Дело № 2а-665/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 июля 2019 г. пгт. Славянка Хасанский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Волковой С.Ю. при секретаре Трегубенко Т.В., с участием: и.о. прокурора Хасанского района Кадетовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.о. прокурора Хасанского района в защиту муниципального образования, неопределённого круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, установил: и.о. прокурора Хасанского района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований земельного и бюджетного законодательства в ходе которой установлено, что 23.12.2014 между администрацией района и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка №№ сроком до 24.11.2017 Согласно п.3.6 договора подлежит перерасчёту размер арендной платы если изменена кадастровая стоимость земельного участка, при этом арендная плата подлежит перерасчёту по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произведено изменение кадастровой стоимости. Исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется без внесения соответствующих изменений в договор и последующего подписания дополнительного соглашения к договору на основании письменного уведомления арендатора арендодателем, с приложением расчёта арендной платы на текущий год, реквизитов, по которым арендатор перечисляет арендную плату. Уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании указанного в уведомлении срока. Согласно приложению 2 к договору аренды (расчёт арендной платы), годовая арендная плата складывается из арендной ставки и кадастровой стоимости земельного участка. Арендная плата рассчитана исходя из кадастровой стоимости в размере 5 207 323, 66 рублей, умноженной на 2% (ставка арендной платы), итого арендная плата составила 104 146, 47 рублей в год или 8 678, 87 рублей в месяц. Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13.10.2016 N 4-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края» (в изначальной редакции) кадастровая стоимость земельного участка № определена в новом размере - 6 103 891,28 рублей. Администрацией района представлены акты сверки арендных платежей по вышеуказанному договору аренды, согласно которому, стоимость арендной платы с 01.01.2017 по 01.11.2017 осталась неизменной, несмотря на то, что она подлежала пересмотру с 01.01.2017 и соответствующему увеличению (до 122 077, 82 рублей в год - 6 103 891, 28*2%) или до 10 173, 15 рублей в месяц (122 077, 82/12). В настоящее время ФИО2 имеет непогашенную задолженность более 286318 рублей, согласно расчётам администрации, без учёта изменившейся кадастровой стоимости), о чём последнему 09.04.2019 направлена претензия, указано о возможности досрочного расторжения договора аренды. Таким образом, администрацией района не принимались меры по надлежащему исчислению и требованию к уплате арендной платы, изменившаяся кадастровая стоимость земельного участка во внимание не принималась, в связи с чем, нарушено право муниципального образования на пополнение доходной части бюджета и неразрывно связано с неполным исполнением расходных обязательств муниципального образования. В результате бездействия администрации нарушены права муниципального образования на пополнение доходной части бюджета, что влечёт неэффективную реализацию полномочий органов местного самоуправления, нарушает принцип сбалансированности бюджетов, установленный ст. 35 БК РФ, в соответствии с которой объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Указанное бездействие нарушает права неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, проживающих и обучающихся на территории Хасанского района в муниципальных образовательных учреждениях, поскольку общая задолженность образовательных учреждений по муниципальным контрактам в мае 2019 года составила более 15000000 рублей, счета ряда муниципальных образований заблокированы налоговой службой в связи с недостаточностью финансирования и невозможности оплаты обязательных платежей, что в свою очередь влияет на права несовершеннолетних, в связи с невозможностью оказания образовательных услуг надлежащего качества. Просит 1) признать незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района, заключающееся в непринятии мер по перерасчёту арендной платы за земельный участок № в связи с изменившейся кадастровой стоимостью земельного участка, непринятии мер по её взысканию и выставлению арендатору в порядке, предусмотренном п. 3.6 Договора. 2) обязать администрацию Хасанского муниципального района произвести перерасчёт арендной платы по договору № от 23.12.2014, заключенного между ФИО1 и администрацией Хасанского района за период с 01.01.2017 по 01.11.2017, исполнить обязанность по уведомлению арендатора в соответствии с п. 3.6 Договора и принять меры к взысканию образовавшейся задолженности. В судебном заседании и.о. прокурора Кадетова А.В. настаивала на требованиях по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что несмотря на наличие опубликования на сайте администрации Хасанского района Постановления администрации Приморского края № 75-па от 11.03.2015, реальных и действенных мер по приведению арендной платы в соответствии с изменением кадастровой стоимости, не выполнено, что прямо свидетельствует, что администрация ХМР проявило бездействие по пополнению арендными платежами доходной части муниципального бюджета. Представитель административного ответчика - администрации Хасанского муниципального района в суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, согласно отзыву с исковыми требования не согласны, мотивируя направлением ФИО1 претензии от 09.04.2019 о погашении задолженности. Расценивают полномочия прокурора как нарушение п.2 ст.26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Полный текст письменного отзыва административного ответчика приобщен к материалам дела. Выслушав представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В силу требований ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. В соответствии со ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; 2) существенно ухудшает имущество; 3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; 4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора. Постановлением