ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6622/2023 от 12.09.2023 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

Копия

2а-6622/2023

УИД 63RS0-58

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

12.09.2023г. Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-6622/2023 (2а-8107/2022) по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, Межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Промышленного внутригородского района городского округа Самара,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным иском.

В обоснование иска указано следующее.

<адрес> проведена проверка соблюдения администрацией Промышленного внутригородского района г.о. Самара требований законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>, в том числе жилищного законодательства в деятельности Межведомственной комиссии по признанию домов аварийными, непригодными для проживания и подлежащих сносу или реконструкции.

Проверкой установлено, что в что по обращению жителей <адрес> в <адрес> ГЖИ <адрес> проведена проверка, по результатам которой составлено заключение от 01.11.2018г. о техническом состоянии строительных конструкций указанного дома.

Согласно заключению необходимы проведение Межведомственной комиссией оценки технического состояния дома и принятие решения о признании его аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации района создана Межведомственная комиссия для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Промышленного внутригородского района городского округа Самара.

Вышеуказанное заключение ГЖИ <адрес> рассмотрено на Межведомственной комиссии 10.01.2019г., что подтверждается заключением от 10.01.2019г., однако какое-либо решение из предусмотренных пунктом 47 Положения не принято.

Согласно протоколу заседания Межведомственной комиссии от 10.01.2019г. данный вопрос значился в повестке дня, члены комиссии решили предложить собственнику жилого дома (Департаменту управления имуществом г.о. Самара) представить пакет документов, необходимых для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Однако вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не разрешен. Изложенное в протоколе заседания Межведомственной комиссии решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции.

Фактически Межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и вынесла формальное решение об истребовании документов.

Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных Межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии.

Действующее жилищное законодательство обязывает Межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово- экономических возможностей.

Кроме того, в Межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.

Таким образом, Межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение ГЖИ <адрес>, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения.

Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено.

<адрес> не соблюдены обязанности по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц не приняты меры по организации обследования дома.

С учетом изложенного административный истец просил суд признать бездействие Межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Промышленному внутригородскому району в части непринятия мер по не проведению самостоятельного обследования в отношении спорного дома незаконным. Возложить на Межведомственную комиссию для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Промышленному внутригородскому району обязанность самостоятельно назначить проведение обследования спорного многоквартирного дома в целях принятия решения, предусмотренного пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Правительством Российской Федерации от 28.01.2006г. , решений об оценке соответствия многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> требованиям, установленным Положением в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО4 уточнила административные исковые требования, исключив из просительной части пункт второй требований. В остальной части административный иск поддержала в полном объеме.

ФИО2 в судебном заседании поддержала позицию прокурора.

Представитель административных ответчиков Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самары, Межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Промышленного внутригородского района городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществ г.о. Самары в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на административный иск.

Представитель заинтересованного лица ГЖИ <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате судебного заседания.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из анализа положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 8, 9 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15, части 1, 2, пункта 2 части 5, пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 493, пунктов 1, 2, 7, 42, 44 - 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, следует, что жилищная инспекция обладает полномочиями по обследованию и экспертизе жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением и при выявлении нарушений может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В свою очередь, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию Межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Установлено, что по обращению жителей <адрес> в <адрес> ГЖИ <адрес> проведена проверка, по результатам которой составлено заключение от 01.11.2018г. о техническом состоянии строительных конструкций указанного дома.

Согласно заключению необходимы проведение Межведомственной комиссией оценки технического состояния дома и принятие решения о признании его аварийным и подлежащим сносу.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением администрации района создана Межведомственная комиссия для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Промышленного внутригородского района городского округа Самара.

Согласно п. 46 о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В соответствии с п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Судом установлено, что заключение ГЖИ <адрес> рассмотрено на Межведомственной комиссии 10.01.2019г., что подтверждается заключением от 10.01.2019г., однако какое-либо решение из предусмотренных пунктом 47 Положения не принято.

Согласно протоколу заседания Межведомственной комиссии от 10.01.2019г. данный вопрос значился в повестке дня, члены комиссии решили предложить собственнику жилого дома (Департаменту управления имуществом г.о. Самара) представить пакет документов, необходимых для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не был разрешен.

Изложенное в протоколе заседания Межведомственной комиссии решение по названному вопросу не является решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции.

Суд считает, что фактически Межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и вынесла формальное решение об истребовании документов. Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных Межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии.

Действующее жилищное законодательство обязывает Межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово- экономических возможностей.

В Межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.

Межведомственная комиссия была обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости Межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.

Кроме того, согласно пункту 47 Положения Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.

Таким образом, <адрес> не были соблюдены обязанности по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц длительное время не предпринимались меры по организации обследования дома.

Принятые Комиссией меры по названному вопросу не являются решением, которое в соответствии с п.п. 46, 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции.

По факту допущенных нарушений законодательства прокуратурой района в адрес администрации вынесено представление от 22.12.2022г. .

Установлено, что заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещении непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции принято только 31.08.2023г.

Длительное бездействие Межведомственной комиссии ставило под угрозу безопасность жизни и здоровья граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме.

При указанных обстоятельствах требования заместителя прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать бездействие Межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Промышленному внутригородскому району в части непринятия мер по не проведению самостоятельного обследования в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, незаконным.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Е.В. Щелкунова

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

Подлинный документ находится в материалах административного дела 2а-6622/2023

УИД 63RS0-58