� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 15 декабря 2016 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 декабря 2016 г.
г.Выборг 15 декабря 2016 года
Дело N 2а-6612/2016
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Жеребцовой Н.С., с участием представителя административного истца помощника Выборгского городского прокурора Шарковой О.А., представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгский район Ленинградской области Беловой Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области о признании недействующим п.1.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 01.06.2016 N 343,
установил:
Выборгский городской прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее - МО) «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, в котором с учетом уточнения требований просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п.1.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», утвержденного постановлением администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 01.06.2016 N 343; обязать администрацию МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области привести в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства разделы II, VI Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», утвержденного постановлением администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 01.06.2016 N 343 и опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В обоснование административных исковых требований прокурор указал, что Выборгской городской прокуратурой проведена проверка соответствия муниципальных правовых актов действующему законодательству, по результатам которой установлено, что утвержденный Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», утвержденный постановлением администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 01.06.2016 N 343, вступил в противоречие с действующим федеральным земельным законодательством. В п.1.2 Регламента установлено, что муниципальную услугу предоставляет Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству (далее - КУМИГ) администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, и фактически положениями регламента установлены требования к работе сотрудников КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области при предоставлении данной муниципальной услуги, однако Положением о КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 23.11.2010 № 77 определено, что КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области является органом администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области и входит в её структуру (ч. 1 ст. 1); в своей деятельности подчиняется главе администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (ч.7 ст. 1). Принятие п. 1.2 Регламента с нарушением компетенции органа местного самоуправления согласно подпункту "д" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, отнесена к числу коррупциогенных факторов.
14.06.2016 прокурором на данный правовой акт принесен протест. Согласно письму администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 05.07.2016, принесенный протест в части приведения п.1.2 Административного регламента в соответствие с требованиями федерального законодательства оставлен без удовлетворения.
Между тем, до настоящего времени Административный регламент применяется в редакции, противоречащей действующему земельному законодательству, в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Выборгского городского прокурора Шаркова О.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области по доверенности Белова Л.Ю. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, считая их необоснованными, представила письменные возражения на административный иск прокурора.
Представитель заинтересованного лица – КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не сообщил суду о причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
В силу пункта 7 статьи 213 названного Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия; действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 14 статьи 13 Закона N 210-ФЗ).
Суд не вправе оценивать целесообразность принятых органом местного самоуправления решений, а может проверить лишь их на соответствие действующему законодательству.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 01 июня 2016 года N 343 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности».
Указанный Административный регламент является нормативным актом органа местного самоуправления, так как обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим решением.
Прокурором оспаривается п. 1.2 Административного регламента в части наделения КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области полномочиями по оказанию указанной муниципальной услуги.
В пункте п.1.2 Административного регламента указано, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области (далее – орган местного самоуправления) в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области (далее - КУМИГ) согласно Соглашению о передаче осуществления части полномочий Поселения муниципальному району б/н от 19.12.2014 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в статье 17 указанного Федерального закона.
Согласно пунктам 1, 9 части 1 указанной статьи органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов, а также иными полномочиями, в соответствии с уставом.
При этом, согласно ч. 3 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов, и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
Данная норма, по мнению суда, предусматривает, что орган самоуправления самостоятельно определяет способ, формы и методы выполнения принятых на себя обязательств в пределах имеющихся у него на это полномочий.
Из материалов дела усматривается, что 19 декабря 2014 года между администрацией МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области (далее - Поселение) и администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области (далее – Муниципальный район) было заключено Соглашение о передаче части полномочий Поселения Муниципальному району.
В целях организации оптимального взаимодействия при реализации Соглашения о передаче осущевления части полномочий Поселения Муниципальному району 10 февраля 2015 года между администрацией МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области и администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области было заключено Соглашение о взаимодействии (далее - Соглашение).
