НК РФ, направлено требование по состоянию на 16.12.2018г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2017г. в сумме 31062 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в размере 93 руб. 19 коп., со сроком исполнения до 10.01.2019г. Данное требование ФИО1 исполнено не было.

На основании вышеизложенного, просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество в размере 31155 руб. 19 коп., из которых: 31062 руб. – задолженность по налогу на имущество, 93 руб. 19 коп. – пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога.

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России №3 по Омской области ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что срок обращения в суд со стороны административного истца не является пропущенным, поскольку 21.08.2018г. ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление , по которому исчислен налог за 2017г. в сумме 31062 руб. со сроком уплаты до 03.12.2018г. В установленный срок налог на имущество физических лиц налогоплательщиком уплачен не был, в связи с чем, ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование от 16.12.2018г. об уплате налог и пени на имущество физических лиц со сроком исполнения до 10.01.2019г. Ссылаясь на п. 2 ст. 48 НК РФ, указал, что налоговый орган вправе обратиться в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа до 10.07.2019г. Судебный приказ о взыскании ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени за 2017г. вынесен 27.02.2019г. В связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно исполнения судебного приказа, мировым судьей 11.03.2019г. было вынесено определение об отмене судебного приказа. Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогам и сборам в течение 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. С настоящим исковым заявлением административный истец обратился 05.09.2019г., т.е. в пределах установленного законом срока обращения в суд. Согласно п.2 ст. 375 НК РФ, налоговая база определяется в отношении отдельных объектов недвижимого имущества как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода. В силу п. 15 ст. 378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Согласно решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 18.04.2018г. , стоимость по объекту недвижимого имущества с кадастровым номером 55:06:020401:69, расположенным по адресу: <адрес>, в размере 1750000 руб. внесена 25.04.2018г. Данную кадастровую стоимость следует учитывать для расчета налога на имущество физических лиц с 01.01.2018г. В связи с изложенным, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Административный ответчик ФИО1 заявленные требования не признал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что административным ответчиком через личный кабинет ему было направлено требование об уплате налога на имущество физических лиц за 2017г. со сроком исполнения до 10.01.2019г. Согласно ч.2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Поскольку срок исполнения требования до 10.01.2019г., а с административным иском истец обратился 21.08.2019г., следовательно, административным истцом пропущен срок для обращения в суд. Также он не согласен с размером кадастровой стоимости здания телятника, указанной в административном исковом заявлении, т.к. решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области №76 от 16.04.2018г., определена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 55:06:020401:69 в размере 1750000 руб.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 5 ст. 15 КАС РФ, при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик, в том числе, обязан уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы и нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ, объектами налогообложения признаются, в том числе, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 405 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Из материалов дела следует, что с 11.05.2012г. ФИО1 принадлежит на праве собственности здание телятника с кадастровым номером 55::69, общей площадью 1767,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, в 300 метрах южнее села Ксеньевка.

Исходя из территориального расположения объекта налогообложения – Баррикадское сельское поселение Исилькульского муниципального района Омской области, ставка налога в спорный период была установлена Решением совета Баррикадского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 23.05.2018г. «О внесении изменений в решение Совета Баррикадского сельского поселения от 22.10.2015г. №10 «О налоге на имущество физических лиц». Подпунктом 2 статьи 3 данного решения определено, что ставка налога на имущество физических лиц в отношении прочих объектов налогообложения составляет 0,5%.

ФИО1 был извещен о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2017г. налоговым уведомлением от 21.08.2018г. в срок до 03.12.2018г. (л.д. 14-15), путем направления уведомления через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 16).

В связи с неуплатой налога в установленный срок Межрайонной ИФНС России №3 по Омской области ФИО1 16.12.2018г. через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование по состоянию на 16.12.2018г. об уплате налога на имущество физических лиц в размере 31062 руб. за 2017г. и пени в размере 93 руб. 19 коп. в срок до 10.01.2019г. (л.д. 12-13).

Вышеуказанное требование не было исполнено ФИО1 в установленный в нем срок до 10.01.2019г., что явилось основанием для обращения Межрайонной ИФНС России №3 по Омской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени.

Согласно ч.6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с абз. 3 п.1 абз. 1,2,4 п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 6 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, срок уплаты недоимки по требованию от 16.12.2018г. определен налоговым органом до 10.01.2019г.

Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ, течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

По правилам ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца.

Определением мирового судьи судебного участка в Исилькульском судебном районе Омской области от 27.02.2019г. с ФИО1 взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 31062 руб. и пени в размере 93 руб. 19 коп. Таким образом, с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился в установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок.

Определением мирового судьи от 11.03.2019г. судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц был отменен (л.д. 11).

Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 05.09.2019г., т.е. в установленный законом шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа.

Таким образом, срок на обращение за взысканием недоимки по налогу на имущество физических лиц административным истцом не пропущен.

Оценивая возражения административного ответчика о неверном исчислении административным истцом суммы налога, в связи с изменением кадастровой стоимости объекта налогообложения, суд отмечает, что в соответствии с п. 15 ст. 378.2 НК РФ, изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В соответствии с п.2 ст. 403 НК РФ, изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Из материалов дела следует, что административным истцом произведен расчет налога на имущество физических лиц, подлежащего взысканию за 2017г., исчисленный исходя из установленной кадастровой стоимости, равной 6212365 руб. 24 коп.
30.03.2018г. ФИО1 обратился с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания телятника с кадастровым номером 55::69, общей площадью 1767,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, в 300 метрах южнее села Ксеньевка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <адрес> установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 55:06:020401:69 в размере рыночной стоимости 1750000 руб.

Согласно п. 3 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

В силу п. 4 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Согласно справке филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от 14.10.2019г. в ЕГРН содержатся следующие сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 55:06:020401:69, расположенного по адресу: <адрес>, в 300 метрах южнее села Ксеньевка: с 01.01.2017г. по 31.12.217г. – 6212365 руб. 24 коп., с 01.01.2018г. по настоящее время – 1750000 руб.

Поскольку изменения в сведения ЕГРН о кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости были внесены в 2018г., значит, расчет суммы налога исходя из суммы кадастровой стоимости, равной 1750000 руб. может быть осуществлен за 2018г. Перерасчет суммы налога исходя из кадастровой стоимости, равной 1750000 руб. за налоговый период до 2018г. законом не предусмотрен. В связи с чем, суд приходит к выводу, что административным истцом верно исчислен размер налога на имущество физических лиц, подлежащий уплате ФИО1 за 2017г.

Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

В связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, истцом произведено начисление пени, размер которой по состоянию на 15.12.2018г. исчислен по налогу на имущество – в сумме 93 руб. 19 коп. Представленный суду расчёт пени судом проверен и является правильным.

В соответствии с положениями ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании изложенного, с учетом представленных суду доказательств в их совокупности, суд считает требования административного истца о взыскании с ответчика недоимки по уплате налога и пени обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Частью 1 статьи 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно абзацу 9 части 2 статьи 61.1 БК Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию в местный бюджет.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», при разрешении коллизий между указанной нормой ч.1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Исходя из п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, с учетом взысканной суммы, составит 1135 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России №3 по Омской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017г. в размере 31062 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017г. за период с 04.12.2018г. по 15.12.2018г. в размере 93 руб. 19 коп., а всего - 31155 руб. 19 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1135 руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Исилькульский городской суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Хоренко

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.10.2019г.