ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-664/2016 от 11.05.2016 Зиминского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2а -664 /2016

г. Зима 11 мая 2016 г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Соболевой Т.А., при секретаре Федоровой К.Н., с участием заместителя Зиминского межрайонного прокурора Иркутской области Н.И.Е., административного истца Батавского В.Г., представителя административного истца Коновалова А.Н.- Б.Д.С., представителя административного ответчика- заместителя председателя Зиминской городской территориальной избирательной комиссии Д.Н.С., действующей на основании постановления избирательной комиссии ** от *, заинтересованного лица И.В. Х. И.В. -М.Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Батавского В.Г. к Зиминской городской территориальной избирательной комиссии о признании недействительным решения Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от * «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования», отмене регистрации кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования И.В. Х. ;

По административному исковому заявлению кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Коновалова А.Н. к Зиминской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от * «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования»,

у с т а н о в и л:

Батавский В.Г. обратился в суд с административным иском к Зиминской городской территориальной избирательной комиссии о признании недействительным решения избирательной комиссии от * «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования», просит отменить регистрацию кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования» И.В. Х..

Коновалов А.Н. обратился в суд с административным иском к Зиминской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решение Зиминской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования» от *.

Определением от * данные административные исковые заявления объединены в одно производство.

В обоснование административного иска Батавский В.Г. указал, что Зиминской городской территориальной избирательной комиссией * было принято решение «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования». В соответствии с этим решением И.В. Х. был зарегистрирован в качестве кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования **. В документах о выдвижении кандидата избирательным объединением (И.В. Х.) имеются нарушения, связанные с представлением неполной/недостоверной информации, имеющей важное значение для регистрации выдвинутого кандидата в качестве зарегистрированного кандидата на должность главы муниципального образования. В ходе осмотра избирательных документов, проведённых * в помещении Зиминской городской территориальной избирательной комиссии (акт об осмотре и изучении документов о выдвижении кандидата избирательным объединением от *, время начала составления 11:27, время окончания составления 12:00 в присутствии Председателя Зиминской городской ТИК Б.С.А.. Заместителя председателя Зиминской городской ТИК Д.И.С., Члена комиссии с правом решающего голоса Г.А.С., членов комиссии с правом совещательного голоса С.В.А., Т.И.Г., Б.Д.С.). Актом осмотра и изучения документов было выявлено, что в справках, составленных по форме, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от *, о принадлежащем несовершеннолетним детям Х.И.В., зарегистрированного в качестве кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования. Х.А.И., Х.Ф.И., Х.Я.И., недвижимом имуществе находящемся за пределами территории Российской Федерации об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представленных кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, в разделе 1 «Сведения о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях» в графе «вид документа, удостоверяющего личность кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» - какая-либо информация отсутствует, в графе» ИНН» - какая-либо информация отсутствует. В справках, составленных по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от *, о расходах несовершеннолетних детей Х.И.В., зарегистрированного в качестве кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования, Х.А.И., Х.Ф.И., Х.Я.И. - по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемых кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов в разделе 1 «Сведения о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях в графе «вид документа удостоверяющего личность кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» - какая-либо информация отсутствует, в графе «ИНН» - какая либо информация отсутствует.

В соответствии с Законом Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11 ноября 2011 года № 116-03 статьей 49 в пунктах 5 и 6 части 1 предусмотрена обязанность кандидата на должность главы городского округа представить в соответствующую избирательную комиссию (для выборов главы Зиминского городского округа) такие документы, как: сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. При этом кандидат обязан предоставить такие документы по форме утвержденной Указом Президента Российской Федерации. Данная норма закона реализована в Указе Президента РФ № 546 от 06 июня 2013 года «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации». Форма и объем необходимых сведений предусмотрены данным Указом для обоих указанных документов, в том числе, формами сведений и сносками к ним (сноска 4 к первой форме и сноска 5 ко второй форме) установлено обязательное указание ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) в случае его наличия, в отношении каждого из лиц, в отношении которых предоставляются сведения, в том числе несовершеннолетних детей.

В нарушение закона, кандидатом Х.И.В. предоставлены при выдвижении в Зиминской городской ТИК сведения в отношении своих несовершеннолетних детей в виде двух документов, как по первой форме, так и по второй, в обоих из которых отсутствует ИНН каждого из детей. Вместе с тем, ИНН присваивается каждому человеку в силу статьи 84 Налогового Кодекса Российской Федерации вне зависимости от того, было свидетельство о постановке на налоговый учет получено физическим лицом или нет. Полагает, что не предоставление указанных сведений являлось основанием для отказа в регистрации Х.И.В. в качестве кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования. При вынесении Решения Зиминская городская ТИК не дала указанным обстоятельствам надлежащей правовой оценки, что нарушило его права как кандидата, гарантированные федеральным законодательством о выборах принцип равенства кандидатов перед законом, гарантированный законом, принцип участия граждан в выборах на общих и равных основаниях, гарантированное Конституцией РФ равенство граждан перед законом.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с п. 6 ст. 112 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (муниципальной список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, муниципальный список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 63 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.

В соответствии с п.5 ч.1 статьи 63 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частью 1 статьи 49 настоящего Закона. Учитывая, что указанные сведения: сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, кандидатом не представлены, поскольку отсутствуют сведения о документе, удостоверяющем личность детей Х.И.В., а так же ИНН. В настоящее время ИНН присваивается, в том числе, всем родившимся детям при регистрации органами записи актов гражданского состояния факта рождения новорожденного и при выдаче ему свидетельства о рождении. Факт отсутствия у родителей детей на руках свидетельства о постановке на налоговый чет не отменяет самого факта присвоения ребенку индивидуального номера налогоплательщика. Таким образом, не указание Х.И.В. данных ИНН своих детей: Х.А.И., Х.Ф.И., И.В. Х.Я.И является нарушением требований Указа Президента РФ № 546 от 06 июня 2013 года, а не следствием отсутствия у детей ИНН. Исходя из положений пункта 3 Указа Президента Российской Федерации, не указание в отношении несовершеннолетних детей кандидата идентификационного номера налогоплательщика, расценивается как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации. Таким образом решение о регистрации Х.И.В., принято с нарушением норм ** «О муниципальных выборах в **» от *.

В обосновании административного иска Коноваловым А.Н. заявлено, что * Решением Думы Зиминского городского муниципального образования были назначены досрочные выборы на должность мэра Зиминского городского муниципального образования. * данное решение было опубликовано в газете «Новая Приокская правда» (155). * в качестве кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования был зарегистрирован Х.И.В. (решение Зиминской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования» от *). * в качестве кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования был зарегистрирован ФИО50 (решение Зиминской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации А.Н. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования» от *). Представляется, что Зиминская городская территориальная избирательная комиссия, приняв решение о регистрации в качестве кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Х.И.В., допустила нарушение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от * № 67-ФЗ (далее области «О муниципальных выборах в **» от * (далее - 03-116), поскольку среди документов, представленных указанным кандидатом на выдвижение и регистрацию, имеются документы, оформленные с нарушением требований данных законов, а именно: * И.В. И.В. Х. были представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования, в частности:

1) «Сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей» в количестве 5 (пяти) документов - на себя, свою супругу (Х.Е.Ф.), своих несовершеннолетних детей (Х.А.И., И.В. Х.Ф.И. И.В. Х.ЯИ),

2) «Сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка» в количестве 5 (пяти) документов - на себя, свою супругу (Х.Е.Ф.), своих несовершеннолетних детей (Х.А.И., И.В. Х.Ф.И, И.В. Х.Я.И).

В соответствии с п.3.1 ст. 33 ФЗ-67 указанные сведения «должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации». Анализ представленных документов позволяет сделать вывод о том, что данные документы составлены с нарушением требований Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 546, а именно:

-во всех документах, представленных на детей И.В. И.В. Х., в соответствующих графах отсутствуют сведения о документе, удостоверяющим личность - реквизиты свидетельств о рождении соответственно Х.А.И., И.В. Х.Ф.И, И.В. Х.Я.И. По смыслу ст. 23 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от * № 143-ФЗ, свидетельство о рождении является документом, удостоверяющим личность лица, не достигшего возраста 14 лет.

- во всех документах, представленных на детей И.В. И.В. Х., в соответствующих графах отсутствуют сведения об индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН). В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ «В целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом». Пункт 7 указанной статьи устанавливает, что «... постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица». Пункт 3 ст. 85 НК РФ говорит о том, что «Органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, о фактах рождения и смерти физических лиц,.. . в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц». Абз. 5 п. 2 ст. 84 НК РФ закрепляет, что «Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, в течение пяти дней со дня получения соответствующего заявления или сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса». Пунктом 7 ст. 84 НК РФ установлено, что «Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика». Исходя из смысла вышеприведенных норм и их системного толкования, можно сделать вывод, что ИНН может быть присвоен без специального заявления гражданина в связи с получением налоговым органом соответствующей информации от определенных государственных органов, в частности от органов ЗАГС после регистрации факта рождения ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время ИНН есть у каждого гражданина РФ, чье рождение зарегистрировано в установленном законом порядке. Не указание реквизитов документа, удостоверяющего личность, а также ИНН затрудняет проверку представленных сведений, может быть направлено на сокрытие информации о реально принадлежащем кандидату, его супруге и его несовершеннолетним детям имуществе, а также их расходах. Таким образом, эти действия могут сформировать неправильное представление избирателей о самом кандидате. Кроме того, как было указано выше, форма справок, в которых должны быть отражены перечисленные сведения, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546, то есть приведенный нормативный правовой акт содержит прямое предписание об объеме сведений, которые кандидат обязан сообщить в названной справке. Неуказание в справках (в соответствующих графах) сведений о реквизитах документа, удостоверяющего личность, а также ИНН кандидата, его супруга, несовершеннолетних детей, не может расцениваться иначе как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации. Данная позиция поддержана Верховным Судом РФ, который в своем Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим, при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.), указал на эти обстоятельства как на нарушение требований избирательного законодательства. В связи с указанным обстоятельством И.В. И.В. Х. должно было быть отказано в регистрации по основаниям, предусмотренным пп. «в.1» п. 24 ст. 38 ФЗ-67, пп. «в.2» п. 24 ст. 38 ФЗ-67 (пп. 4 п. 1 ст. 63 03-116, пп. 5 п. 1 ст. 63 03-116).

