«КОПИЯ» Дело № 2а- 665 /2016 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 сентября 2016 года п. Междуреченский Кондинский районный суд Ханты- Мансийского автономного округа -Югры в составе судьи Косолаповой О.А. с участием истца прокурора Новоселова Д.Н., представителя ответчиков ФИО1, при секретаре Шестаковой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-665 /2016 по административному иску прокурора Кондинского района в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к администрации Кондинского района, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Кондинского района о признании бездействия незаконным, обязанности восполнить резерв материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Кондинского района с учетом внесенных изменений обратился суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к администрации Кондинского района, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Кондинского района о признании бездействия незаконным, обязанности солидарно восполнить резерв материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Требования мотивирует тем, что настоящего времени не восполнен резерв материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства согласно номенклатуре и объему, утвержденным постановлением администрации Кондинского района от 01.08.2013 № 1642 «О создании резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район». В судебном заседании истец прокурор Новоселов Д.Н. административные исковые требования поддержал. В обоснование иска указал, что прокуратурой Кондинского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления и жилищно-коммунальными организациями требований закона и прав граждан в период подготовки к отопительному сезону 2016-2017 годов. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в силу закона относится организация теплоснабжения на соответствующих территориях, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организация от исполнения своих обязательств. В соответствии с соглашениями, заключенными 21.12.2015 между администрацией Кондинского района и администрациями городских и сельских поселений района, полномочия по организации в границах муниципальных образований района, электро-тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения населения, снабжение населения топливом переданы на уровень муниципального образования Кондинский район. В соответствии с п. п. а), г), д) ч. 2 ст. 11 федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, финансируют мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением администрации Кондинского района от 01.08.2013 № 1642 (далее Постановление) утверждены Положение о резерве материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район, а также номенклатура и объем резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства, которым управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Кондинского района (далее УЖКХ) уполномочено на создание, организацию, хранение, отпуск и восполнение резерва материальных ресурсов (запасов) МО Кондинский район. Также УЖКХ ежегодно при разработке бюджета на очередной финансовый год и плановый период необходимо предусматривать расходы для приобретения, хранения, восполнения резерва материально-технических ресурсов (запасов) (п. 3.2 Постановления). Под восполнением материальных ресурсов (запасов) понимается восполнение материальных ресурсов (запасов) в резервы в срок не позднее шести месяцев со дня отпуска равного количества аналогичных или других однотипных материальных ресурсов (запасов) в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий. Уполномоченный орган в соответствии с ч.1 ст. 3 Положения осуществляет закупки на приобретение материальных ресурсов (запасов) Резерва, заключает муниципальные контракты по итогам проведения закупок на поставку Резерва, определяет места хранения Резерва, осуществляет контроль за соблюдением правил хранения, выдачи и восполнения Резерва, финансирует расходы на приобретение, хранение и восполнение Резерва за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета Кондинского района, составляет смету расходов, заключает в установленном порядке договоры на хранение, учет и отпуск материальных ресурсов (запасов) Резерва. В соответствии с номенклатурой и объемом резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства, в резерве должен быть предусмотрен запас сырой нефти в объеме 3 800 тонн, а также 52 наименования технических средств жилищно-коммунального комплекса, которые в полном объеме отсутствуют. Резерв материальных ресурсов (запасов) МО Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства согласно установленной номенклатуре и объему в установленный срок не восполнен. Отсутствие указанного резерва приведет к невозможности ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства района и повлечь в связи с этим нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории Кондинского района, на получение надлежащих жилищно-коммунальных услуг, причинение значительного ущерба объектам ЖКХ, находящимся в собственности МО Кондинский район, причинение вреда жизни и здоровью граждан. Представитель административных ответчиков ФИО1 административные исковые требования полностью не признал. В возражениях против административного иска указал, что в силу закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В настоящее время в бюджете УЖКХ предусмотрены необходимые финансовые средства для закупки нефти в качестве