Согласно пункту 4 Соглашения, в рамках осуществления полномочий Муниципальный район взаимодействует с Поселением при принятии нормативных правовых актов, в том числе в сфере предоставления муниципальных услуг.
Пунктом 5 Соглашения определено, что Муниципальный район в лице КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области осуществляет разработку проектов административных регламентов в сфере имущественных, земельных и градостроительных вопросов, полномочия по решению которых переданы Поселением Муниципальному району, а также принимает решение по результатам предоставления муниципальных услуг в указанной сфере.
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения о передаче части полномочий Поселения Муниципальному району, Муниципальный район при осуществлении переданных ему полномочий Поселения руководствуется нормативными правовыми актами Поселения.
Соглашение о передаче части полномочий от 19.12.2014 и Соглашение о взаимодействии от 10.02.2015, заключенные между администрацией МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области и администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области в судебном порядке не оспорены, недействительными не признаны, являются действующими.
При этом суд не усматривает противоречий между названным пунктом 1.2 административного регламента и положениями Закона N 131-ФЗ и Закона N 210-ФЗ. В рамках решения вопросов местного значения именно Поселение издает нормативные правовые акты, а Муниципальный район, которому в рамках Соглашения от 19.12.2014 передана часть полномочий, обязан исполнять принятые акты.
Нормы ч. 4 ст. 15 Закона N 131-ФЗ предусматривают, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать с органами местного самоуправления муниципального района соглашения о передаче им осуществления части своих полномочий. С другой стороны, органы местного самоуправления муниципального района также вправе заключать с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в его состав, соглашения о передаче им реализации части своих полномочий. Согласно указанным нормам исполнение части полномочий, переданных органам местного самоуправления на основе указанных соглашений, должно осуществляться ими за счет субвенций, предоставляемых соответственно из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района или из бюджета муниципального района в бюджеты конкретных поселений.
Вместе с тем для выполнения указанных переданных полномочий органами местного самоуправления (поселений или муниципальных районов) могут понадобиться не только финансовые, но и материальные ресурсы. Согласно ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органам местного самоуправления предоставлена возможность дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, которые предусмотрены решением представительного органа муниципального образования.
Таким образом, в силу закона допускается возложение на орган местного самоуправления муниципального района функций по исполнению части полномочий, которое в обязательном порядке «подкрепляется» денежными средствами на исполнение этих полномочий. При этом необходимо учитывать, что принятие нормативных актов во-первых, не является полномочием, которое возможно передать, во-вторых, не может быть обеспечено денежными средствами на его осуществление, а, следовательно, нормативные правовые акты Поселения должны быть приняты непосредственно органами местного самоуправления Поселения, а не Муниципального района.
В рассматриваемом случае, речь идет не о подчиненности Муниципального района Поселению, а о соблюдении Муниципальным районом муниципальных правовых актов Поселения, принятых по вопросам местного значения, в том числе в рамках контроля за надлежащим исполнением Муниципальным районом принятых на себя полномочий.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт 1.2 Административного регламента не противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Бездоказательные утверждения прокурора, что оспариваемое положение Административного регламента (п.1.2) не соответствуют федеральному законодательству и поэтому является коррупциогенным фактором в соответствии с подпунктом "д" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, суд находит несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Частью 9 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Отказывая в удовлетворении требования прокурора о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п.1.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», утвержденного постановлением администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 01.06.2016 N 343, суд исходит из того, что оспариваемый прокурором в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своих полномочий, а также в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие, без нарушения прав и свобод заявителя, акт был обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания его в оспариваемой части недействующим.
Исходя из изложенного, не подлежат также удовлетворению производные от него требования о понуждении администрацию МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области привести в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства разделы II, VI указанного Административного регламента и опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п.1.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», утвержденного постановлением администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 01.06.2016 N 343; обязании администрацию МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области привести в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства разделы II, VI Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», утвержденного постановлением администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 01.06.2016 N 343 и опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.
Судья А.Г.Гомзяков