Учитывая положения п. 12 ст. 56 ФЗ-67 - «...Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией», п. 1 ст. 89 03-116 - «Кандидаты, избирательные объединения обязаны вести учет поступления и расходования средств своих избирательных фондов. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования», Зиминской городской территориальной избирательной комиссией была утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов (утв. решением Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от *). В соответствии с этой Инструкцией «кандидаты при проведении выборов главы муниципального образования.. . представляют в избирательную комиссию муниципального образования финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств своих избирательных фондов (первый и итоговый) по форме согласно приложению к настоящей Инструкции и сведения по учету средств избирательного фонда по форме согласно приложению к настоящей Инструкции» (пункт 5.1). «Финансовый отчет по форме согласно приложению , сведения по учету средств избирательного фонда по форме согласно приложению , справка, выданная филиалом Сбербанка России, об оставшихся на специальном избирательном счете избирательного фонда кандидата, избирательного объединения денежных средствах по форме, установленной Инструкцией от *, должны быть представлены в сброшюрованном виде и иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения» (пункт 5.9). Анализ документов, представленных И.В. И.В. Х. на регистрацию, позволяет сделать вывод, что кандидатом были нарушены указанные требования к оформлению первого финансового отчета, а именно:

-в финансовом отчете, а также в сведениях по учету средств избирательного фонда неверно указано наименовании выборов, для участия в которых был зарегистрирован И.В. И.В. Х., - так, вместо «Досрочные выборы мэра Зиминского городского муниципального образования» указано «Выборы мэра Зиминского городского муниципального образования» то есть отсутствует термин «досрочные».

-Также в строке 1 первого финансового отчета кандидата И.В. Х. И.В. «Поступило средств в избирательный фонд, всего» (шифр строки 10) в столбце 3 «сумма, руб» отсутствуют какие-либо сведения, то есть она является незаполненной.

Учитывая, что данная Инструкция была принята в целях реализации вышеуказанных положений ФЗ-67, 03-116 (п. 1.1 Инструкции), а также тот факт, что форма финансового отчета и сведений по учету средств избирательного фонда являются неотъемлемыми составными частями этой Инструкции, то есть приведенный нормативный правовой акт содержит прямое предписание об объеме сведений, которые кандидат обязан зафиксировать в указанных документах, необходимо говорить, что И.В. И.В. Х. при оформлении документов финансовой отчетности были нарушены, в том числе и эти положения федерального и областного законов. Не указание в соответствующих графах финансового отчета и сведений по учету средств избирательного фонда не может расцениваться иначе как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации. В связи с указанным обстоятельством И.В. Х. И.В. должно было быть отказано в регистрации на основании пп. «в.1» п. 24 ст. 38 ФЗ-67 (п.п. 4 п. 1 ст. 63 03-116).

В соответствии с п. 1 ст. 39 ФЗ-67, п.1 ст. 64 ОЗ-Пб, все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом. Эти положения означают, что все кандидаты, принявшие решение участвовать в соответствующих выборах, пользуются равными правами и несут равные обязанности при участии в избирательном процессе. Из этого следует, что все действия и документы. представляемые кандидатами, в равной мере должны соответствовать требованиям закона, предъявляемым к их совершению и оформлению. Указанные выше документы, представленные кандидатом в мэры Зиминского городского муниципального образования И.В. Х. И.В. не соответствует данным требованиям.

Таким образом, на момент вынесения Зиминской городской территориальной избирательной комиссией решения о регистрации в качестве кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования И.В. И.В. Х. среди представленных им документов имелись такие, которые были оформлены с нарушением требований ФЗ-67, 03-116, а также в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствовали некоторые сведения, предусмотренных п.п. 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных п. 3.1) ст. 33 ФЗ-67 (ч. 1 ст. 49 03-116). При таких обстоятельствах Зиминская городская территориальная избирательная комиссия должна была отказать И.В. И.В. Х. в регистрации в качестве кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования по основаниям, предусмотренным пп. в.1 п. 24 ст. 38 ФЗ-67 (п.п. 4 пункта 1 ст. 63 03-116), п.п. «в.2» п. 24 ст. 38 ФЗ-67 (пп. 5 п. 1 ст. 63 03-116) однако этого сделано не было. Таким образом, был нарушен основополагающий принцип российского законодательства - принцип равенства всех перед законом, и мое право на равные для всех кандидатов на выборные должности условия выдвижения и регистрации, в частности при оформлении необходимых документов в строгом соответствии с требованиями закона.

Административный истец Батавский В.Г. в судебном заседании полностью поддержал свои исковые требования.

Представитель административного истца Коновалова А.Н.- Б.Д.С. в судебном заседании поддержал исковые требования Коновалова А.Н.

Представитель административного ответчика - заместитель председателя **ной территориальной избирательной комиссии -Д.Н.С. административные иски Коновалова А.Н., Батавского В.Г. не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований, предоставила письменные возражения на административный иск кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Батавского В.Г., в которых пояснила, что, * решением Думы Зиминского городского муниципального образования были назначены досрочные выборы мэра Зиминского городского муниципального образования. * данное решение было опубликовано в газете «Новая Приокская правда» (155).

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с Федеральным законам от * № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от * № 67-ФЗ (далее -Федеральный закон № 67-ФЗ), ** «О муниципальных выборах в **» от * (далее - Областной закон ) непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение избирательным объединением кандидатов определяется требованиями и последовательностью, установленной федеральным и областным законодательством. О выдвижении кандидата, избирательная комиссия уведомляется в установленном Федеральным законом № 67-ФЗ, Областной закон порядке.

* в качестве кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования был зарегистрирован Х.И.В. (решение Зиминской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования» от *).

В соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, Областным законом № 116-03), среди документов, представленных указанным кандидатом на выдвижение и регистрацию, имеются документы, согласно требованиям данных законов, а именно:

* И.В. И.В. Х. были представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования, в частности:

1) «Сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним

детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской

Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей» в количестве 5 (пяти) документов - на себя, свою супругу (Х.Е.Ф.), своих несовершеннолетних детей (Х.А.И., И.В. Х.Ф.И, И.В. Х.Я.И);

2) «Сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка» в количестве 5 (пяти) документов - на себя, свою супругу (Х.Е.Ф.), своих несовершеннолетних детей (Х.А.И., И.В. Х.Ф.И, И.В. Х.Я.И). В соответствии с п. 3.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ указанные сведения были представлены по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от * «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от * N 546).

-во всех документах, представленных на детей И.В. И.В. Х., в соответствующих графах отсутствуют сведения о документе, удостоверяющим личность - реквизиты свидетельств о рождении соответственно Х.А.И., И.В. Х.Ф.И, И.В. Х.ЯИ. Зиминская городская ТИК полагает, что полнота сведений о кандидате образуется из совокупности сведений, изложенных в заявлении о согласии баллотироваться и информации, содержащейся в приложенных к заявлению документах, что в свою очередь, позволяет избирательной комиссии идентифицировать личность кандидата. И не указание реквизитов документа, удостоверяющего личность детей кандидата, не затруднит проверку представленных сведений;

-во всех документах, представленных на детей И.В. И.В. Х., в соответствующих графах отсутствуют сведения об индентификационном номере налогоплательщика, так как графа предусматривающей указание на номер ИНН, заполняется при наличии соответствующего ИНН, о чем говорит сноска "4" к графе "ИНН" Таблицы 1 указанных справок. Поскольку ИНН детей не был указан кандидатом, Зиминская городская территориальная избирательная комиссия полагала, что ИНН кандидат И.В. И.В. Х. на детей не получал. При этом Указом Президента Российской Федерации от * не приняты нормы, предписывающие при отсутствии ИНН указывать в графе слово "нет", ставить прочерк или иной знак (слово). Поэтому не заполнение указанной графы в справке не может быть основанием для отказа в регистрации кандидата И.В. И.В. Х.. Просит суд отказать в удовлетворении административного искового заявления В.** на решение Зиминской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования».

Представитель административного ответчика - председатель **ной территориальной избирательной комиссии- Б.С.А. С.А. предоставила письменные возражения на административный иск кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Коновалова А.Н., где указано о том, что * решением Думы Зиминского городского муниципального образования были назначены досрочные выборы мэра Зиминского городского муниципального образования. * данное решение было опубликовано в газете «Новая Приокская правда» (155). * в качестве кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования был зарегистрирован Х.И.В. (решение Зиминской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования» от *). В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от * № 67-ФЗ (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), ** «О муниципальных выборах в **» от * (далее - Областной закон ), среди документов, представленных указанным кандидатом на выдвижение и регистрацию, имеются документы, согласно требованиям данных законов, а именно: * И.В. И.В. Х. были представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования, в частности: 1) «Сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей» в количестве 5 (пяти) документов - на себя, свою супругу (Х.Е.Ф.), своих несовершеннолетних детей (Х.А.И., И.В. Х.ФИ, И.В. Х.ЯИ); 2) «Сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка» в количестве 5 (пяти) документов - на себя, свою супругу (Х.Е.Ф.), своих несовершеннолетних детей (Х.А.И., И.В. Х.ФИ, И.В. Х.ЯИ). В соответствии с п. 3.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ указанные сведения были представлены по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от *:- во всех документах, представленных на детей И.В. И.В. Х., в соответствующих графах отсутствуют сведения о документе, удостоверяющим личность - реквизиты свидетельств о рождении соответственно Х.А.И., И.В. Х.ФИ, И.В. Х.ЯИ. В этой связи Зиминская городская территориальная избирательная комиссия полагает, что полнота сведений о кандидате образуется из совокупности сведений, изложенных в заявлении о согласии баллотироваться и информации, содержащейся в приложенных к заявлению документах, что в свою очередь, позволяет избирательной комиссии идентифицировать личность кандидата. И не указание реквизитов документа, удостоверяющего личность детей кандидата не затруднит проверку представленных сведений; - во всех документах, представленных на детей И.В. И.В. Х., в соответствующих графах отсутствуют сведения об идентификационном номере налогоплательщика, так как графа предусматривающей указание на номер ИНН, заполняется при наличии соответствующего ИНН, о чем говорит сноска "4" к графе "ИНН" Таблицы 1 указанных справок. Поскольку ИНН детей не был указан кандидатом, Зиминская городская территориальная избирательная комиссия полагала, что ИНН у детей кандидата И.В. И.В. Х. отсутствуют. При этом Указом Президента Российской Федерации от * не приняты нормы, предписывающие при отсутствии ИНН указывать в графе слово "нет", ставить прочерк или иной знак (слово). Не заполнение указанной графы в справке не может быть основанием для отказа в регистрации кандидата И.В. И.В. Х.. Учитывая положения п. 12 ст. 56 Федеральный закон № 67-ФЗ кандидат на должность мэра Зиминского городского муниципального образования И.В. И.В. Х. предоставил первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда с приложением необходимых документов. Нарушение требований Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов, утвержденной решением Зиминской городской территориальной избирательной комиссией от *, не является основанием для отказа в регистрации кандидата. Представленные документы являются достоверными и содержат все необходимые реквизиты. Отсутствие в финансовом отчете, а также в сведениях по учету избирательного фонда наименовании выборов, для участия в которых был зарегистрирован И.В. И.В. Х., - так, вместо «Досрочные выборы мэра Зиминского городского муниципал образования» указано «Выборы мэра Зиминского городского муниципального образования есть отсутствует термин «досрочные» не препятствует однозначному восприятию, так как дата выборов * год. Отсутствие не заполненной строки 1 первого финансового отчета кандидата И.В. Х. И.В. «Поступило средств в избирательный фонд, всего» (шифр строки 10) в столбце 3 «сумма, не несет в себе правовых последствий при принятии решения о регистрации кандидата. Итоговые сведения полностью подтверждают достоверность данных, указания в первом финансовом отчете о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата и учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Учитывая, что присутствующие в документах кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования И.В. Х. И.В. недостатки носят незначительный характер, и Федеральный закон № 67-ФЗ, Областной закон не предусматривает возможность отказа по этому основанию, решение Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от * о регистрации кандидата И.В. Х. И.В. считают законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица И.В. Х. И. В.- М.Т.И. _предоставил письменные возражения, в которых пояснил, что поступившее административное исковое заявление кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Коновалова А.Н. об отмене решения Зиминской городской территориальной избирательной «О регистрации Х.И.В. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования» от * считает незаконным и необоснованным и не подлежащим удовлетворению по нижеприведенным основаниям.

