РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Красный Яр Астраханской области 15 августа 2017г
Красноярский районный суд Астраханской области в составе судьи Камзенова Е.Б.
с участием представителя административного истца Администрации МО «Ахтубинский сельсовет» Красноярского района ФИО1
при секретаре Гринько Ю.С.
рассмотрев в судебном заседании в помещении Красноярского районного суда по ул.Советская, 2 административное дело № 2а-660/2017 по административному иску Администрации МО «Ахтубинский сельсовет» Красноярского района к УФССП России по Астраханской области и судебному приставу-исполнителю Красноярского РОСП УФССП России по Астраханской области ФИО2 об освобождении от взыскания исполнительского сбора
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП России по Астраханской области ФИО3 от 16 сентября 2015г по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГг с должника Администрации МО «Ахтубинский сельсовет» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей за не исполнение в срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГг, выданного Красноярский районным судом Астраханской области. По исполнительному листу на Администрацию МО «Ахтубинский сельсовет» возложена обязанность предоставить семье ФИО4 по договору социального найма жилое помещение в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Администрация МО «Ахтубинский сельсовет» обратилось с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора на основании ст.112 ч.7 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст.401 ГК РФ, за отсутствием вины и объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа по следующим мотивам, изложенным в административном исковом заявлении. Решение суда вступило в законную силу 13 января 2015г. В силу изменений в законодательстве о местном самоуправлении с 1 января 2015г полномочия в жилищной сфере от муниципальных образований поселений переданы муниципальным районам. Поэтому, с 1 января 2015г МО «Ахтубинский сельсовет» не могло финансировать из своего бюджета исполнение решения суда о предоставлении жилья семье ФИО4. Постановление о взыскании исполнительского сбора от 16 сентября 2015г было получено сельсоветом только 5 ноября 2015г вместе с требованием судебного пристава-исполнителя от 27 октября 2015г об исполнении исполнительного документа. В указанное время в суде уже рассматривалось заявление о замене в исполнительном производстве должника Администрации МО «Ахтубинский сельсовет» на Администрацию МО «Красноярский район». Апелляционным определением Астраханского областного суда определение Красноярского районного суда от 7 октября 2015г было отменено и постановлено заменить должника Администрацию МО «Ахтубинский сельсовет» на Администрацию МО «Красноярский район». 18 ноября 2015г судебный пристав-исполнитель осуществил замену должника. Однако, 5 июня 2017г судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство по исполнению постановления от 18 сентября 2015г о взыскании с них исполнительного сбора в размере 50000 рублей.
Представитель административного истца иск поддержала по изложенным в административном исковом заявлении доводам.
Судебный пристав-исполнитель Красноярского РОСП УФССП России по Астраханской области ФИО2 в судебное заседание не явилась. В заявлении просит рассмотреть дело без ее участия в судебном заседании. В письменном возражении просит в удовлетворении административного иска отказать, сославшись на следующие доводы. Непреодолимых обстоятельств, объективно препятствовавших исполнению исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в 2015г у Администрации МО «Ахтубинский сельсовет» не имелось. Административный истец пропустил десятидневный срок подачи административного искового заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора, предусмотренный нормами КАС РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве».
Представитель административного соответчика УФССП России по Астраханской области в судебное заседание не явился, ходатайств и отзыва на административный иск не представил. Об отложении дела не просит.
На основании представленных сторонами доказательств, суд установил по делу следующие обстоятельства.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 4 декабря 2014г на Администрацию МО «Ахтубинский сельсовет» возложена обязанность предоставить семье ФИО4 по договору социального найма жилое помещение в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Решение вступило в законную силу 13 января 2015г. исполнительное производство было возбуждено постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП России по Астраханской области ФИО3 от 7 сентября 2015г. Исполнительный лист суда был предъявлен к исполнению взыскателем ФИО4 Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО3 от 16 сентября 2015г с должника Администрации МО «Ахтубинский сельсовет» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей за не исполнение в срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительного листа. Постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником 30 сентября 2015г. Копия постановления от 16 сентября 2015г о взыскании исполнительского сбора получено должником 5 ноября 2015г. Определением Красноярского районного суда Астраханской области от 7 октября 2015г взыскателю ФИО4 было отказано в замене должника Администрации МО «Ахтубинский сельсовет» на Администрацию МО «Красноярский район». Постановлением судебного пристава-исполнителя от 11 ноября 2015г удовлетворено ходатайство Администрации МО «Ахтубинский сельсовет» об отложении исполнительных действий до 20 ноября 2015г включительно. Апелляционным определением Астраханского областного суда от 18 ноября 2015г определение Красноярского районного суда от 7 октября 2015г было отменено и постановлено заменить должника Администрацию МО «Ахтубинский сельсовет» правопреемником на Администрацию МО «Красноярский район». Постановлением от 25 ноября 2015г судебный пристав-исполнитель осуществил замену в исполнительном производстве должника Администрацию МО «Ахтубинский сельсовет» правопреемником на Администрацию МО «Красноярский район». Постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП России по Астраханской области ФИО3 от 19 августа 2016г исполнительное производство передано для исполнения судебному приставу-исполнителю Красноярского РОСП Астраханской области. Постановлением судебного пристава-исполнителя Красноярского РОСП Астраханской области ФИО2 от 15 марта 2017г исполнительное производство окончено, в связи с тем, что взыскатель своими действиями препятствует исполнению требования исполнительного документа. 5 июня 2017г судебный пристав-исполнитель возбудила исполнительное производство по исполнению постановления от 18 сентября 2015г о взыскании с них исполнительного сбора в размере 50000 рублей, должником по которому является Администрация МО «Ахтубинский сельсовет».
