Дело № 2а-6663/13-2019 г.
46RS0030-01-2019-009541-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 октября 2019 года город Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Авериновой А.Д.,
при секретаре Коршунове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области к образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка», Мовсесян Рафаэлу Степановичу о ликвидации,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции РФ по Курской области обратилось в суд с вышеназванным административными исковыми требованиями к административным ответчикам. При этом указав, что запись об образовательной организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управлением Минюста РФ по Курской области ДД.ММ.ГГГГ В нарушении п.3 ст. 32 Федерального закона от 12.02.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация не предоставила в уполномоченный орган ежегодную отчетность за 2015-2018 гг. После направления предупреждения учреждением нарушения не устранены. Согласно решения № единственного учредителя от ДД.ММ.ГГГГ и п.1.3. Устава учредителем является Мовсесян Р.С. Просят принять решение о ликвидации Принять решение о ликвидации образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка». возложить обязанность по осуществлению ликвидации образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка» на учредителя и обязать учредителя осуществить ликвидацию образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка», в порядке, предусмотренном ст.ст. 61-64 ГК РФ.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Назаренко Ж.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Административные ответчики представитель образовательной организации – частного учреждения дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка», Мовсесян Р.С. и представитель заинтересованного лица ИФНС России по г.Курску в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причина неявки в суд не известна.
Выслушав объяснение представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
Глава 27 КАС РФ устанавливает особенности рассмотрения административных дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности СМИ.
Частью 1 статьи 262 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Статьей 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 18 указанного Закона предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
В силу п.3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Согласно ч. 5 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705.
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (пп. «а» п. 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.
Судом установлено, что образовательная организация – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка» внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управлением Министерства юстиции РФ по Курской области ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный №. Дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц – ДД.ММ.ГГГГ.
Учредителями организации является Мовсесян Р.С., что подтверждено решением № единственного учредителя от ДД.ММ.ГГГГ и п.1.3 Устава учреждения.
Организация не предоставила административному истцу отчетность о своей деятельности за 2015-2018 г. в срок соответственно до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № судебного района Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ образовательная организация – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка» признано виновным в совершении администартивного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде «предупреждения».
В связи с чем, Управление Министерства юстиции РФ по Курской области направляло в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ предупреждение за №. Однако, допущенные нарушения устранены не были.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ организация не предоставила необходимую отчетность за 2016-2018 гг. (срок предоставления до ДД.ММ.ГГГГ)
Указанные обстоятельства подтверждаются: Уставом образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка», решением № единственного учредителя образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка» от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением мирового судьи судебного участка № судебного района Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ№, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ серии №, свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предупреждением от ДД.ММ.ГГГГ№, а также иными материалами дела.
Поскольку требования действующего законодательства не были соблюдены административными ответчиками, то суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Принять решение о ликвидации образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка».
Возложить обязанность по осуществлению ликвидации образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка» на учредителя Мовсесян Р.С.
Обязать учредителя Мовсесян Р.С. осуществить ликвидацию образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка», в порядке, предусмотренном ст.ст. 61-64 ГК РФ.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Судья (подпись)
<данные изъяты>
<данные изъяты>