ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6663/13-2019 от 30.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 2а-6663/13-2019 г.

46RS0030-01-2019-009541-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 октября 2019 года город Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи Авериновой А.Д.,

при секретаре Коршунове А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области к образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка», Мовсесян Рафаэлу Степановичу о ликвидации,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции РФ по Курской области обратилось в суд с вышеназванным административными исковыми требованиями к административным ответчикам. При этом указав, что запись об образовательной организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управлением Минюста РФ по Курской области ДД.ММ.ГГГГ В нарушении п.3 ст. 32 Федерального закона от 12.02.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация не предоставила в уполномоченный орган ежегодную отчетность за 2015-2018 гг. После направления предупреждения учреждением нарушения не устранены. Согласно решения единственного учредителя от ДД.ММ.ГГГГ и п.1.3. Устава учредителем является Мовсесян Р.С. Просят принять решение о ликвидации Принять решение о ликвидации образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка». возложить обязанность по осуществлению ликвидации образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка» на учредителя и обязать учредителя осуществить ликвидацию образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка», в порядке, предусмотренном ст.ст. 61-64 ГК РФ.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Назаренко Ж.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Административные ответчики представитель образовательной организации – частного учреждения дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка», Мовсесян Р.С. и представитель заинтересованного лица ИФНС России по г.Курску в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причина неявки в суд не известна.

Выслушав объяснение представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу пунктов 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Глава 27 КАС РФ устанавливает особенности рассмотрения административных дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности СМИ.

Частью 1 статьи 262 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Статьей 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Пунктом 3 статьи 18 указанного Закона предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

В силу п.3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Согласно ч. 5 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (пп. «а» п. 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.

Судом установлено, что образовательная организация – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка» внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управлением Министерства юстиции РФ по Курской области ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный . Дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц – ДД.ММ.ГГГГ.

Учредителями организации является Мовсесян Р.С., что подтверждено решением единственного учредителя от ДД.ММ.ГГГГ и п.1.3 Устава учреждения.

Организация не предоставила административному истцу отчетность о своей деятельности за 2015-2018 г. в срок соответственно до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением мирового судьи судебного участка судебного района Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ образовательная организация – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка» признано виновным в совершении администартивного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде «предупреждения».

В связи с чем, Управление Министерства юстиции РФ по Курской области направляло в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ предупреждение за . Однако, допущенные нарушения устранены не были.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ организация не предоставила необходимую отчетность за 2016-2018 гг. (срок предоставления до ДД.ММ.ГГГГ)

Указанные обстоятельства подтверждаются: Уставом образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка», решением единственного учредителя образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка» от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением мирового судьи судебного участка судебного района Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ серии , свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предупреждением от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.

Поскольку требования действующего законодательства не были соблюдены административными ответчиками, то суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Принять решение о ликвидации образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка».

Возложить обязанность по осуществлению ликвидации образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка» на учредителя Мовсесян Р.С.

Обязать учредителя Мовсесян Р.С. осуществить ликвидацию образовательной организации – частное учреждение дополнительного профессионального образования по подготовке частных охранников «Стражи Порядка», в порядке, предусмотренном ст.ст. 61-64 ГК РФ.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Судья (подпись)

<данные изъяты>

<данные изъяты>