ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-665/2023 от 24.08.2023 Успенского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-665/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Успенское 24 августа 2023 года

Успенский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Даниленко А.А.,

секретаря судебного заседания Мартыненко Д.Д.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Успенского района Зубченко Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кургоковского сельского поселения об оспаривании бездействия органа местного самоуправления в сфере осуществления муниципального контроля,

установил:

Административный истец прокурор Успенского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Кургоковского сельского поселения об оспаривании бездействия органа местного самоуправления в сфере осуществления муниципального контроля.

В обоснование требований указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере муниципального контроля, по результатам которой в деятельности администрации Кургоковского сельского поселения выявлены нарушения.

В ходе проверки установлено, что администрацией Кургоковского сельского поселения не разработаны индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Кургоковского сельского поселения Успенского района, а также при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Кургоковского сельского поселения Успенского района, в связи с чем, 03.03.2023 прокуратурой района в адрес главы Кургоковского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, исчерпывающих мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, до настоящего времени не принято.

Так, 28.07.2023 прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края в адрес глав сельских поселений Успенского района направлены запросы о предоставлении нормативных правовых актов, регламентирующих индикаторы риска по видам муниципального контроля. Согласно информации, представленной главой Кургоковского сельского поселения от 02.08.2023, органами местного самоуправления нормативные правовые акты, регламентирующие индикаторы риска по видам муниципального контроля, не приняты.

Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации Кургоковского сельского поселения своих обязанностей, отсутствии контроля со стороны руководства, что влечет угрозу нарушения прав хозяйствующих субъектов и граждан при проведении муниципального контроля, нарушает права неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным бездействие администрации Кургоковского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке индикаторов риска нарушения обязательных требований по каждому из осуществляемых органом местного самоуправления видов муниципального контроля.

Обязать администрацию Кургоковского сельского поселения в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного решения разработать проекты нормативных правовых актов, регламентирующих индикаторы риска нарушения обязательных требований по каждому из осуществляемых органом местного самоуправления видов муниципального контроля и направить в представительный орган местного самоуправления Кургоковского сельского поселения проекты нормативных правовых актов, регламентирующих индикаторы риска нарушения обязательных требований по каждому из осуществляемых органом местного самоуправления видов муниципального контроля, для утверждения.

Представитель административного истца помощник прокурора Успенского района Зубченко Д.И., в судебном заседании требования иска поддержала, просила удовлетворить.

Административный ответчик извещен надлежащим образом о дате, времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, суду представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, требования прокурора признают.

Суд, исследовав материалы дела, считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере муниципального контроля, выявлены нарушения в деятельности администрации Кургоковского сельского поселения.

В ходе проверки установлено, что администрацией Кургоковского сельского поселения не разработаны индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Кургоковского сельского поселения Успенского района, а также при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Кургоковского сельского поселения Успенского района.

В соответствии с п. п. 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в числе прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЭ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Статьей 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» предусмотрено, что за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 19 (в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Закона № 131-Ф3.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Частью 9 статьи 23 Закона № 248-ФЗ предусмотрено, что в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Согласно ч. 10 ст. 23 Закона № 248-ФЗ перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля утверждается для вида муниципального контроля - представительным органом муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

Частью 1 статьи 46 Закона № 131-Ф3 регламентировано, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Судом установлено, что 03.03.2023 прокуратурой района в адрес главы Кургоковского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено.

28.07.2023 прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края в адрес глав сельских поселений Успенского района направлены запросы о предоставлении нормативных правовых актов, регламентирующих индикаторы риска по видам муниципального контроля.

Согласно информации, представленной главой Кургоковского сельского поселения от 02.08.2023, органами местного самоуправления нормативные правовые акты, регламентирующие индикаторы риска по видам муниципального контроля, не приняты.

Бездействие администрации Кургоковского сельского поселения влечет угрозу нарушения прав хозяйствующих субъектов и граждан при проведении муниципального контроля, нарушает права неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные административные исковые требования прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кургоковского сельского поселения об оспаривании бездействия органа местного самоуправления в сфере осуществления муниципального контроля, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кургоковского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке индикаторов риска нарушения обязательных требований по каждому из осуществляемых органом местного самоуправления видов муниципального контроля.

Обязать администрацию Кургоковского сельского поселения в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного решения разработать проекты нормативных правовых актов, регламентирующих индикаторы риска нарушения обязательных требований по каждому из осуществляемых органом местного самоуправления видов муниципального контроля.

Обязать администрацию Кургоковского сельского поселения в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного решения направить в представительный орган местного самоуправления Кургоковского сельского поселения проекты нормативных правовых актов, регламентирующих индикаторы риска нарушения обязательных требований по каждому из осуществляемых органом местного самоуправления видов муниципального контроля, для утверждения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение месяца со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья