ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6631/2016 от 17.10.2016 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-6631-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2016 года Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Т.А.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по административному иску прокурора Черновского района г.Читы к Правительству Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края, Администрации городского округа «Город Чита» о признании бездействия незаконным,

У с т а н о в и л :

Прокурор обратился в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая на следующие обстоятельства. Прокурором проведена проверка по обращению ФИО2 о непредоставлении льгот отдельным категориям граждан при осуществлении пассажирских перевозок по муниципальному маршруту 310 сообщением «Вокзал - Агрогородок».Постановлением администрации го «Город Чита» от 22.03.2016 №85 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории городского округа «Город Чита», согласно которого на территории городского округа функционирует муниципальный маршрут №10л сообщением «Вокзал - Агрогородок». Перевозки по данному маршруту осуществляет ИП ФИО3 на основании договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах городского округа «Город Чита». Перевозка льготной категории пассажиров по указанному маршруту осуществлялась на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ на компенсацию убытков за перевозку льготной категории пассажиров, заключенного ИП ФИО3 с комитетом городского хозяйства администрации го «Город Чита». Однако, на сегодняшний день, в связи с наличием кредиторской задолженности по компенсации убытков за фактически выполненные услуги по перевозке пассажиров по льготному тарифу за период 2013-2016 годы в сумме свыше 600 тыс.руб. ИП ФИО3 в комитет городского хозяйства администрации го «Город Чита» предъявлено претензионное письмо о расторжении договора в одностороннем порядке, и с 01.06.2016 указанная льгота не предоставляется. Просит признать бездействие администрации городского округа «Город Чита», Правительства Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края, выразившееся в отсутствии организации транспортного обслуживания населения с оплатой льготного проезда по муниципальному маршруту №10л сообщением «Вокзал - Агрогородок» незаконным и обязать администрацию городского округа «Город Чита», Правительство Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края на постоянной основе организовать социальную поддержку отдельных категорий граждан путем обеспечения льготного проезда по муниципальному маршруту №10л сообщением «Вокзал - Агрогородок».

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4, доводы, изложенные в иске поддержала по изложенным основаниям.

Представитель Министерства территориального развития Забайкальского края ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против требований, предъявленных к министерству, поскольку оно не является надлежащим ответчиком по данному иску.

Представитель администрации городского округа «Город Чита» ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора, поскольку администрацией города приняты все возможные меры. Муниципальных предприятий по перевозке пассажиров в <адрес> нет, кроме троллейбусного управления. В настоящее время ИП ФИО7 возобновил оказание услуг льготной категории пассажиров, работая себе в убытки.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В силу ч.2 ст.176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса РФ, за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. (п. 2 ст. 790 ГК РФ).

Согласно п. 5 вышеуказанной нормы в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с подпунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ) регулярные перевозки осуществляются по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

Подпунктами 17, 18 части 1 статьи 3 указанного федерального закона определено, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиками.

В силу положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 5 октября 2009 г. № 243 -ЗЗК «О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края» установлено, что оказание мер социальной поддержки части граждан данной категории является расходным обязательством Забайкальского края, в отношении другой части граждан финансирование расходов производится за счет средств федерального бюджета, перечисленных Забайкальскому краю в соответствии с федеральным законом.

Ссылка прокурора на п.7 ч.1 ст.16 Закона «Об общих принципах организации самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и ст.5 Устава городского округа «Город Чита», которым определены обязанности городского округа обеспечивать условия для населения в сфере транспортных услуг в границах городского округа, к рассматриваемому спору не применим. Так как заключение с перевозчиками договоров на возмещение убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, принятие от перевозчиков отчетов о компенсации убытков с дальнейшей передачей в Министерство территориального развития Забайкальского края, выплата компенсации перевозчикам, не вытекают из полномочий органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения, а следуют из государственных полномочий по вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 06.05.2013 № 816-ЗЗК (ред. от 20.07.2015) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по организации социальной поддержки отдельных категорий граждан путем обеспечения льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования(креме воздушного и железнодорожного», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены отдельным государственным полномочием по организации социальной поддержки отдельных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 30 апреля 2015 года № 1165-ЗЗК «О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края», путем обеспечения льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного).