Администрации Приморского края от 11.03.2015 № 75-па «О Порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов» предусмотрено изменение арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости Согласно пункту 12 указанного Постановления Администрации Приморского края от 11.03.2015 N 75-па «О Порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов» определено, что размер арендной платы, определенный договором аренды земельного участка, подлежит изменению с момента вступления в законную силу нормативных правовых актов Российской Федерации, Приморского края, органов местного самоуправления, регулирующих порядок исчисления и размер арендной платы, без заключения дополнительных соглашений к договору. При этом кадастровая стоимость применяется при расчете арендной платы с 1 января года, следующего за годом, в котором произошло внесение очередных результатов кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Судом установлено, что на основании решения от 05.06.2019 о проведении проверки № прокуратурой Хасанского района проведена проверка полноты реализации полномочий по пополнению доходной части бюджета, требований бюджетного, земельного законодательства и законодательства о закупках. В ходе проверки установлено, что 23.12.2014 между администрацией района и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка №№ сроком до 24.11.2017. Согласно п. 3.6 договора подлежит перерасчёту размер арендной платы если изменена кадастровая стоимость земельного участка, при этом арендная плата подлежит перерасчёту по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произведено изменение кадастровой стоимости. Исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется без внесения соответствующих изменений в договор и последующего подписания дополнительного соглашения к договору на основании письменного уведомления арендатора арендодателем, с приложением расчёта арендной платы на текущий год, реквизитов, по которым арендатор перечисляет арендную плату. Уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании указанного в уведомлении срока. Согласно приложению 2 к договору аренды № расчёт арендной платы, годовая арендная плата складывается из арендной ставки и кадастровой стоимости земельного участка. Арендная плата рассчитана исходя из кадастровой стоимости в размере 5 207 323, 66 рублей, умноженной на 2% (ставка арендной платы), итого арендная плата составила 104 146, 47 рублей в год или 8 678, 87 рублей в месяц. Где кадастровая стоимость земельного участка №. 09.04.2019 администрацией Хасанского муниципального района в адрес ФИО1 была направлена претензия № о задолженности по арендной плате с требованием в течение 15 дней со дня отправки претензии оплатить задолженность по арендной плате в размере:286318,72 рублей пени в размере 283652,54 рублей. Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13.10.2016 N 4-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края" (в изначальной редакции) определена в новом размере - 6 103 891,28 рублей. Согласно представленным Администрацией района актам сверки арендных платежей по договору аренды от 23.12.2014, стоимость арендной платы с 01.01.2017 по 01.11.2017 неизменная, не пересчитана исходя из изменившейся кадастровой стоимости земельного участка. В силу положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Суд считает правомерными и обоснованными доводы И.о. прокурора Хасанского района в том, что в результате бездействия администрации нарушены права муниципального образования на пополнение доходной части бюджета, что влечёт неэффективную реализацию полномочий органов местного самоуправления, что нарушает принцип сбалансированности бюджетов, установленный ст. 35 БК РФ. При этом, объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов, а также нарушаются права неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, проживающих и обучающихся на территории Хасанского района в муниципальных образовательных учреждениях, поскольку ответчиком не было оспорено, что общая задолженность образовательных учреждений по муниципальным контрактам в мае 2019 года составила более 15 000 000 рублей, счета ряда муниципальных образований заблокированы налоговой службой в связи с недостаточностью финансирования и невозможности оплаты обязательных платежей, что в свою очередь влияет на права несовершеннолетних, в связи с невозможностью оказания образовательных услуг надлежащего качества. Суд приходит к убеждению, что администрацией Хасанского муниципального района не исполняются требования бюджетного, земельного законодательства, считает, что имеются правовые основания для полного удовлетворения требований и.о. прокурора о признании бездействия незаконным, а также в части возложения на ответчика обязанности по проведению перерасчёта арендной платы по договору № от 23.12.2014, заключенного между ФИО1 и администрацией Хасанского района за период с 01.01.2017 по 01.11.2017, при этом на ответчика необходимо наложить исполнение обязанности по уведомлению арендатора в соответствии с п. 3.6 Договора и принять меры к взысканию образовавшейся задолженности. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 144 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд решил: административные исковые требования и.о. прокурора Хасанского района Приморского края в защиту прав муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района Приморского края, выразившееся в непринятии мер по перерасчёту арендной платы за земельный участок № в связи с изменившейся кадастровой стоимостью земельного участка, непринятии мер по её взысканию и выставлению арендатору в порядке, предусмотренном п. 3.6 Договора. Обязать администрацию Хасанского муниципального района произвести перерасчёт арендной платы по договору № от 23.12.2014, заключенного между ФИО1 и администрацией Хасанского района за период с 01.01.2017 по 01.11.2017, исполнить обязанность по уведомлению арендатора в соответствии с п. 3.6 Договора и принять меры к взысканию образовавшейся задолженности. Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение месяца одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 12.07.2019. Судья С.Ю. Волкова |