1. В соответствие с п. 3.1 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ (далее -ФЗ, Федеральный закон от * N 67-ФЗ) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 ст. 33 Федерального закона от * N 67-ФЗ, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от * N 546: а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;

б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным данным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае не совершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок, то есть приведенный нормативный правовой акт содержит прямое предписание об объеме сведений, которые кандидат обязан сообщить в названной справке.

Раздел 1, указанных справок содержит графу «Вид документа, удостоверяющего личность кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (серия, номер, дата выдачи)», при этом в сноске №3(справка об имуществе) и сноске №4 (справка о расходах), которые содержат информацию о порядке заполнения отдельных строк и граф справок, указано, что в отношении несовершеннолетних детей указывается в случае наличия у них документа, удостоверяющего личность.

В Указе Президента РФ от 13.03.1997 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" закреплено, что паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Документы, которые при отсутствии паспорта гражданина Российской Федерации могут удостоверять личность такого гражданина, перечислены в пп. 16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и к таковым относятся: военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в РФ в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из РФ и въезда в РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории РФ); а также справка установленной формы, выдаваемая гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а для иностранных граждан таким документом может стать документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в РФ.

В силу Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан (п. 1 ст. 3).

Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть (п.2 ст.З).

В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Из анализа вышеназванных положений статей 3,6,8, Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» следует, что свидетельство о рождении является документом о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния.

Таким образом, свидетельство о рождении не является документом, удостоверяющим личность и поэтому в формах справок, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, имеется сноска-пояснение, о том, что реквизиты документа, удостоверяющего личность в отношении несовершеннолетних детей указывается в случае наличия у них документа, удостоверяющего личность.

На основании изложенного считает, что довод о том, что реквизиты свидетельства о рождении должны указываться в справках, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 является необоснованным. Раздел 1, вышеуказанных справок содержит графу «ИНН», при этом в сноске №4 (справка об имуществе) и сноске №5 (справка о расходах) указано, что указывается при наличии.

В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 84 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации и физического лица по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, в течение пяти дней со дня получения соответствующего заявления или сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса,.. ., и в тот же срок выдать уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе.

Согласно абз. 3 п. 5.1. ст. 84 НК РФ формы и форматы указанных в ст. 84 Налогового кодекса РФ заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, заявления иностранной организации, уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, запроса, документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе, порядок заполнения форм заявления, уведомления, запроса и порядок представления заявления, уведомления, запроса в налоговый орган в электронной форме, а также порядок направления налоговым органом заявителю документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе в электронной форме, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488® утверждены форма N 2-1-Учет "Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе" согласно (приложение N 5) и форма N 2-3-Учет "Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе" (приложение N 7).

Данные документы, подтверждающие постановку на учет и присвоение ИНН в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 84 Налогового кодекса РФ должны быть направлены физическому лицу и следовательно, с этого момента лицо обладает информацией о присвоении (наличии) у него ИНН.

Данный аргумент, подтверждается сносками №4(справка об имуществе) и сноске №5(справка о расходах), определяющих указание ИНН при наличии, т.е. направление документа о постановке на учет (присвоении ИНН) и получение его физическим лицом от налогового органа. В противном случае, учитывая, что в соответствии с п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика, наличие данных сносок в справках нецелесообразно и неуместно.