Статьей 3 вышеназванного закона, при осуществлении государственного полномочия органы местного самоуправления обязаны:

1) обеспечивать осуществление государственного полномочия в соответствии с требованиями федерального и краевого законодательства;

2) представлять документы, отчеты и иную информацию, связанную с осуществлением государственного полномочия, в исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, определяющий перспективные направления развития в области транспортного обслуживания населения (далее - уполномоченный орган в области транспорта), и в исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, определяющий перспективные направления развития в области финансов (далее - уполномоченный орган в области финансов);

3) обеспечивать целевое использование финансовых средств, предоставленных на осуществление государственного полномочия;

4) обеспечивать условия для беспрепятственного проведения уполномоченными органами в области транспорта и области финансов проверок по осуществлению государственного полномочия и использованию предоставленных субвенций;

5) в пределах своих полномочий принимать муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом края;

6) осуществлять контроль за соблюдением перевозчиками, предоставляющими льготный проезд отдельным категориям граждан на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного), условий договоров, заключенных органами местного самоуправления с перевозчиками в целях исполнения государственного полномочия.

Согласно ст.5 названного закона, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных районов и городских округов (далее - местные бюджеты) субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, устанавливаемом Правительством Забайкальского края.

Общий объем субвенций местным бюджетам на осуществление государственного полномочия определяется согласно методике расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия, приведенной в приложении к настоящему Закону края.

Финансовые средства, предоставленные на осуществление государственного полномочия, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования финансовых средств, полученных из бюджета края, не по целевому назначению Правительство Забайкальского края осуществляет взыскание указанных средств в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления государственного полномочия в случаях и порядке, предусматриваемых уставом соответствующего муниципального образования.

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственного полномочия, а также за использованием переданных им материальных и финансовых средств осуществляют и иные исполнительные органы государственной власти, уполномоченные Правительством Забайкальского края(ст.7).

При установленных обстоятельствах, прокурором не указано в чем конкретно выразилось бездействие ответчиков в соответствии с возложенными на них обязанностями при осуществлении государственного полномочия, и какие конкретно обязанности(действия) ответчики должны при этом исполнить.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 06.05.2013 № 816-ЗЗК Правительство Забайкальского края осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления данных полномочий. Таким образом, Правительство Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Как установлено, на городских муниципальных маршрутах работают индивидуальные перевозчики, муниципальных предприятий у города нет, осуществляющих пассажирские перевозки, кроме троллейбусного управления. С ИП ФИО7 был заключен договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и договор на компенсацию убытков за перевозку льготной категории пассажиров, однако, индивидуальный предприниматель самостоятельно отказался оказывать услуги льготной категории граждан на данном маршруте из-за кредиторской задолженности.

Как следует из текста искового заявления установлено, что администрацией городского округа «Город Чита» утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории г.Читы, в том числе и маршрут №10л сообщением «Вокзал - Агрогородок». Данные обстоятельства подтвердил и прокурор, принимавший участие в судебном заседании.

Также прокурор в судебном заседании пояснил, что гр-н ФИО2, по жалобе которого проводилась проверка, подтвердил, что ИП ФИО7 возобновлен льготный проезд на данном маршруте.

При установлении всех обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора на данный момент.

На основании ст.ст.178-180 КАС РФ, суд

Р е ш и л :

Прокурору Черновского района г.Читы в удовлетворении требований к Правительству Забайкальского края в лице Министерства территориального развития Забайкальского края, Администрации городского округа «Город Чита» о признании бездействия незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья: Т.А. Калашникова

Решение принято в окончательной форме 28 октября 2016 года.

Подлинник документа находится материалах

гражданского дела №2а-6631-16

Центрального районного суда г.Читы