Вышеописанные обстоятельства подтверждаются письменными документами, представленными административным истцом и ответчиком, а также материалами исполнительного производства.
Административное исковое заявление Администрации МО «Ахтубинский сельсовет» суд признает не подлежащим удовлетворению, на основании ст.219 ч.8 КАС РФ в связи с пропуском без уважительной причины десятидневного срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ст.219 ч.3 КАС РФ.
Копию постановления судебного пристава-исполнителя от 16 сентября 2015г о взыскании исполнительского сбора административный истец получил и узнал об этом решении 5 ноября 2015г. Административное исковое заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора подано им 31 июля 2017г, то есть, через один год и почти 9 месяцев.
Административный истец с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в порядке, предусмотренном ст.112 ч.6 ФЗ «Об исполнительном производстве» и на основании ст.401 ГК РФ не может обращаться в пределах трехлетнего срока исковой давности, предусмотренной ст.196 ГК РФ. Это слишком долгий срок для административных правоотношений и отношений, связанных с исполнительным производством, то есть, исполнением исполнительных документов. По смыслу ст.36 ч.2 ФЗ «Об исполнительном производстве» общий срок исполнения исполнительных документов судебным приставом-исполнителем составляет два месяца, если по отдельным требованиям исполнительных документов, не предусмотренные более короткие сроки исполнения.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п.75 Постановления Пленума от 17.11.2015 № 50, основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора должны проверяться и оцениваться через призму положений ст.401 ГК РФ, являющейся материальной нормой гражданского права. Однако, само по себе это не означает, что в этом случае должен применяться срок исковой давности, предусмотренной ст.196 ГК РФ.
Норма ст.197 п.1 ГК РФ предусматривает, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Положения ст.112 ч.6 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривают право должника обратиться в суд как с заявлением об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, так и с иском об отсрочке или рассрочке взыскания, уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Требование об освобождении от взыскания исполнительского сбора, как и требование о признании взыскания исполнительского сбора незаконным, является разновидностью оспаривания постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
По смыслу ст.128 п.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов могут быть оспорены в суде общей юрисдикции в порядке, установленной процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных ФЗ «Об исполнительном производстве».
В силу норм главы 22 КАС РФ оспаривание решений (постановлений) судебного пристава-исполнителя производится по правилам административного судопроизводства, предусмотренных нормами КАС РФ.
Нормы ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержит специальных сроков исковой давности на подачу исков об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Данным законом установлен общий срок оспаривания решений и действий судебного пристава-исполнителя в 10 дней.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п.11 Постановления Пленума от 17.11.2015 № 50, административное исковое заявление подается в суд в течение 10 дней со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Указанное Постановление Пленума Верховного Суда РФ не содержит разъяснений, предусматривающий наличие для подачи административных исковых заявлений об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора других специальных сроков обращения в суд.
Таким образом, административный истец без уважительных причин пропустил 10-дневный срок обращения с административным исковым заявлением. О вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора административный истец узнал 5 ноября 2015г. Тот факт, что судебный пристав-исполнитель только 5 июня 2017г возбудил исполнительное производство по исполнению исполнительного документа о взыскании исполнительского сбора, не означает, что административному истцу ранее не было известно о наличии решения судебного пристава-исполнителя взыскать исполнительский сбор. Административный истец не представил уважительных причин, которые объективно лишали его в течение одного года и 9 месяцев обратиться раньше с данным иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст.179, ст.180, ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Администрации МО «Ахтубинский сельсовет» Красноярского района Астраханской области отказать в удовлетворении административного иска об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП России по Астраханской области ФИО3 от 16 сентября 2015г по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский районный суд Астраханской области.
Решение в окончательной форме принято 18 августа 2017г.
Судья: Камзенов Е.Б.