аварийного запаса для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства согласно установленной номенклатуре и объему, указанные средства выделяются по мере их поступления в бюджет района. В августе 2016 года проведен аукцион в электронной форме, по результатам которого был заключен муниципальный контракт от 15.09.2016 на поставку нефти в резерв материальных ресурсов (запасов) МО Кондинский район в количестве 422,478 тонн при нормативном объеме 3 781, 76 тонн. Дополнительно планируется приобретение еще 91,92 тонн нефти за счет экономии денежных средств при заключении указанного контракта. В настоящее время объявлен аукцион на поставку нефти в резерв материальных ресурсов (запасов) МО Кондинский район в количестве 1 000 тонн. Представитель ФИО1 не отрицает, что резерв материальных ресурсов (запасов) МО Кондинский район в полном объеме и в предусмотренной номенклатуре не сформирован. В письменных возражениях против иска представитель ФИО1 указал, что прокурор в иске по сути просит обязать административных ответчиков заключить договор на поставку материальных ресурсов. Однако в силу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданское законодательство основывается на свободе договора. Согласно п.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев. Предусмотренных законом. Требование прокурора обязать провести закупку материальных ресурсов (т.е. обязать заключить договор на поставку материальных ресурсов) противоречит законодательству. Согласно плану-графику закупок товаров работ и услуг УЖКХ 19.09.2016 объявлен аукцион на поставку нефти для аварийного запаса в количестве 1 000 тонн. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 14 федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении"; Согласно ст. 3 федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения в том числе являются: 1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; 2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами. Статьей 6 названного Федерального закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в соответствии с соглашениями, заключенными 21.12.2015 между администрацией Кондинского района и администрациями городских и сельских поселений района, полномочия по организации в границах муниципальных образований района, электро-тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения населения, снабжение населения топливом переданы на уровень муниципального образования Кондинский район. Согласно ст.ст. 7, 11 федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с законом в целях экстренного привлечения необходимых средств при чрезвычайных ситуациях на объектах жилищно-коммунального хозяйства в Кондинском районе администрацией Кондинского района постановлением от 1 августа 2013 года № 1642 утверждены Положение о резерве материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район, номенклатура и объем резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Названным постановлением № 1642 управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Кондинского района (далее УЖКХ) уполномочено на создание, организацию, хранение, отпуск и восполнение резерва материальных ресурсов (запасов) МО Кондинский район. Указанным постановлением № 1642 предписано, что УЖКХ ежегодно при разработке бюджета на очередной финансовый год и плановый период необходимо предусматривать расходы для приобретения, хранения, восполнения резерва материально-технических ресурсов (запасов) (п. 3.2 Постановления). Под восполнением материальных ресурсов (запасов) понимается восполнение материальных ресурсов (запасов) в резервы в срок не позднее шести месяцев со дня отпуска равного количества аналогичных или других однотипных материальных ресурсов (запасов) в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий. Уполномоченный орган в соответствии с ч.1 ст. 3 Положения осуществляет закупки на приобретение материальных ресурсов (запасов) Резерва, заключает муниципальные контракты по итогам проведения закупок на поставку Резерва, определяет места хранения Резерва, осуществляет контроль за соблюдением правил хранения, выдачи и восполнения Резерва, финансирует расходы на приобретение, хранение и восполнение Резерва за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета Кондинского района, составляет смету расходов, заключает в установленном порядке договоры на хранение, учет и отпуск материальных ресурсов (запасов) Резерва. В соответствии с номенклатурой и объемом резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства, в резерве должен быть предусмотрен запас сырой нефти в объеме 3 800 тонн, а также 52 наименования технических средств жилищно-коммунального комплекса ( л.д. 23-32). Согласно ст. 5 Устава муниципального образования Кондинский район исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО Кондинский район является администрация Кондинского района. Уполномоченным органом на решение вопросов местного значения в части создания, организации, хранения, отпуска и восполнения резерва материальных ресурсов (запасов) МО Кондинский район является УЖКХ, орган администрации Кондинского района, как следует из Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Кондинского района ( л.