Дело № 2а-6626/2019-31
10RS0011-01-2019-008189-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Чучупаловой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Товарищества собственников жилья «Пограничная-56» к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании положений постановления Администрации Петрозаводского городского округа,
установил:
ТСЖ «Пограничная-56» оспариваются положения п. 2.9 Порядка предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Петрозаводского городского округа на возмещение затрат по благоустройству дворовых территорий в рамках реализации мероприятий по формированию современной городской среды, утвержденного постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 28 июня 2017 года №2115. Согласно оспариваемому положению перечисление Субсидии осуществляется с периодичностью, определенной заключенным соглашением (договором), на расчетный счет получателя Субсидии в течение 10 дней с даты согласования расчета суммы Субсидии (форма № 1 к Порядку). Для перечисления средств Субсидии получатели Субсидии представляют следующие документы: счет на возмещение Субсидии (в соответствии с положениями о бухгалтерском учете), расчет суммы субсидии, подлежащей перечислению юридическому лицу индивидуальному предпринимателю на возмещение затрат, связанных с благоустройство дворовых территорий в рамках реализации мероприятий по формированию современной городскойсреды (форма № 1 к Порядку), документы, подтверждающие фактические затраты получателя Субсидии по благоустройству дворовых территорий в рамках реализации мероприятий по формированию современной городской среды (счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, акты приемки выполненных работ по форме КС-2, согласованные с МКУ "Служба заказчика"). Главный распорядитель средств бюджета рассматривает указанные документы в течение 2 дней со дня получения и при отсутствии замечаний согласовывает расчет суммы Субсидии (форма № 1 к Порядку). При наличии замечаний Главный распорядитель средств бюджета в течение 2 дней с даты получения документов возвращает получателю Субсидии вышеназванные документы.
Истец просит признать недействующими со дня принятия пункт 2.9 указанного выше постановления в части, предусматривающей предоставление получателями Субсидии документов, подтверждающих фактические затраты получателя Субсидии по благоустройству дворовых территорий в рамках реализации мероприятий по формированию современной городской среды (счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, акты приемки выполненных работ по форме КС-2, согласованные с МКУ "Служба заказчика").
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий по доверенности, иск поддержал, пояснил, что оспариваемые положения необоснованно и неправомерно сужают круг лиц, с которыми получатели Субсидии, в том числе и административный истец, могли бы заключить договоры строительного подряда в целях наиболее качественного выполнения работ по благоустройству дворовых территорий, поскольку часть подрядчиков не готова исполнять невыгодные для них условия без предварительной оплаты для приобретения материалов.
Административный ответчик в лице представителя ФИО2 по доверенности с иском не согласна, указала, что оспариваемой нормой, изданной органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, права административного ответчика не нарушаются, он не лишен права подыскивать подрядчиков, которые предложат административному истцу максимально выгодные для него условия заключения договора.
Привлеченные к участию в деле заинтересованных лиц Министерство строительства, ЖКХ и энергетики РК, УФАС по РК в суд представителей не направили, о рассмотрении дела извещены, представили письменные позиции по делу.
Прокурор Иванова О.Л. в суде дала заключение об отсутствии оснований для удовлетворения иска, указав на наличие у административного ответчика соответствующих полномочий на определение порядка предоставления субсидии, оспариваемые положения пункта 2.9 Порядка не противоречат ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, оспариваемыми положениями права административного истца не нарушаются.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административный истец осуществляет управление жилыми домами, находящими по адресу: г.Петрозаводск ул. Пограничная, дома №52, №54, №56, ул. Сулажгорская, дом №61.
30.04.2019 года между Администрацией Петрозаводского городского округа, как главным распорядителем средств бюджета Петрозаводского городского округа, и ТСЖ «Пограничная-56» - получателем субсидии – заключено соглашение о предоставлении из бюджета муниципального образования субсидии на возмещение затрат по благоустройству дворовых территорий в рамках реализации мероприятий по формированию современной городской среды в размере 1886392 руб. 33 коп.. По указанному соглашению перечисление субсидии осуществляется однократно на счет получателя субсидии в течение 30 календарных дней с момента получения и подписания без замечаний документов, установленных муниципальным нормативным правовым актом (объем и виды указанных документов определены нормой, оспариваемой по настоящему делу).
