Дело № 2а-661/2021 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2021 года г.Зарайск
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Прибылова А.В.,
при секретаре судебного заседания Назаровой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-661/2021 по административному иску Брянской таможни к <данные изъяты>2 о взыскании недоимки по уплате таможенных платежей и пени,
УСТАНОВИЛ:
Брянская таможня обратилась в суд с административным иском к <данные изъяты>2 о взыскании недоимки по уплате таможенных платежей и пени.
В обосновании исковых требований указано, что 06.08.2014г. административный ответчик временно ввезла на таможенную территорию Таможенного союза по пассажирской декларации автомобиль <данные изъяты> на срок до 05.08.2015г. с освобождением от уплаты таможенных платежей. По результатам проведенной проверки установлено, что указанный выше автомобиль не вывезен с таможенной территории, что зафиксировано в решении по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования <данные изъяты>. Поскольку автомобиль в установленные сроки вывезен не был, у административного ответчика возникла обязанность по уплате таможенных платежей, о чем Брянской таможней ответчику 25.03.2021г. было направлено уведомление об уплате таможенных платежей <данные изъяты> установленные сроки задолженность уплачена не была, с учетом расчета задолженность административного ответчика по уплате таможенных платежей и пени составляет: 295 510,74 рубля таможенных платежей и 599 651,52 руб. пени за период с 06.08.2015г. по 30.06.2021г.
Административный истец просил восстановить срок на подачу административного искового заявления и взыскать с административного ответчика в свою пользу недоимки по уплате таможенных платежей и пени в размере 895 162,26 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Брянской таможни не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик <данные изъяты>2 в судебное заседание не явилась, судебное извещение направлялось своевременно, потовый конверт вернулся в адрес суда по истечении срока хранения в отделении почтовой связи.
Принимая во внимание то, что реализация участниками процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд, в соответствии со ст. ст. 101, 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 264 «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от <данные изъяты>) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (далее по тексту – ТК ЕАЭС) допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 259 настоящего Кодекса, транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Судом установлено, что 06.08.2014г. административный ответчик временно ввезла на таможенную территорию ЕАЭС по пассажирской декларации автомобиль <данные изъяты>, на срок до 05.08.2015г. с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Статьей 51 ТК ЕАЭС предусмотрено, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено настоящим Кодексом.
База для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно п. 1 ст. 69 ТК ЕАЭС Таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, или иным таможенным органом, определяемым законодательством о таможенном регулировании государства-члена, в котором произведен выпуск товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (п. 3 ст. 55 ТК ЕАЭС).
Согласно п. 7 ст. 55 ТК ЕАЭС, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 68 ТК ЕАЭС к мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 настоящего Кодекса, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) Договором о Союзе.
Пунктом 4 статьи 57 ТК ЕАЭС установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени. Начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве-члене, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.
В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона
Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.
Уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.
По делу установлено, что по результатам проведенной сотрудниками административного истца проверки установлено, что ТС не вывезен с таможенной территории, что зафиксировано в решении по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенных транспортных средств <данные изъяты> от 18.03.2021г.
Поскольку автомобиль в установленные сроки вывезен не был, у административного истца возникла обязанность по уплате таможенных платежей, о чем Брянской таможней ответчику 25.03.2021г. было направлено уведомление об уплате таможенных платежей <данные изъяты> от <данные изъяты>.
Размер задолженности по уплате недоимки по таможенным платежам составил 295 510,74 руб.
В соответствии п. 19 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность). Согласно п. 23 указанной статьи, в случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.
Пунктом 5 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ установлено, что взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.
Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган, (п. 6 ст. 71 Федерального закона).
Согласно п. 8 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, предельный срок выставления требования об уплате таможенных платежей составляет 3 года.
На основании части 16 статьи 80 Закона о таможенном регулировании пропущенный таможенным органом по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом. Такое восстановление производится судом на основании ходатайства таможенного органа, содержащего обоснование причин, повлекших пропуск сроков обращения в суд.
Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска названных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче таможенным органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя таможенного органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя таможенного органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»).
Из материалов дела следует, что Брянская таможня начала оперативные мероприятия по розыску должника только в 2020 году, но вместе с тем никаких действий по взыскании недоимки по уплате таможенных платежей и пеней до 2020 года не предпринимала.
В административном исковом заявлении содержится ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, однако доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Брянской таможни к <данные изъяты>2 о взыскании недоимки по таможенным платежам в размере 295 510,74 рубля и пени в размере 599 651,52 руб. за период с 06.08.2015г. по 30.06.2021г., а всего в общей сумме 895 162,26 руб., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Зарайский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 декабря 2021 года.
Судья А.В. Прибылов