Таким образом, при оформлении справок об имуществе, о расходах кандидат И.В. Х. И.В. располагал документами о присвоении ИНН в отношении него и его супруги, данные о которых указаны в соответствующих справках, а в отношении несовершеннолетних детей, документов подтверждающих присвоение последним ИНН не имеется в наличии, то есть налоговым органом не выдавался, что подтверждается ответом Межрайонной ИФНС России по ** от *.

Кроме того, ни налоговое, ни избирательное законодательство не накладывает дополнительные обязанности на кандидата по получению документов о присвоении ИНН несовершеннолетним детям. Напротив выдача указанных документов - обязанность налогового органа (абз. 5 п. 2 ст. 84 Налогового кодекса РФ).

На основании изложенного считает, что данные об ИНН в справках должны указываться при наличии у кандидата документов, подтверждающих постановку на учет и присвоение ИНН несовершеннолетним детям. Поэтому доводы административного истца являются необоснованными и основаны на неверном толковании закона.

Не указание в справках сведений о реквизитах свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, ИНН несовершеннолетних детей, при отсутствии документа, которым присвоен ИНН, не может расцениваться как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации.

2. Также нельзя согласиться с доводами о нарушении формы первого финансового отчета кандидата И.В. Х. И.В., так как он представлен по форме, установленной приложением 3 к Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении муниципальных выборов, утвержденной решением ЗГТИК от * N 4/9, содержит все сведения, касающиеся избирательного фонда и необходимые для проверки соблюдения кандидатом избирательного законодательства, регулирующего вопросы финансирования выборов.

Указание вида выборов как «Выборы мэра Зиминского городского муниципального образования *» вместо, «Досрочные выборы мэра Зиминского городского муниципального образования» не является, как полагает административный истец, нарушением формы финансового отчета и не влияют на понимание избирательной комиссией того, в каких выборах учувствует кандидат И.В. Х. И.В., и для участия в которых им открыт специальный счет, указанный в предоставленном финансовом отчете и подтвержденный банковской справкой.
На территории Зиминского городского муниципального образования проводятся только одни выборы, назначенные на * и это является общеизвестным фактом, кроме того, указание даты проведения выборов в финансовом отчете * соответствует действительности.

Не заполнение строки 1 финансового отчета «Поступило средств в избирательный фонд всего» шифр строки «10» не имеет правового значения и также не является нарушением формы финансового отчета, поскольку в дальнейшем (строки 1.1.-1.2.4) имеется указание на поступление в избирательный фонд средств разрезе видов поступлений в которых отражена информация от том, что в избирательный фонд никаких поступлений не было, следовательно и не были и произведены никакие расходы.

Не заполнение строки 1 финансового отчета не повлекло представление в окружную избирательную недостоверных сведений о финансовых операциях по избирательному счету, что подтверждается учетом поступления и расходования денежных средств, согласно которому какие-либо операции, свидетельствующие о поступлении и (или) расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата И.В. Х. И.В., не производились, а также банковской справкой, приложенной к финансовому отчету.

При этом необходимо отметить, что ни Федеральным законом № 67-ФЗ, ни ** № ОЗ-Пб не предусмотрены специальные требования и не оговорены обязательные реквизиты заполнения указанных документов. Вышеуказанная Инструкция, на которую ссылается административный истец, не является законом, нарушения положений которой по смыслу Федерального закона № 67-ФЗ являлись бы основанием для отказа в регистрации кандидата.

Просит суд, отказать в удовлетворении административного искового заявления об отмене решения Зиминской городской территориальной избирательной «О регистрации Х.И.В. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования» от *.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы административного дела, выслушав заключение заместителя Зиминского межрайонного прокурора Н.И.Е., полагавшей, что заявленные исковые требования истцов Батавского В.Г., Коновалова А.Н. подлежат удовлетворению,

Заместитель Зиминского прокурора Н.И.Е. пояснила, что на основании решения Думы Зиминского городского муниципального образования от * назначены досрочные выборы мэра Зиминского городского муниципального образования. Вышеуказанное решение опубликовано в газете «Новая Приокская правда» (155) от *

* в качестве кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования зарегистрирован Х.И.В. (решением Зиминской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования» от *).

В соответствии с п.3.1 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации :

а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;

б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

В целях реализации статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Указом Президента РФ от 06.06.2013 г. № 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" (вместе с "Положением о проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ") утверждена форма справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.Установлено, что во всех справках, представленных на несовершеннолетних детей И.В. Х. И.В., в соответствующих графах отсутствуют сведения о документе, удостоверяющим личность, а также ИНН (идентификационный номер налогоплательщика).

Формами сведений сносами к ним, установленных вышеуказанным Указом Президента РФ, установлена необходимость указания ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) в случае его наличия в отношении каждого из лиц, в отношении которых предоставляются сведения.

В нарушение вышеуказанных положений кандидатом в мэры Зиминского городского округа муниципального образования И.В. Х. И.В. ИНН троих несовершеннолетних детей указаны не были, в то время как согласно официальным данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по **, каждый несовершеннолетний ребенок кандидата И.В. Х. И.В. имеет ИНН с датой присвоения.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) с 1993 года является обязательным документом для всех граждан. Это цифровой код, который для физических лиц состоит из двенадцати цифр. Так, гражданин может в любом возрасте стать полноправным налогоплательщиком. Например, ребёнок стал наследником или является владельцем земельного участка, недвижимости, автомобиля или может обладать долей имущества, также и если владельцы приватизированных квартир несовершеннолетние, «ни не освобождаются от уплаты налога, и это значит, что идентификационный номер налогоплательщика в данном случае необходим (так, как и несовершеннолетним детям кандидата в. мэры И.В. Х. И.В., которые имеют по 1/5 доли в собственности в жилом доме, и земельном участке, расположенном по адресу; **).