В целях реализации указанного соглашения 07.08.2019 года между ТСЖ «Пограничная-56» и ООО <данные изъяты> заключен договор поставки, по которому поставщик осуществляет поставку и установки МАФ и тренажеров и благоустройство территории согласно приложенным к договору спецификации и техническому заданию. Цена договора составила 1798495 руб. Оплата производится 100% стоимости по факту выполнения работ не позднее 3-х календарных дней после выполнения работ и подписания акта выполненных работ и предоставления подрядчиком счета и поступления на расчетный счет заказчика субсидии от Администрации Петрозаводского городского округа.
К моменту рассмотрения дела договор поставки не исполнен, срок исполнения не наступил.
Порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Петрозаводского городского округа на возмещение затрат по благоустройству дворовых территорий в рамках реализации мероприятий по формированию современной городской среды определен соответствующим постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 28 июня 2017 года №2115.
В силу оспариваемого по настоящему иску п. 2.9 Порядка перечисление субсидии осуществляется с периодичностью, определенной заключенным соглашением (договором), на расчетный счет получателя Субсидии в течение 10 дней с даты согласования расчета суммы Субсидии (форма № 1 к Порядку). Для перечисления средств Субсидии получатели Субсидии представляют следующие документы: счет на возмещение Субсидии (в соответствии с положениями о бухгалтерском учете), расчет суммы субсидии, подлежащей перечислению юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю на возмещение затрат, связанных с благоустройство дворовых территорий в рамках реализации мероприятий по формированию современной городско
среды (форма № 1 к Порядку), документы, подтверждающие фактические затраты получателя Субсидии по благоустройству дворовых территорий в рамках реализации мероприятий по формированию современной городской среды (счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, акты приемки выполненных работ по форме КС-2, согласованные с МКУ "Служба заказчика"). Главный распорядитель средств бюджета рассматривает указанные документы в течение 2 дней со дня получения и при отсутствии замечаний согласовывает расчет суммы Субсидии (форма № 1 к Порядку). При наличии замечаний Главный распорядитель средств бюджета в течение 2 дней с даты получения документов возвращает получателю Субсидии вышеназванные документы.
По доводам иска включение в текст приведенной выше нормы указания на необходимость предоставления документов, подтверждающих фактические затраты получателя Субсидии по благоустройству дворовых территорий в рамках реализации мероприятий по формированию современной городской среды (счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, акты приемки выполненных работ по форме КС-2, согласованные с МКУ "Служба заказчика") нарушает права административного истца, ограничивая его выбор на заключение договоров строительного подряда в целях наиболее качественного выполнения работ по благоустройству дворовых территорий с подрядчиками, которые исполняют работы по предварительной оплате за меньшие средства, лишает возможности выполнить часть работ хозяйственным способом.
Допрошенный в суде в качества свидетеля А. – член правления ТСЖ «Пограничная-56» - пояснил, что заключение договора с ООО <данные изъяты> было фактически навязано ТСЖ Администрацией Петрозаводского городского округа. Самостоятельно найти подрядчика, который взялся бы за выполнение работ без предоплаты, ТСЖ не смогло, тогда сообщило об этой ситуации в Администрацию Петрозаводского городского округа. В ответ административный ответчик предложил кандидатуру поставщика ООО «<данные изъяты>, который согласился на заключение договора на условиях последующей оплаты работ и поставляемых товаров. Вместе с тем к моменту рассмотрения дела стало очевидным, что работы выполняются некачественно, вместо асфальтируемого или прорезиненного покрытия детская площадка засыпана щебнем. ТСЖ указывает на отступление подрядчика от условий договора. При этом возможности оплатить работы помимо средств предоставляемой субсидии у ТСЖ не будет, поскольку договор заключен с учетом возможности оплаты работ средствами субсидии.
