ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-665/19 от 28.03.2019 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-665/2019 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе :

Председательствующего судьи Тимченко Ю.М.

с участием представителя административного истца прокурора Хостинского района г.Сочи - помощника прокурора Хостинского района г.Сочи Турчина О.В.,

с участием представителя административного ответчика администрации г.Сочи и заинтересованного лица Департамента имущественных отношений администрации г.Сочи – ФИО1,

при секретаре Владимирове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хостинского района г.Сочи, поданного в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации города-курорта Сочи о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хостинского района г.Сочи обратился в Хостинский районный суд г.Сочи с административным иском, поданным в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации города-курорта Сочи о признании незаконным бездействия. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации г. Сочи, выразившееся в непринятии мер по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями: электрическими, канализационными сетями, газовыми, а также сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных на территории Хостинского района г. <адрес> и предоставленных 13 многодетным семьям. Обязать администрацию муниципального образования г. Сочи устранить препятствия в пользовании земельными участками с кадастровыми номерами , расположенных на территории Хостинского района г.<адрес> и предоставленных 13 многодетным семьям в аренду согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» путем формирования инженерной инфраструктуры, а именно: строительства сетей водо-, газо-, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанным земельным участкам.

В обосновании заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой Хостинского района г.Сочи проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования г. Сочи требований федерального законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям. В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования г. Сочи допущено бездействие при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для выделения льготным категориям граждан. На основании положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения. К вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.Так, в силу пп.6 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов РФ и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе. При этом подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой. Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Краснодарского края разработан и утвержден Законом Краснодарского края от 26.12.2014 №3085-К3 «О предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. Исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним. В соответствии с Уставом муниципального образования город-курорт Сочи к вопросам местного значения муниципального образования город- курорт Сочи отнесена организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; Законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления предоставить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов, или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Аналогичная позиция закреплена и в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09.09.2013 № 372, которыми предусмотрено, что целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе. В силу п. 17 указанных Методических рекомендаций, в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать такие критерии как транспортную доступность; удовлетворительную экологическую обстановку (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующую обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков. Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Администрацией муниципального образования г. Сочи работа по обеспечению земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не выполняется. На основании постановления администрации МО г. Сочи № 152 от 23.01.2015 ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Между департаментом имущественных отношений администрацией г. Сочи и ФИО2 заключен договор от 28.01.2015 аренды указанного земельного участка. На момент его выделения указанный участок не был обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: электрическими, канализационными сетями, газовыми, а также сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями. Аналогичным образом на территории <адрес> многодетным семьям предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами: Согласно справке ОГИБДД УВД по г. Сочи подъездные пути и иная транспортная инфраструктура к указанным участкам отсутствует. Согласно ответу МУП г. Сочи «Водоканал» в указанную организацию обращений о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения объектов, расположенных на вышеупомянутых земельных участках не поступало. Согласно ответа заместителя главы г.Сочи ФИО3 мероприятия по подведению инженерных сетей, а также организации подъездных путей к указанным выше участкам не предусмотрены. Согласно ответа филиала ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети на 10 земельных участках отсутствует подключение к сетям электроснабжения. Таким образом, при предоставлении в аренду многодетным семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков администрация муниципального образования г. Сочи не подготавливала технические условия для подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения. В настоящее время использование указанных выше земельных участков, расположенных в <адрес>, для индивидуального жилищного строительства невозможно ввиду отсутствия инженерной инфраструктуры. В прокуратуру Хостинского района г. Сочи поступило обращение многодетной матери ФИО2 по вопросу защиты нарушенных жилищных прав многодетной семьи в связи с невозможностью использования предоставленного администрацией г. Сочи в аренду земельного участка по целевому назначению - для индивидуального жилищного строительства. Выявленные в ходе проверки недостатки, бездействие органов местного самоуправления нарушают социальные права многодетной семьи ФИО2, а также 12 других многодетных семей, создают препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению, поэтому прокурор обратился в суд с указанным административным иском.