Свидетельство о рождении - свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния факта рождения ребёнка. В этом документе содержится информация об имени ребёнка, дате его рождения, а также именах его родителей..

Таким образом, удостоверение личности ребенка подтверждается свидетельством о рождении соответствующего ребенка. Кроме того, родители согласно положениям законодательства РФ подтверждают отношения законного представительства свидетельством о рождении ребенка до 14 лет.

Кроме того, не отражение в «Первом финансовом отчете о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата избирательного объединения Х.И.В.» от * данных в строке 1 «Поступило средств в избирательны фонд, всего» не повлекло каких- либо нарушений законодательства РФ в плане наступления негативных последствий, но вместе с тем, требования заполнения необходимых документов распространяется одинаково без исключения на всех кандидатов независимо от национальности, партийной принадлежности и др. Кандидат в мэры Зиминского городского округа муниципального образования И.В. Х. И.В. имеет высшее юридическое образование, ему известны требования действующего законодательства, т.к. мэр Зиминского городского округа муниципального образования согласно ст. 27 Уставу ЗГМО является высшим должностным лицом **, возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории **, осуществляет представительные и иные функции в соответствии с законодательством и Уставом ЗГМО. Мэр города должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от * N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Принцип равного избирательного права заключается в предоставлении каждому гражданину возможности в равной с другими гражданами степени влиять на исход выборов.

На основании вышеизложенного полагает, что в соответствии со ст. 239 КАС РФ необходимым признать незаконным и отменить решение Зиминской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования» от *, т.к. с вышеуказанными обстоятельствами И.В. Х. И.В. должно было быть отказано в регистрации по основаниям предусмотренным пп. «в.1» п.24 ст. 38 ФЗ.

Суд, оценивая доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

На основании ст. 38 п. 1 ФЗ от 12.06. 2002 г. « Об основных гарантиях избирательных прав граждан», регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии.

В соответствии со ст. 38 п.24 п.п. в. 1. и п.п. в 2 ФЗ 67, Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

(п.п. "в" в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;

(пп. "в.1" введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;

(пп. "в.2" введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 102-ФЗ)

В соответствии со ст. 63 п. 1 п. п. 4 и п. п. 5 Закона Иркутской области « О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11.11. 2011г. № 116 ОЗ, основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона;

- отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частью 1 статьи 49 настоящего Закона;

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Батавский В.Г. решением Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от * зарегистрирован кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования.

Коновалов А.Н. решением Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от * зарегистрирован кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования.

Решением Думы Зиминского городского муниципального образования от * назначены досрочные выборы на должность мэра Зиминского городского муниципального образования на *.

Данное решение было официально опубликовано * в газете « Новая Приокская правда» (155).

Постановлением избирательной комиссии ** от * полномочия избирательной комиссии Зиминского городского муниципального образования возложены на Зиминскую территориальную избирательную комиссию.

Решением Избирательной комиссии ** от * сформирована Зиминская городская территориальная избирательная комиссия.

Решением Избирательной комиссии ** от * назначена на должность председателя Зиминской городской территориальной избирательной комиссии - Б.С.А.

Решением Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от 26.04. 2016 г. , И.В. Х. И.В. зарегистрирован кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Согласно Закону Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11 ноября 2011 года № 116-03 статьей 49 в пунктах 5 и 6 части 1 предусмотрена обязанность кандидата на должность главы городского округа представить в соответствующую избирательную комиссию (для выборов главы Зиминского городского округа) такие документы, как: сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. При этом кандидат обязан предоставить такие документы по форме утвержденной Указом Президента Российской Федерации

Согласно Указу Президента РФ № 546 от 06 июня 2013 года «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

Форма и объем необходимых сведений предусмотрены данным Указом для обоих указанных документов, установлено обязательное указание ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) в случае его наличия, в отношении каждого из лиц, в отношении которых предоставляются сведения, в том числе несовершеннолетних детей.

Согласно подтверждению от *г. членом Зиминской избирательной комиссии Б.С.А. были приняты пакет документов для регистрации кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования.

Среди представленных документах был представлен первый финансовый отчет И.В. Х. И.В. о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, где отмечено, что поступило средств в избирательный фонд всего руб. Далее указано, что поступило средств в установленном порядке для формирования избирательного фонда, из них : на собственные средства кандидата- 0 рублей, средства избирательного объединения, выдвинувшего кандидата -0 рублей, добровольное пожертвование гражданина- 0 рублей, собственные средства кандидата - 0 рублей и т. д.

Как видно из заявления кандидата И.В. Х. И.В. в филиала ОАО «Сбербанк России», он просит подтвердить остатки денежных средств по состоянию на * на специальном избирательном счете в сумме 0 рублей. Должностное лицо Банка Н.О.В. подтвердила достоверность сведений. Судом было достоверно установлено, что кандидат на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Х.И.В. предоставил в Зиминскую городскую ТИК сведения в отношении своих несовершеннолетних детей в виде двух документов, как по первой форме, так и по второй форме, в которых отсутствует во всех документах, представленных на детей И.В. И.В. Х., в соответствующих графах
сведения об идентификационном номере налогоплательщика. Однако графа, предусматривающая указание на номер ИНН, заполняется при наличии соответствующего ИНН, о чем говорит сноска "4" к графе "ИНН" Таблицы 1 указанных справок.

