ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-664/18 от 10.08.2018 Тоцкого районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-664/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2018 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сайфутдиновой В.Г.,

при секретаре Тарасовой Т.А.,

с участием представителей административного

истца ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к начальнику ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО4, заместителю начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО5, начальнику юридического отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО6, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании решений незаконными, обязании выдать государственный жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с данным административным иском.

В обоснование заявленных требований указала, в соответствии с вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 17.10.2012 года, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обязано восстановить ее (истца) и членов семьи ФИО16., ФИО17. в списке граждан-получателей государственного жилищного сертификата, подлежащих отселению из закрытого военного городка.

ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ указанное решение от 17.10.2012 года не обжаловало, о его разъяснении в суд не обращалось.

Спустя 9 месяцев с даты вступления вышеуказанного решения в законную силу (27.11.2012 года), заместитель начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО7 прислала уведомление №543 от 29.07.2013 года «О признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ, согласно которому она (истец) с членами семьи признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ, по категории, предусмотренной п. «б» ст.5 – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков». При этом дата постановки на учет указана 27.10.2012 года.

Затем заместитель начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО7 прислала новое уведомление за тем же номером и датой, согласно которому дата постановки на учет указана 27.11.2012 года.

Обращалась с письменными заявлениями от 07.08.2013 года и от 03.09.2013 года в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в которых просила сообщить номер в очереди на получение ГЖС.

На заявление от 07.08.2013 года ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ответило письмом от 30.08.2013 года №14-03-12/11071 (получено по почте 07.09.2013 года) за подписью заместителя начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО7, в котором сообщалось, что она (истец) внесена в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание поучить государственный жилищный сертификат. Оформление ГЖС будет осуществлено в порядке очередности при условии финансирования Подпрограммы. Нумерация граждан в данном реестре не предусмотрена.

В письме от 30.09.2013 года №14-03-12/12960 сообщалось, что она внесена в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание поучить государственный жилищный сертификат.

Кроме того в указанном письме говорилось, что после получения из Департамента жилищного обеспечения МО РФ государственного жилищного сертификата, оформленного на ее имя, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ РФ доведет до нее информацию о сроках и времени выдачи сертификата.

22.10.2013 года из ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ поступило письмо от 09.10.2013 года №14-03-12/13373, в котором подтверждалось поступление документов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Кроме того, в указанном письме ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ просило в письменном виде подтвердить сведения согласно прилагаемого образца.

05.11.2013 года направила в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ письмо-подтверждение правильности сведений, которые содержатся в едином реестре.

На протяжении более 5 лет с даты вступления решения Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 17.10.2012 года в законную силу ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ так и не выдало ГЖС.

Суть ответов на неоднократные обращения сводилась к тому, что ГЖС будет выдан согласно ежегодно утверждаемого графика выпуска и распределения сертификатов при наличии достаточного объема финансирования.

Военной прокуратурой Центрального военного округа в ходе проведения в 2017 году проверки деятельности ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ установлено, что неверно установлена дата, с которой она (истец) и члены семьи должны быть восстановлены на учете граждан-участников подпрограммы (получателей ГЖС), поскольку такой датой является 03.12.2008 года, а не 27.10.2012 года и не 27.11.2012 года.

По результатам проверки начальнику ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО4 вынесено представление об устранении нарушения закона.

Заместителем начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО5 вынесено решение №46 от 28.08.2017 года об изменении даты признания участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище», согласно которому дата признания ее (истца) участником подпрограммы изменена с 27.10.2012 года на 03.12.2008 года.

На последующие обращения письмом Департамента жилищного обеспечения МО РФ от 06.04.2018 года за №194/8уг-16765/3997 сообщено, что на ее (истца) имя 19.03.2018 года оформлен сертификат, срок предъявления в банк составляет 3 месяца.

Однако, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ГЖС не выдало, и решением №33 от 13.04.2018 года заместитель начальника ФИО5 исключил ее и членов семьи из реестра, указав, что с 11.10.2011 года п.Тоцкое-2 Оренбургской области исключен из перечня закрытых военных городков, и она и члены ее семьи не относятся к категории граждан, подлежащих выселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.

Однако, все вышеуказанные обстоятельства, на которые ссылается ФИО5 в решении №33 от 13.04.2018 года были предметом рассмотрения и исследовались в Октябрьском районном суде г. Екатеринбурга Свердловской области по гражданскому делу №2-6095/2012 и суд дал всем этим обстоятельствам надлежащую правовую оценку.

Считает решение №33 от 13.04.2018 года ФИО5 незаконным, нарушающим ее право на получение ГЖС.

Не согласившись с вышеуказанным незаконным решением №33 от 13.04.2018 года, 21.04.2018 года и повторно 23.05.2018 года обратилась с жалобой к начальнику ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ ФИО4, в которой просила признать решение незаконным и отменить его, атакже выдать ей положенный ГЖС.

25.05.2018 года получила решение №35 от 08.05.2018 года заместителя начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ МО РФ ФИО5 «О внесении изменений в решение от 13.04.2018 года №33», из которого следует, что сведения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отсутствуют, она проживает в служебном жилом помещении, предоставленном на период трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации на территории населенного пункта, исключенного из перечня закрытых военных городков, и не относится к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

В последующем 30.05.2018 года по почте пришло решение начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ МО РФ ФИО4 № ЖЦЖЦ-00514/623 от 22.05.2018 года по первой жалобе от 21.04.2018 года, в которым ей отказано в выдаче ГЖС, по тем же основаниям, которые указаны в решении №35 от 08.05.2018 года заместителем начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО5. Д.С.

