Дело № 2а-661/2021
УИД 65RS0011-01-2021-000492-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2021 года город Поронайск
Поронайский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Вавулиной А.С.,
при секретаре – Волохович Т.М.,
с участием прокурора Железовского М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Поронайского городского суда административное дело по административному иску Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Поронайского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в пгт. ФИО1 Поронайского городского округа, включенные в реестр муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Поронайский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Поронайского городского округа о признании незаконным бездействия по не осуществлению кадастрового учета и не оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах пгт. ФИО1 Поронайского городского округа, включенные в реестр муниципальной собственности, возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дорогим местного значения в границах пгт. ФИО1 Поронайского городского округа, включенные в реестр муниципальной собственности.
В обоснование заявленных требований указано, что Поронайской городской прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения требований действующего законодательства в сфере дорожного движения, а именно – из числа автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов улично-дорожной сети в границах пгт. ФИО1 Поронайского городского округа, указанных в постановлении администрации Поронайского городского округа от 11 февраля 2021 года №103 и включенных в реестр муниципального имущества, на государственный кадастровый учет не поставлен ни один объект. Не оформление права собственности не позволяет органу местного самоуправления в полной мере принимать меры по самостоятельному решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах городского округа, а также принимать участие в реализации государственных программ, в том числе путем получения средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности. Отсутствие закрепленного права собственности на автомобильные дороги нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, поскольку автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта, что прямо указывает на бездействие администрации Поронайского городского округа по невыполнению своих обязанностей в части соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
27 мая 2021 года прокурором представлено заявление об уточнении административных исковых требований, согласно которому он просит суд признать незаконным бездействие администрации Поронайского городского округа по не осуществлению кадастрового учета и не оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения в Поронайском городском округе в пгт. ФИО1, включённые в реестр муниципальной собственности, возложить обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах Поронайского городского округа в пгт. ФИО1, включенные в реестр муниципальной собственности, а именно:
автомобильная дорога по ул. Центральная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-90;
автомобильная дорога по ул. Северная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-91;
автомобильная дорога по ул. Новая, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-92;
автомобильная дорога по ул. Речная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-93;
автомобильная дорога по ул. Школьная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-94;
автомобильная дорога по ул. Луговая, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-95;
автомобильная дорога по ул. Пришахтная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-96;
автомобильная дорога по ул. Почтовая, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-97;
автомобильная дорога по пер. Клубный, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-98.
Административным ответчиком - администрацией Поронайского городского округа представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором представитель по доверенности ФИО2 указывает о несогласии с заявленными требованиями. Ссылается на то, что постановлением от 11 февраля 2021 года № 103 утвержден перечень и идентификационные номера автомобильных дорог общего пользования местного значения Поронайского городского округа, в том числе дороги пгт. ФИО1. Указанные автомобильные дороги включены в реестр муниципального имущества Поронайского городского округа, произведена паспортизация автомобильных дорог местного значения и разработаны комплексные схемы дорожного движения пгт. ФИО1. Решением Собрания Поронайского городского округа от 21 ноября 2013 года № 99 создан муниципальный дорожный фонд Поронайского городского округа, а также приведены показатели источников формирования доходов фонда за период 2018-2021 годы, в том числе фонд формируется за счет субсидий из бюджета Сахалинской области. Средства фонда на постоянной основе расходуются на содержание и ремонт автомобильных дорог. Ежегодно департаментом муниципального заказа администрации Поронайского городского округа заключаются муниципальные контракты на зимнее и летнее содержание дорог общего пользования местного значения в пгт. ФИО1. Кроме того, администрация осуществляет возложенные на нее полномочия по муниципальному контролю за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, в соответствии с утвержденным административным регламентом. В настоящее время, учитывая большой объем планируемых работ (390 километров автомобильных дорог общего пользования находятся в собственности Поронайского городского округа), а также значительные финансовые затраты, администрацией в рамках мероприятий «Проведение комплексных кадастровых работ» муниципальной программы «Совершенствование системы управления муниципальным имуществом Поронайского городского округа», утвержденной постановлением администрации Поронайского городского округа от 29 декабря 2018 года № 1524, запланировано в 2022 году межевание земельных участков автомобильных дорог с последующей постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет. Только после завершения указанных работ возможно будет осуществить постановку автомобильных дорог на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на такие объекты. Кроме того, указанные мероприятия, предусмотренные муниципальной программой осуществляются за счет предоставления субсидии из областного бюджета Сахалинской области бюджетам муниципальных образований Сахалинской области на проведение комплексных кадастровых работ. Считает, что администрацией в полной мере осуществляются возложенные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности вне зависимости от регистрации права собственности на них. Планирование работ по постановке автомобильных дорог на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности, с учетом того, что работы предшествующие вышеуказанным действиям проведены (паспортизация), не может свидетельствовать о бездействии администрации. Полагает, что заявленные прокурором требования по своему существу являются вмешательством в осуществление полномочий органов местного самоуправления. Мероприятия по проведению работ по постановке автомобильных дорог Поронайского городского округа на государственный кадастровый учет и оформления права собственности запланированы в рамках софинансирования из бюджета Сахалинской области, в случае выполнения данных мероприятий в рамках решения суда такие мероприятия будут выполняться только за счет средств местного бюджета, что повлечет ущерб интересам неопределенного круга лиц, поскольку денежные средства, предусмотренные бюджетом на иные мероприятия в целях решения вопросов местного значения в интересах жителей Поронайского городского округа, будут направлены на исполнение решения суда.
В судебном заседании Поронайский городской прокурор Железовский М.С. заявленные административные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом представленных уточнений.