Однако предметом настоящего иска является законность оспариваемых законоположений.
Согласно ст. 208, "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация благоустройства территории муниципального, городского округа.
В силу статьи 63.1 указанного закона в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 78 Бюджетного кодекса РФ при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
26.03.2019 года между Министерством строительства, ЖКХ и энергетики РК и Администрацией Петрозаводского городского округа заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия бюджету Петрозаводского городского округа на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды. Согласно ст. 3.2 субсидия предоставляется при наличии муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. В силу ст. 4.1.3 министерство обязуется осуществлять проверку документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета ПГО, на возмещение которых предоставляется субсидия. По ст. 4.2 министерство вправе запрашивать у муниципалитета документы и материлы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную документацию, связанные с исполнением муниципалитетом условий предоставления субсидии. По ст. 4.3.6 муниципалитет обязуется в случае получения запроса обеспечивать предоставление в министерство документов и материалов, необходимых для осуществления контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии, в том числе данных бухгалтерского учета и первичной документации, связанных с исполнением муниципалитетом условий предоставления субсидии.
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с Условиями предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия, утвержденными постановлением Правительства Республики Карелия от 19 декабря 2017 года № 452-П «Об утверждении Условий предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия, Критериев отбора муниципальных образований для предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия».
Постановлением Правительства Республики Карелия № 452-П определены особенности перечисления Субсидии, в том числе при условии представления органом местного самоуправления заявок по формам, устанавливаемым органами исполнительной власти, на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета Республики Карелия, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
Оспариваемый нормативно-правовой акт опубликован на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа http://www.petrozavodsk-mo.ru, 28.06.2017, в "Информационном бюллетене", N 134, 20.10.2017.
Полномочия административного ответчика, форма и вид нормативного правового акта, процедура принятия и опубликования судом проверены. Несоответствия оспариваемых положений нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено.
Исключение из Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 28 июня 2017 года №2115 оспариваемых положений в части предоставления документов, подтверждающих фактические затраты получателя субсидии по благоустройству дворовых территорий в рамках реализации мероприятий по формированию современной городской среды (счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, акты приемки выполненных работ по форме КС-2, согласованные с МКУ "Служба заказчика") повлечет невозможность финансового обоснования затрат, подлежащих возмещению. Доводы иска о невозможности предоставить вместо указанных в Правилах счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, актов приемки выполненных работ по форме КС-2, согласованных с МКУ "Служба заказчика" иных финансовых документов объективно ничем не подтверждены, поскольку иных документов в целях получения субсидии административный истец предоставить административному ответчику не пытался, отказов в их принятии не получал. Отказ в принятии иных документов, помимо указанных в Правила, может быть предметом самостоятельного иска, вытекающего из применения оспариваемого нормативно-правового акта. Доводы заслушанного судом в качества свидетеля члена правления ТСЖ А. о фактическом понуждении ТСЖ к заключению договора с ООО <данные изъяты>, высказанные в подтверждении позиции о коррупционной составляющей оспариваемого нормативно-правового акта, объективно ничем не подтверждены. В силу ст. 1 ГК РФ принцип свободы договора является основополагающим в гражданском законодательстве. В случае отсутствия воли на заключение договора с ООО <данные изъяты> ТСЖ было вправе отказаться от получения субсидии без несения каких-либо негативных последствии. Установлено, что ТСЖ располагало собственными средствами, которые могли вноситься в качестве аванса выбранному ТСЖ на свое усмотрение исполнителю. В любом случае, гражданско-правовые споры, вытекающие из исполнения договора поставки от 07.08.2019 года, подлежат разрешению в иных самостоятельных судебных процедурах. Само по себе ненадлежащее качество оказываемых исполнителем по этому договору услуг не свидетельствует о незаконности оспариваемых положений.
Таким образом, судом основания для признания оспариваемых положений муниципального нормативного правового акта недействующими в части ввиду нарушения прав административного истца и противоречия федеральному законодательству не установлены, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Ввиду изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 30.09.2019 года