ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-666/17Г от 02.11.2017 Александровского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-666/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2017 года с. Александровское

Судья Александровского районного суда Ставропольского края Штанько Т.Г.

при секретаре Магомадовой М.Х., с участием помощника прокурора Александровского района Новак А.С., представителя административного ответчика МУП коммунального хозяйства МО Круглолесского сельсовета «Круглолесское», директора ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Александровского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства муниципального образования Круглолесского сельсовета «Круглолесское» о признании незаконным бездействия в принятии мер по предупреждению коррупции,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора Александровского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к административному ответчику Муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства муниципального образования Круглолесского сельсовета «Круглолесское» о признании незаконным бездействия в принятии мер по предупреждению коррупции.

В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что в рамках реализации полномочий органов прокуратуры, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.

Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (п.п. «а», «б» п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

В целях совершенствования деятельности по предупреждению, а также по выявлению коррупционных правонарушений и пресечению, Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Закон № 273-ФЗ дополнен статьей 13.3, которая устанавливает обязанность организаций всех форм собственности разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

В силу ст. 13.3. Закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации включают: определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; принятие положений о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; порядка уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение п.п. «б» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности.

Посредством Методических рекомендаций организации информируются о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях.

С учетом основных направлений противодействия коррупционным правонарушениям, определенных в т.ч. Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации № 460 от 13.04.2010 и № 297 от 13.03.2012, а также соответствующими ведомственными планами, государство уделяет первостепенное внимание именно вопросам профилактики коррупции.

На момент прокурорской проверки в МУП КХ «Круглолесское», должностные лица, на которых возлагается ответственность за профилактику коррупционных и иных нарушений не назначены, нормативные акты не разработаны и не утверждены, иные мероприятия антикорупционного направления не проведены, а именно не разработан и не принят кодекс этики и служебного поведения работников; положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; нормативный правовой акт в связи с недопущением составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, взаимодействие с правоохранительными органами не налажено.

В связи с чем просит признать незаконным бездействие МУП КХ «Круглолесское», выразившееся в не принятии мер к разработке и принятию мер по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Обязать МУП КХ «Круглолесское», принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства, установив срок исполнения 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Александровского района Новак А.С. исковые требования поддержала и просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО1 исковые требования признал и суду показала, что в настоящее время принимаются меры по исправлению выявленных недостатков.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора Александровского района подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции.

В силу ст. 13.3. Закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации включают: определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; принятие положений о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; порядка уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение п.п. «б» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности.

Посредством Методических рекомендаций организации информируются о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях.

С учетом основных направлений противодействия коррупционным правонарушениям, определенных в т.ч. Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации № 460 от 13.04.2010 и № 297 от 13.03.2012, а также соответствующими ведомственными планами, государство уделяет первостепенное внимание именно вопросам профилактики коррупции.

На момент прокурорской проверки в МУП КХ «Круглолесское», должностные лица, на которых возлагается ответственность за профилактику коррупционных и иных нарушений не назначены, нормативные акты не разработаны и не утверждены, иные мероприятия антикорупционного направления не проведены, а именно не разработан и не принят кодекс этики и служебного поведения работников; положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; нормативный правовой акт в связи с недопущением составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, взаимодействие с правоохранительными органами не налажено.

Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства меры, направленные на предупреждение коррупции, администрацией МУП КХ «Круглолесское» не приняты.

Непринятие мер по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений; по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений затрудняют предотвращение коррупции.

Учитывая, что администрацией МУП КХ «Круглолесское» до настоящего времени в полном объёме не выполнены мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение коррупции, что свидетельствует о том, что административным ответчиком не выполняется обязанность, возложенная на него Законом № 273-ФЗ, что негативно отражается на авторитете учреждения и увеличивает степень подверженности коррупционным рискам всех связанных с ее деятельностью лиц.

Указанные нарушения закона приобрели особенное общественное значение, поскольку затрагивают и нарушают права и свободы значительного числа граждан.

Оценивая в совокупности добытые доказательства, суд считает заявленный иск законным и обоснованным, в связи с чем считает необходимым признать незаконным бездействие администрации МУП КХ «Круглолесское», выразившееся в не принятии мер по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства, обязать МУП КХ «Круглолесское», в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление заместителя прокурора Александровского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства муниципального образования Круглолесского сельсовета «Круглолесское» о признании незаконным бездействия в принятии мер по предупреждению коррупции удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства муниципального образования Круглолесского сельсовета «Круглолесское», выразившееся в не принятии мер по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Обязать Муниципальное унитарное предприятия коммунального хозяйства муниципального образования Круглолесского сельсовета «Круглолесское» в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Направить копии решения сторонам для сведения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Александровский районный суд Ставропольского края.

Судья Т.Г.Штанько