Административный ответчик – администрация Поронайского городского округа явку представителя в судебное заседание не обеспечила, будучи надлежащим образом извещена о его месте и времени.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Как установлено статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно пунктам 1, 9 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 6). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7).
В силу статьи 34 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (пункт 1). Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления (пункт 3).
Статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Из системного толкования приведенных положений федерального законодательства следует, что на администрацию Поронайского городского округа в силу закона возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования, чему должна предшествовать постановка их на государственный кадастровый учет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, администрацией Поронайского городского округа не осуществлен кадастровый учет и не оформлено право собственности на автомобильные дороги местного значения в пгт. ФИО1 Поронайского городского округа, включенные в реестр муниципального имущества, а именно:
автомобильная дорога по ул. Центральная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-90;
автомобильная дорога по ул. Северная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-91;
автомобильная дорога по ул. Новая, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-92;
автомобильная дорога по ул. Речная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-93;
автомобильная дорога по ул. Школьная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-94;
автомобильная дорога по ул. Луговая, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-95;
автомобильная дорога по ул. Пришахтная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-96;
автомобильная дорога по ул. Почтовая, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-97;
автомобильная дорога по пер. Клубный, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-98.
Постановлением администрации Поронайского городского округа от 11 февраля 2021 года № 103 утвержден Перечень и идентификационные номера автомобильных дорог общего пользования местного значения Поронайского городского округа, в том числе в данный перечень включены вышеперечисленные дороги.
Административным ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что в отношении вышеперечисленных автомобильных дорог общего пользования местного значения действительно не осуществлен кадастровый учет и не зарегистрировано право собственности в Едином государственном реестре недвижимости.
Вместе с тем, он указывает, что соответствующие мероприятия запланированы на будущее время, кроме того, и в отсутствие осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на дороги, администрацией в полной мере осуществляются возложенные на нее полномочия в области использования данных автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В подтверждение указанных доводов администрацией представлена информация Финансово-экономического департамента администрации Поронайского городского округа о создании с 01 января 2014 года муниципального дорожного фонда Поронайского городского округа и исполнении его по видам доходов; постановление администрации Поронайского городского округа от 29 декабря 2018 года №1524 «Об утверждении муниципальной Программы «Совершенствование системы управления муниципальным имуществом Поронайского городского округа».
Из справок директора департамента муниципального заказа администрации Поронайского городского округа *5 от дата * и * следует, что в соответствии с муниципальным контрактом от дата * «Выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения и работ по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения Поронайского городского округа» разработаны технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в г. Поронайск, пгт. ФИО1, с. Восток, с. Гастелло, с. Забайкалец, с. Леонидово, с. Лермонтовка, с. Майское, с. Малиновка, с. Матросово, с. Тихменево, с. Соболиное, с. Трудовое, межпоселковые дороги и переданы в жилищно-имущественный отдел администрации Поронайского городско округа. Также в 2018 году в рамках соответствующих муниципальных контрактов были разработаны комплексные схемы организации дорожного движения для автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории населенных пунктов Поронайского городского округа, которые далее были переданы в отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации Поронайского городского округа.
Вместе с тем, по смыслу вышеприведенных положений закона оформление права собственности на автомобильные дороги местного значения влияет на бюджетную обеспеченность и эффективность финансирования дорожной деятельности, в том числе на цели капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше требований закона, а также препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае их несоответствия предъявляемым требованиям – приведению в надлежащее состояние, в связи с чем оспариваемое прокурором бездействие нарушает права неопределенного круга лиц.
Неисполнение органом местного самоуправления обязанностей по постановке автомобильных дорог на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на данные объекты, с учетом срока, прошедшего с момента введения нормативного регулирования, свидетельствует о неправомерном бездействии компетентного органа и является достаточным для признания требований прокурора обоснованными.
Доводы административного ответчика о том, что заявленные требования прокурора противоречат интересам муниципального образования, функции которого должны осуществляться в соответствии с запланированным бюджетным финансированием, а также о вмешательстве в деятельность органов местного самоуправления, не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются основанием для освобождения от исполнения обязанностей, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, неисполнение которых ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ, при принятии решения суд, в том числе, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Согласно статье 187 КАС РФ, суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Принимая во внимание, что для осуществления возлагаемых на административного ответчика действий потребуется проведение ряда процедур, на выполнение которых объективно потребуется время, значительный объем работ, материальные затраты, суд, соглашаясь с требованиями прокурора в данной части, устанавливает административному ответчику срок для исполнения настоящего решения в течение двенадцати месяцев со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-181, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Поронайского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в пгт. ФИО1 Поронайского городского округа, включенные в реестр муниципальной собственности, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Поронайского городского округа по не осуществлению кадастрового учета и не оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения в Поронайском городском округе в пгт. ФИО1, включенные в реестр муниципальной собственности.
Возложить на администрацию Поронайского городского округа обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения в границах пгт. ФИО1 Поронайского городского округа, включенные в реестр муниципальной собственности, а именно:
автомобильная дорога по ул. Центральная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-90;
автомобильная дорога по ул. Северная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-91;
автомобильная дорога по ул. Новая, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-92;
автомобильная дорога по ул. Речная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-93;
автомобильная дорога по ул. Школьная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-94;
автомобильная дорога по ул. Луговая, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-95;
автомобильная дорога по ул. Пришахтная, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-96;
автомобильная дорога по ул. Почтовая, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-97;
автомобильная дорога по пер. Клубный, идентификационный номер автомобильной дороги: 64-240 ОП МГ ВА-98.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29 июня 2021 года.
Председательствующий судья А.С. Вавулина