№2а-664/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт ФИО1 область 9 ноября 2017
Аннинский районный суд Воронежской области в составе председательствующего – судьи Бортниковой Н.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное исковое заявление
административного истца Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в лице представителя по доверенности начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Аннинском, Бутурлиновском, Таловском, Эртильском районах ФИО2 к административному ответчику Администрации Старотойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании бездействия Администрации Старотойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области незаконным в части неосуществления полномочий по принятию на баланс водопроводных сооружений, возложении обязанности по принятию на баланс водопроводных сооружений, расположенных по адресу <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Воронежской области обратилось с иском к административному ответчику Администрации Старотойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании бездействия Администрации Старотойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области незаконным в части неосуществления полномочий по принятию на баланс водопроводных сооружений, возложении обязанности по принятию на баланс водопроводных сооружений, расположенных по адресу <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указано следующее. ТО Роспотребнадзора по Воронежской области в Аннинском, Бутурлиновском, Таловском, Эртильском районах ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в администрации Старотойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области (<адрес> в ходе которой выявлено расположение на территории Администрации Старотойденского сельского поселения Аннинского муниципального района <адрес> водозаборных сооружений, не имеющих собственника, предназначенных для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, - одна артезианская скважина и водопроводная сеть по улицам села Старая Тойда, протяженностью <данные изъяты> км. Административный истец сослался на ч.1 ст.41, ст.42, ч.2 ст.36 Конституции РФ, ст.27, п.6 ст.10 Водного кодекса РФ, п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. 2.2, 2.3, 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», ст.18, 19, 29 Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», пп 1.5, 2.5, 4.1, 4.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Ответчик не осуществляет в полной мере обязанности по соблюдению законодательства при организации водоснабжения населения, выразившиеся в образовании бесхозных сетей водоснабжения, не принял меры по постановке объектов на учет в регистрирующем органе как бесхозных в целях дальнейшего установления собственника. Не производится контроль качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения, не проводится систематическое санитарное обследование источника водоснабжении, оборудования и устройств, территории, прилегающей к водозаборному сооружению, чистка, промывка, профилактика.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, в порядке упрощенного производства при надлежащем извещении об этом лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.291-294 КАС РФ.
Суд, изучив материалы дела, находит необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.2 разграничивает понятия «сельское поселение», «городское поселение», «муниципальный район», а также в ст.14 разграничивает полномочия «городского поселения» и «сельского поселения». При этом указанный в п.4 ч.1 ст.14 указанного Закона (на который ссылается административный истец) вопрос местного значения по организации водоснабжения и водоотведения относится к вопросам местного значения городского поселения. Этот вопрос согласно ч.3 ст.14 указанного Закона, не относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно ч.3, 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 ст. 14 вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ст.1,2, 3 Закона Воронежской области от 10.11.2014 N 148-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области", вступившего в законную силу 1.01.2015 г., за сельскими поселениями Воронежской области закреплен вопрос местного значения по организации водоснабжения, водоотведения. Уставы муниципальных образований Воронежской области должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом Воронежской области в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области.
В соответствии со ст.7 Устава Старотойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области к вопроса местного значения относится организация в границах Старотойденского сельского поселения водоснабжение населения и водоотведение. (л.д.21-28)
Таким образом обязанность по организации водоснабжения и водоотведения возникла у административного ответчика после ДД.ММ.ГГГГ, после внесения изменений в Устав Старотойденского сельского поселения.
Водозаборное сооружение и водопроводная сеть относятся к объектам недвижимости.
Истец не предоставил суду доказательств на каком земельном участки расположены указанные объекты и кому принадлежит земельный участок на праве собственности.
В соответствии с п.2, 4 ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.261 ГК РФ, ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия удостоверяет право проведения работ в числе прочего по разработки месторождений полезных ископаемых, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения.
Таким образом оформление прав на водозаборную скважину требует оформление прав на земельный участок и получение лицензии по недропользованию.
Согласно ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч.5 ст.8 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ст.2, 12 указанного Закона органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Установленная региональным законодательством обязанность сельского поселения по организации водоснабжения может быть выполнена органом местного самоуправления по своему усмотрению в рамках установленной компетенции. Оформление права собственности на водозаборные объекты и водопроводные сетей не является единственным способом организации водоснабжения населения. При этом вопрос о принятии на баланс водопроводных сооружений в с. Старая Тойда Аннинского района является преждевременным пока в установленном законом порядке не рассмотрен вопрос о праве собственности на эти объекты.
В рамках рассматриваемого дела, в отношении бесхозных объектов водоснабжения возможно применение способов защиты прав только предусмотренных законом, например, постановкой их на учет в Россрестре, с возможным последующим признанием в судебном порядке права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом. А также путем определения гарантирующей организации и подписания передаточного акта в отношении бесхозных водопроводных сетей.
Несмотря на разъяснение судом административному истцу необходимости уточнения исковых требований и предоставлении доказательств, административный истец эту обязанность не выполнил, избранный им способ защиты не соответствует закону. В качестве доказательств административный истец предоставил только распоряжение о плановой выездной проверке от ДД.ММ.ГГГГ и акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражен выявленный факт наличия бесхозного водозаборного и водопроводного объекта. Истец не предоставил суду данных о земельном участке, на котором расположена водозаборная скважина и водопроводные сети, не предоставил доказательств – кто являлся прежним собственником этих объектов, кто является законным владельцем или распорядителем земельного участка.
Таким образом суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Стороны освобождены от оплаты гос.пошлины на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227, 293, 294 КАС РФ,
РЕШИЛ
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Управления Роспотребнадзора по Воронежской области к административному ответчику Администрации Старотойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании бездействия Администрации Старотойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области незаконным в части неосуществления полномочий по принятию на баланс водопроводных сооружений, возложении обязанности по принятию на баланс водопроводных сооружений, расположенных по адресу <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через суд, принявший решение, в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.А. Бортникова