Прокурор Хостинского района г.Сочи, участвовал в судебном разбирательстве через помощника прокурора Хостинского района г.Сочи Турчина О.В., который явившись в судебное заседание, поддержал иск, просил суд удовлетворить заявленные исковые требования. В обосновании требований сослался на доводы изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации г.Сочи и заинтересованного лица Департамента имущественных отношений администрации г.Сочи ФИО1, явившись в судебное заседание, иск не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований. В обосновании она сослалась на доводы изложенные в письменной форме (л.д. 170-176), указывая на ошибочность примененных прокурором ссылок на нормы права. Также приведя доводы о том, что полномочия органов местного самоуправления городского округа определены в законе и не подлежат расширительному толкованию. Прокурором не приводится ни одной правовой нормы, возлагающей на орган местного самоуправления конкретную обязанность по формированию инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых многодетным семьям. Указанные прокурором положения Указа Президента РФ не возлагают на муниципальное образование самостоятельной обязанности по обеспечению необходимой инфраструктуры земельных участков, предоставленных многодетным семьям. В указанном прокурором законе Краснодарского края также отсутствует указание на обязанность органа местного самоуправления по обеспечению необходимой инфраструктуры предоставляемых земельных участков.

Так же представитель ФИО1 пояснила, что указанные прокурором земельные участки, предоставленные многодетным семьям, в настоящее время не обеспечены указанной необходимой инфраструктурой. Только обустройство подъездных путей к ним планируется включить в муниципальную программу г.Сочи.

Заинтересованное лицо ФИО2, а также привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания ( л.д.190-204), не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не сообщили об уважительности причин своей неявки.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, установив выше изложенные обстоятельства, в соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ, пришел к выводу, что дело может быть рассмотрено в отсутствии не явившихся в судебное заседание участвующих по делу лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме заявленных требований по следующим основаниям.

Из представленных в дело материалов проведенной проверки ( л.д.7-104) суд установил, что прокуратурой Хостинского района г. Сочи проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования г. Сочи требований федерального законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям, поводом для которой послужило заявление прокурору Хостинского района г.Сочи поданное ФИО2, которой в аренду предоставлен земельный участок на территории <адрес>, как одной из числа многодетных семей которым предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами: для целей индивидуального жилищного строительства с заключением с ними муниципальным образованием город-курорт Сочи, в лице департамента имущественных отношений администрации г.Сочи, в период 2012-2015 гг. соответствующих договоров о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства ( далее по тексту договор аренды) ( л.д.9-92).

Как следует из представленных в дело материалов прокурорской проверки и установлено в ходе судебного разбирательства в ходе проведенной проверки прокурором района установлено, что администрацией муниципального образования г. Сочи допущено бездействие при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для выделения льготным категориям граждан.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) - местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон N 131-ФЗ.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 названного Закона).

Статья 14 Федерального закона N 131-ФЗ о вопросах местного значения городского и сельского поселения, в пунктах 1 - 39 части 1 содержит перечень таковых для городского поселения, а частью 3 к вопросам местного значения сельского поселения относит вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 названной статьи.

Одновременно федеральный законодатель в этой же части 3 предоставил право субъектам Российской Федерации законами и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплять также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 упомянутого закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно Приказу Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 "Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (далее Методические рекомендации) установлено, что Настоящие методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с пунктом 7 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1119-р.

Целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (далее - земельные участки), и практики предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

при выборе земельных участков необходимо учитывать следующие критерии:

транспортная доступность;

удовлетворительная экологическая обстановка;

существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли;

другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Согласно указанным Методическим рекомендациям предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства. До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

До 1 марта 2015 года действовала статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающая в абзаце втором пункта 2, введенным Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 138-ФЗ, право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

С 1 марта 2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действует статья 39.5 поименованного кодекса, содержащая перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, одним из которых является предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов РФ и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

При этом подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.

Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Краснодарского края разработан и утвержден Законом Краснодарского края от 26.12.2014 №3085-К3 «О предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Исходя из положений ч.3 ст.7 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 №3085-К3 земельный участок предоставляется многодетной семье путем заключения договора аренды.

В соответствии с Уставом муниципального образования город-курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 N 92, в силу п.4 ст.8 Устава к вопросам местного значения относятся организация в границах города Сочи электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления предоставить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов, или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Аналогичная позиция закреплена и в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09.09.2013 № 372, которыми предусмотрено, что целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В силу п. 17 указанных Методических рекомендаций, в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать такие критерии как транспортную доступность; удовлетворительную экологическую обстановку (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующую обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Вместе с тем, администрацией муниципального образования г. Сочи работа по обеспечению земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не выполняется.

Из анализа представленных в дело доказательств следует, что на основании постановления администрации муниципального образования г. Сочи № 152 от 23.01.2015 ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:49:0301017:171, расположенный в г. <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Между департаментом имущественных отношений администрацией г. Сочи и ФИО2 заключен договор от 28.01.2015 аренды указанного земельного участка.

В то же время из дела усматривается и это не оспаривается стороной административного ответчика, что на момент его выделения указанный участок не был обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: электрическими, канализационными сетями, газовыми, а также сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями.