д. 35-47). Административный ответчик не оспаривает, что в предусмотренном объеме и номенклатуре резерв материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства до настоящего времени не сформирован. Между тем отопительный сезон в населенных пунктах района начат с 15.09.2016. Доводы о приобретении части необходимого количества нефти в резерв материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район, объявления аукциона на приобретение нефти в объеме, не покрывающем необходимый запас, не доказывают выполнение администрацией Кондинского района и УЖКХ обязанностей по обеспечению устойчивого теплоснабжения и осуществлению подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также осуществления финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создания резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район в установленных номенклатуре и объеме. Доказательств обратного административными ответчиками суду не представлено. Между тем в соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, связанных с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок совершения оспариваемого действии (бездействия), соответствием совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагаются на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспариваемые действия (бездействие). Исходя из постановления администрации Кондинского района от 1 августа 2013 года № 1642 «О создании резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район» УЖКХ финансирует расходы на приобретение, хранение и восполнение резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета Кондинского района. В связи с изложенным обязанность по выделению денежных средств из бюджета Кондинского района по восполнению резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства возложена на администрацию Кондинского района. Доказательств выделения УЖКХ денежных средств администрацией Кондинского района на указанные цели в необходимом объеме суду не представлено. Суд приходит к выводу, что в нарушение требований закона и муниципальных правовых актов ответчики, обладающие публичными полномочиями и уполномоченные на совершение спорных действий, допустили бездействие по исполнению обязанностей по формированию финансовых и материальных ресурсов муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно- коммунального хозяйства в целях обеспечения устойчивого теплоснабжения населения МО Кондинский район, не обеспечили формирование резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район, номенклатура и объем резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Бездействие административных ответчиков нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Кондинского района, на получение надлежащих жилищно-коммунальных услуг, создает угрозу причинения значительного ущерба объектам ЖКХ, находящимся в собственности МО Кондинский район, причинения вреда жизни и здоровью граждан. Суд отвергает возражения административных ответчиков о недопустимости понуждения к заключению договоров на приобретение материальных ресурсов, поскольку таких требований административным истцом прокурором не заявлено. Административное исковое заявление подано в суд надлежащим лицом в установленные законом сроки, является обоснованным и подлежит удовлетворению. В соответствии с ч. 2 ст. 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) в случае принятия решения суда против нескольких административных ответчиков суд указывает, каким образом подлежат устранению нарушения, допущенные в отношении административного истца, и кем из административных ответчиков должны быть устранены такие нарушения. Исходя из полномочий административных ответчиков и в соответствии с постановлением администрации Кондинского района от 1 августа 2013 года № 1642 «О создании резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район» суд полагает обязать администрацию Кондинского района, УЖКХ восполнить резерв материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства согласно номенклатуре и объему, утвержденным постановлением администрации Кондинского района от 01.08.2013 № 1642 «О создании резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район» путем выделения УЖКХ из бюджета Кондинского района необходимых денежных средств для восполнения резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства. В силу закона на основании ст. 333.36 НК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е ШИ Л: Административное исковое удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Кондинского района, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Кондинского района по невосполнению резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Обязать администрацию Кондинского района со дня вступления в законную силу решения суда восполнить резерв материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства согласно номенклатуре и объему, утвержденным постановлением администрации Кондинского района от 01.08.2013 № 1642 «О создании резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район» путем выделения из бюджета Кондинского района Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Кондинского района необходимых денежных средств для восполнения резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Кондинского района со дня вступления в законную силу решения суда восполнить резерв материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства согласно номенклатуре и объему, утвержденным постановлением администрации Кондинского района от 01.08.2013 № 1642 «О создании резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем его вынесения в окончательной форме, то есть с 28 сентября 2016 года. Судья подпись Копия верна Судья Косолапова О.А. |