Административное дело № 2а-662/2022
УИД: 62RS0020-01-2022-000847-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ряжск Рязанской области 08 августа 2022 года
Ряжский районный суд Рязанской области в составе судьи Калабуховой О.В., с участием старшего помощника прокурора Ряжского района Ратникова Д.Н., представителя административного ответчика ФИО1, при секретаре Кудрявцевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Ряжского района Рязанской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования – Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия и понуждении совершения действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования – Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении совершения действий.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка требований федерального законодательства о муниципальной собственности.
В ходе проведенной проверки установлено, что фактически в собственности административного ответчика находится 11 нецентрализованных источников водоснабжения - шахтных колодцев (перечень приведен в заявлении), что подтверждается письмом администрации от ДД.ММ.ГГГГ№; письмом отдела капитального строительства МО - Ряжский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№; постановлением главы администрации МО - Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии имущества в муниципальную собственность муниципального образования - Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес>»; актом приема-передачи затрат по строительству здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ№ на объект - шахтный колодец глубиной 4,5 метра в <адрес>; актом приема- передачи затрат по строительству здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ№ на объект - шахтный колодец глубиной 4,5 метра в <адрес>; актом приема-передачи затрат по строительству здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ№ на объект - шахтный колодец глубиной 4,5 метра в <адрес>; актом приема-передачи затрат по строительству здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ№ на объект - шахтный колодец глубиной 6,3 метра в с. Н.Еголдаево <адрес>; актом приема-передачи затрат по строительству здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ№ на объект - шахтный колодец глубиной 7,2 метра в с. Н.Еголдаево <адрес>; актом приема- передачи затрат по строительству здания (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ№ на объект - шахтный колодец глубиной 6,3 метра в с. Н.Еголдаево <адрес>; распоряжением главы администрации МО - Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о включении в состав казны построенных 2 шахтных колодцев; распоряжением главы администрации МО - Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о включении в состав казны построенных 2 шахтных колодцев; распоряжением главы администрации МО - Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о включении в состав казны построенного 1 шахтного колодца.
Данные объекты недвижимости не поставлены на государственный кадастровый учет, право собственности не зарегистрировано.
В силу положений ст.210 ГК РФ бремя содержания недвижимого имущества несет его собственник – Администрация МО - Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области.
Прокурор со ссылкой на положения п.7 ст.1, ч.1,2 ст.14, ч.5 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» утверждает, что с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимости должно обратиться публично-правовое образование, принимающее имущество в собственность.
Административный ответчик, вопреки положениям законодательства не организовал производство работ по постановке на государственный кадастровый учет данных объектов недвижимости, регистрация права муниципальной собственности до настоящего времени не произведена.
Не проведение администрацией МО - Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области работ по постановке на государственный кадастровый учет данных объектов недвижимости, регистрации права муниципальной собственности, влечет нарушение законодательства Российской Федерации, угрозу утраты объектов водоснабжения, и, как следствие, право неограниченного круга лиц на пользование источниками нецентрализованного водоснабжения.
По мнению прокурора, круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время и будут нарушаться в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.
В связи с изложенным прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования – Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> по незаключению муниципального контракта на выполнение комплекса кадастровых работ в отношении 11 сооружений - шахтных колодцев: <данные изъяты>
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Ратников Д.Н. уточнил заявленные требования, просил по доводам, приведенным в административном исковом заявлении, признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования – Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> по необращению с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении 11 спорных шахтных колодцев и обязать административного ответчика в течение 36 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении 11 спорных шахтных колодцев.
Представитель административного ответчика - Администрации муниципального образования – Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> ФИО1 уточненные требования прокурора не признала и пояснила, что Администрация сельского поселения исполняет свои обязанности в полном объеме. В соответствии со ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. В соответствии со ст.131 ГК РФ возникновение права собственности не зависит от наличия государственной регистрации.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч.5 ст.1 Закона №218-ФЗ).
В соответствии с ч.5 ст.15 Закона № 218-ФЗ, в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка требований федерального законодательства о муниципальной собственности.
В ходе проверки установлено, что фактически в собственности муниципального образования - Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> находится 11 нецентрализованных источников водоснабжения - шахтных колодцев: <данные изъяты>
Из представленных Администрацией МО - Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> сведений следует, что указанные шахтные колодцы значатся в реестре муниципальной собственности сельского поселения, однако право собственности на данные объекты недвижимости не зарегистрировано.
Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.
Таким образом, до настоящего времени обязанность по регистрации прав на данное имущество Администрацией МО - Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> не исполнена, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенной на него обязанности и допущенном им бездействии.
Утверждение представителя административного ответчика о том, что возникновение права собственности не зависит от наличия государственной регистрации, не принимается судом поскольку оно основано на неверном понимании приведенных выше норм права.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом (определения от 5 июля 2001 года N 132-О и N 154-О и др.).
Институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество был введен федеральным законодателем как призванный, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, обеспечивать правовую определенность в сфере оборота недвижимого имущества, с тем чтобы участники гражданских правоотношений имели возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав и обязанностей (постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2012 года N 11-П).
Таким образом, лицо, чье право на объект недвижимого имущества зарегистрировано в установленном законом порядке, признается собственником данного имущества.
Поскольку спорные шахтные колодцы относятся к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения и могут находиться в муниципальной собственности, однако они не зарегистрированы в установленном порядке в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимость и сделок с ней, это может повлечь негативные последствия неопределенного круга лиц, в том числе утрату данных объектов.
При установленных по делу фактических обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором требований к административному ответчику о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений требований федерального законодательства о муниципальной собственности, в связи с чем они подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Определяя срок выполнения административным ответчиком действий по обращению с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении спорных шахтных колодцев, суд принимает во внимание обстоятельства дела, характер спора, объема, подлежащих проведению работ, и приходит к выводу, что разумным и достаточным сроком для исполнения решения суда будет являться срок 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора <адрес> - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования – Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> по необращению с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении 11 шахтных колодцев.
Обязать Администрацию муниципального образования – Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении 11 сооружений - шахтных колодцев: <данные изъяты>
Установить административному ответчику срок для выполнения вышеуказанных действий – 36 (тридцать шесть) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения по настоящему административному делу Администрации муниципального образования – Дегтянское сельское поселение Ряжского муниципального района <адрес> необходимо сообщить в Ряжский районный суд <адрес> и прокурору <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Ряжский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.В. Калабухова