Вместе с тем, как видно из сообщения заместителя начальника МИФНС 314 по **С.О.Н., в отношении И.В. Х.ЯИ, <данные изъяты>, Х.Ф.И.<данные изъяты> рождения, Х.А.И., <данные изъяты>, документы о постановке на налоговый учет не выдавались.

Как установлено судом, из представленных документов представителем административного истца Коновалова А.Н.- Б.Д.С., выписок из Единого государственного реестра налогоплательщиков в отношении физических лиц, по состоянию на *г., идентификационные номера налогоплательщиков были присвоены 17.11. 2014 г. Х.Я.И., Х.Ф.И.<данные изъяты>. г, Х.А.И.<данные изъяты>

В силу части 2 ст. 84 Налогового Кодекса РФ, налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось). В случае, если заявление физического лица направлено по почте заказным письмом либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган, налоговый орган осуществляет постановку на учет физического лица на основании такого заявления в течение пяти дней со дня получения от органов, указанных в пунктах 3 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, подтверждения содержащихся в этом заявлении сведений и в тот же срок выдает (направляет) физическому лицу свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось).

Таким образом, вопрос о постановке на учет физического лица и присвоение ему идентификационного номера налогоплательщика носит заявительный характер.Налоговый орган обязан выдать документы о присвоении ИНН. Вместе с тем, ни налоговое, ни избирательное законодательство не возлагает обязанность на кандидата в мэры городского муниципального образования по получению документов о присвоении ИНН несовершеннолетних членам его семьи.

Отсутствие сведений об ИНН - идентификационном номере налогоплательщика, также как и отсутствие сведений о документах удостоверяющих личность ( свидетельства о рождении) на несовершеннолетних детей кандидата на должность мэра не являет­ся существенным нарушением действующего избирательного законодательства. Не заполнение данной графы в справке не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата И.В. И.В. Х..Доводы административных истцов Коновалова А.Н., Батавского В.Г. о том, что сведения необходимые для выдвижения кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования по форме, закрепленной в указе Президента Российской Федерации от 06.06. 2013 , а именно : отсутствие по всех документах, представленных на детей И.В. Х. И.В. в соответствующих графах сведения о документе удостоверяющем личность реквизитов свидетельств о рождении Х.А.И., Х.Ф.И.., И.В. Х.ЯИ, также отсутствие во всех документах, представленных на детей И.В. Х. И.В. в соответствующих графах сведения об индивидуальном номере налогоплательщика ( ИНН), что является основанием для отказа в регистрации кандидата И.В. Х. И.В. на должность мэра Зиминского городского муниципального образования, являются несостоятельными.

Указание в финансовом отчете, предоставленном кандидатом должность мэра Зиминского городского муниципального образования И.В. Х. И.В., вида выборов как «Выборы мэра Зиминского городского муниципального образования *» вместо, «Досрочные выборы мэра Зиминского городского муниципального образования» также не является нарушением действующего избирательного законодательства, и не влияет на понимание того, в каких выборах участвует кандидат И.В. Х. И.В.

Отсутствие каких - либо сведений в строке 1 первого финансового отчета кандидата И.В. Х. И.В. не может расцениваться как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации. Согласно банковской справке, приложенной к финансовому отчету, какие-либо операции, свидетельствующие о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата И.В. Х. И.В., не производились. Следовательно отсутствие сведений в строке 1 финансового отчета не повлекло представление в окружную избирательную недостоверных сведений о финансовых операциях по избирательному счету кандидата И.В. Х. И.В.

Таким образом, И.В. Х. И.В. были соблюдены требования пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от * № 67-ФЗ "Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации", согласно которому при проведении выборов, вместе с заявле­нием, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, в избирательную комиссию должны представляться документы составленные по форме, утвержденной Указом Прези­дента Российской Федерации от *.

Ответственность за представление избирательных докумен­тов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответ­ствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кан­дидат, который обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентиру­ющие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению документов, не­обходимых для его регистрации.

Суд не усматривает наличие на день, предшествующий дню заседания избиратель­ной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кан­дидата (списка кандидатов), среди документов, представленных для уведомле­ния о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований Федерального закона от * N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не явля­ется основанием для отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов), суд считает необходимым признать законным Решение Зиминской территориальной избирательной комиссии от * «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования.

В силу ст. 32 Конституции Российской Федерации,Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-177, 243, 244 Кодекса административного судопроиз­водства Российской Федерации суд.

Р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Батавского В.Г. к Зиминской городской территориальной избирательной комиссии о признании недействительным решения Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от * «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования», отмене регистрации кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования И.В. Х. ;

Административного искового заявления кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Коновалова А.Н. к Зиминской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от * «О регистрации И.В. Х. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования», отказать.

Разъяснить сторонам, что мотивированное решение будет изготовлено в Зиминском городском суде в срок не позднее *

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд ** в течение 5 дней со дня изготовления полного текста решения.

Судья Т.А. Соболева

Мотивированное решение изготовлено в Зиминском городском суде *г.

Судья Т.А. Соболева