Аналогичным образом на территории <адрес> многодетным семьям предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами:

Согласно справке ОГИБДД УВД по г. Сочи подъездные пути и иная транспортная инфраструктура к указанным участкам отсутствует.( л.д.100)

Согласно ответу МУП г. Сочи «Водоканал» в указанную организацию обращений о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения объектов, расположенных на вышеупомянутых земельных участках не поступало ( л.д.95-97).

Согласно ответа в ответ на запрос прокурора Хостинского района г.Сочи заместителя главы г.Сочи ФИО3 мероприятия по подведению инженерных сетей, а также организации подъездных путей к указанным выше участкам не предусмотрены ( л.д.98-99).

Согласно ответа филиала ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети на 10 земельных участках отсутствует подключение к сетям электроснабжения ( л.д.93-94).

Тем самым находят подтверждение доводы прокурора о том, что при предоставлении в аренду многодетным семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков администрация муниципального образования г. Сочи не подготавливала технические условия для подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения.

В настоящее время использование указанных выше земельных участков, расположенных в г. <...> для индивидуального жилищного строительства невозможно ввиду отсутствия инженерной инфраструктуры, а доказательств обратного представленные в дело доказательства не содержат.

Суд не может принять во внимание возражения стороны административного ответчика, как в силу выше изложенного, так и поскольку органы исполнительной власти Краснодарского края оказывают поддержку муниципальным образованиям Краснодарского края в исполнении их полномочий по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой путем софинансирования расходных обязательств из средств краевого бюджета в рамках действующих государственных программ.

В настоящее время постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 г. № 1038 утверждена подпрограмма «Жилище» государственной программы Краснодарского края «Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры» (далее по тексту подпрограмма «Жилище») в рамках которой предусмотрено мероприятие «Предоставление субсидий их краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств по обеспечению в целях жилищного строительства земельных участков инженерной инфраструктурой, в том числе предоставленных (предоставляемых) семьям, имеющим трех и более детей, а также под жилье экономкласса и жилье из быстровозводимых конструкций (по земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности)».

Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на данное мероприятие утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2017 г.№ 187, Приказом департамента строительства Краснодарского края от 25.05.2018 г. № 116 утвержден порядок отбора муниципальных образований Краснодарского края по предоставлению и распределению субсидий из краевого бюджета местным бюджетам по указанному мероприятию.

Ранее указанный порядок отбора был утвержден приказом Департамента от 10.04.2017 г. № 62.

Материалы дела не содержат доказательств обращения муниципального образования город-курорт Сочи в адрес указанного Департамента строительства Краснодарского края с заявками на участие в отборе.

Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Таким образом возможность граждан подключить свои дома к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения технологического присоединения к ним.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в течение срока договора аренды земельного участка заявитель должен использовать арендуемый земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования и разместить на нем индивидуальный жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры. С момента возникновения права собственности на размещенный индивидуальный жилой дом у заявителя возникает право бесплатно приобрести в собственность земельный участок на котором он расположен.

В случае если заявителем земельный участок используется не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием, ст.11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к заявителю применяется административное наказание, предусмотренное ст.8.8 КоАП РФ. Одновременно орган местного самоуправления расторгает договор аренды в установленном порядке, а данный земельный участок включается в Перечень.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы прокурора о нарушении административным ответчиком законных прав и интересов лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с административным иском.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку суд пришел к выше указанным выводам по результатам рассмотрения данного административного дела, то заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению полностью, а административный ответчик обязан устранить нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, в интересах которых было подано административное исковое заявление, путем устранения препятствия в пользовании земельными участками с кадастровыми номерами , расположенных на территории <...> и предоставленных 13 многодетным семьям в аренду согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» путем формирования инженерной инфраструктуры, а именно: строительства сетей водо-, газо-, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанным земельным участкам.

Исходя из совокупности выше изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

Административный иск прокурора Хостинского района г.Сочи, поданный в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации города-курорта Сочи о признании незаконным бездействия - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Сочи, выразившееся в непринятии мер по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями: электрическими, канализационными сетями, газовыми, а также сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями, земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных на территории <...> и предоставленных 13 многодетным семьям.

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Сочи устранить препятствия в пользовании земельными участками с кадастровыми номерами , расположенных на территории <...> и предоставленных 13 многодетным семьям в аренду согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» путем формирования инженерной инфраструктуры, а именно: строительства сетей водо-, газо-, электроснабжения, а также обустройства подъездных путей к вышеуказанным земельным участкам.

Административным ответчиком должно быть сообщено об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Тимченко Ю.М.

На момент публикации решение не вступило в законную силу