Затем 03.07.2018 года по почте пришло еще одно решение от 26.06.2018 года №ЖЦ/ЖЦ-00619/746 начальника юридического отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО6 по ее повторной жалобе от 23.05.2018 года, из которого следует, что основания для восстановления на учете граждан-получателей ГЖС отсутствуют, поскольку она не относится к числу лиц, подлежащих переселению из закрытого военного городка.

Указанные решения считает незаконными, поскольку основания, на которые ссылаются ответчики, уже были предметом рассмотрения Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области, по гражданскому делу N2-6095/2012 от 17.10.2012 года.

Просит признать незаконными решения №33 от 13.04.2018 года, №35 от 08.05.2018 года заместителя начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ МО РФ ФИО5, № ЖЦЖЦ -00514/623 от 22.05.2018 года начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО4, № ЖЦЖП-00619/746 от 26.06.2018 года начальника юридического отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО6, обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ выдать ФИО3 и членам семьи государственный жилищный сертификат, как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, по категории, предусмотренной пунктом «б» статьи 5 — «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».

В судебное заседание административный истец, административные ответчики, представители административного ответчика, заинтересованного лица не явились, извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Представители административного истца – ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности, требования ФИО3 поддержали по доводам, изложенным в нем, просили удовлетворить.

Суд, заслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

В силу положений части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих (полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания обстоятельств, связанных с нарушением прав, свобод и законных интересов административного лица, возложена на сторону административного истца.

Из материалов дела следует, ФИО3 с 23.07.1996 года по 05.05.2009 года работала в качестве официантки, мойщицы посуды в войсковых частях ,

Проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, предоставленном на основании служебного ордера № 151 от 02.08.2006 года.

17.10.2012 года Октябрьским районным судом г.Екатеринбурга Свердловской области вынесено решение, которым на ФГКУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ возложена обязанность восстановить ФИО3 и членов ее семьи ФИО8, ФИО9 в списке граждан-получателей государственного жилищного сертификата, подлежащих отселению из закрытого военного городка.

Уведомлением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФИО3 с членами семьи признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ, по категории, предусмотренной п. «б» ст.5 – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».

13.04.2018 года ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ принято решение об исключении ФИО3 и членов ее семьи из реестра граждан- участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством госпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» по Министерству обороны РФ.

Решением № 35 от 08.05.2018 года ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ внесены изменения в мотивировочную часть указанного решения.

Исключение из числа участников госпрограммы, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обосновало тем, ФИО3 не относится к категории граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем по линии Министерства обороны РФ.

Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания указанных решений незаконными и удовлетворения требований административного истца.

В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Такое основание было определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.11.2011 N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Анализ приведенных выше норм указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке уполномоченными органами решения и непосредственно реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Правом же на получение государственного жилищного сертификата по пп. "б" п. 5 Правил обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем, в том числе после увольнения с военной службы.

Сам факт проживания в течение определенного количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего трудовых отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающих ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Решения о переселении граждан из закрытого военного городка в установленном порядке не принималось.

Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением.

В силу пп. "а" п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 настоящих Правил.

Как установлено при рассмотрении дела, ФИО3 не являлась и не является военнослужащей, проживает в служебном жилом помещении, при этом не относится к категории граждан, не подлежащих выселению из служебного жилого помещения в силу положений части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, ФИО3 не относится к категории граждан перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению иным жилым помещением при переселении из занимаемого служебного жилого помещения.

Более того, постановлением Правительства РФ от 11.10.2011 года № 1779-р, п. Тоцкое-2 утратило статус закрытого военного городка.

Законодательные акты, регламентирующие порядок обеспечения государственными жилищными сертификатами граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы их права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты военным городком статуса закрытого.

Ссылка стороны административного истца не решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области, суд находит несостоятельными.

Данным решением, на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ возложена лишь обязанность по восстановлению ФИО3 и членов ее семьи в списках получателей ГЖС.

Сам факт включения граждан в список - получателей ГЖС, не является безусловным основанием для выдачи ГЖС и не лишает права уполномоченные органы принимать соответствующие решения об исключении граждан из указанных списков ввиду несоответствия требованиям.

Таким образом, требования административного истца о признании незаконными решений №33 от 13.04.2018 года, №35 от 08.05.2018 года заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ ФИО5 удовлетворению не подлежат.

По указанным основаниям суд приходит к выводу и об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании незаконными решений (ответов) начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО4 № ЖЦЖЦ-00514/623 от 22.05.2018 года, от 26.06.2018 года №ЖЦ/ЖЦ-00619/746 начальника юридического отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО6

Кроме того, начальником ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО4 за № ЖЦЖЦ-00514/623 от 22.05.2018 года, начальником юридического отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО6 за №ЖЦ/ЖЦ-00619/746 26.06.2018 года не выносились какие-либо решения, а давались лишь ответы разъяснительного характера, обосновывающие законность оспариваемого административным истцом решения об исключении из списков участников программы – получателей ГЖС.

Поскольку суд пришел к выводу о законности оспариваемых решений, оснований для возложения на ответчика обязанности по выдаче ГЖС также не имеется.

Таким образом, проанализировав указанные нормы закона, исследованные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к начальнику ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО4, заместителю начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО5, начальнику юридического отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО6, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании решений незаконными, обязании выдать государственный жилищный сертификат отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной через Тоцкий районный суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2018 года.

Судья В.Г. Сайфутдинова