ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-666/19 от 18.03.2019 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2а – 666/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2019 года г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Жуковой Н.О., при секретаре судебного заседания Поспеловой К.В.,

с участием представителя административного истца Еруковой А.В., представителя административного ответчика Трубниковой действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к отделу жилищно-коммунального хозяйства администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконными действий по проведению внеплановых проверок в отношении ООО «УК «Служба заказчика по МКД», ООО «УК «Амурлифт», МУП «Служба заказчика №1», признании недействительными предписаний, вынесенных по результатам проведенных внеплановых проверок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Комсомольска-на-Амуре, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к отделу жилищно-коммунального хозяйства администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконными действий по проведению внеплановых проверок в отношении ООО «УК «Служба заказчика по МКД», ООО «УК «Амурлифт», МУП «Служба заказчика №1», признании недействительными предписаний, вынесенных по результатам проведенных внеплановых проверок. В обоснование требований указал на то, что 30.05.2018 в Отдел ЖКХ ЦО администрации г. Комсомольска-на-Амуре поступило обращение ФИО о течи мусоропроводной камеры в многоквартирном (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, который находится под управлением ООО «УК «Служба заказчика по многоквартирному дому». Ответчик, в нарушение ст.8 Закона РФ «О рассмотрении обращения граждан» не перенаправил данное обращение для рассмотрения в Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, и в нарушение ст. 20 ЖК РФ, при отсутствии соответствующих полномочий, Отделом ЖКХ ЦО г.Комсомольска-на-Амуре проведена выездная внеплановая проверка по указанному обращению, по результатам которой 20.06.2018 в отношении ООО «Управляющая организация «Служба заказчика по МКД» вынесено предписание № 1-И об устранении выявленных нарушений. Аналогичные факты выявлены в отношении ООО «УК «Амурлифт», МУП «Служба заказчика №1», по которым административным ответчиком также проводились проверки по обращениям граждан. Истец полагает, что ответчик не имеет в силу закона полномочий по проведению проверок в отношении управляющих компаний, поскольку данная деятельность отнесена к лицензионному контролю. В соответствии со ст. 20 ЖК РФ на территории Хабаровского края не принят закон, которым органы государственной власти субъектов РФ наделяли органы местного самоуправления полномочиями по проведению проверок при осуществлению лицензионного контроля. Принимая во внимание, что проведение внеплановых проверок в отношении управляющих организаций с превышением компетенции нарушает права граждан на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение их обращений, поскольку органом муниципального контроля не принимается полный комплекс мер ввиду отсутствия соответствующих полномочий, также это влечет нарушение прав управляющих компаний, так как проверки в отношении последних должны проводиться только в рамках лицензионного контроля лицензирующим органом, истец обратился в суд с названным иском.

Определением судьи от (дата) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет регионального и государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края.

В судебном заседании представитель административного истца на иске настаивала, подтвердила обстоятельства, изложенные выше и дополнила, что жалобы граждан должны направляться ответчиком в Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, полномочий по проведению внеплановых проверок в отношении управляющих компаний, которые ведут свою деятельность на основании лицензии, органы местного самоуправления не наделены.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что в отношении ОЖКХ администрации г. Комсомольска-на-Амуре принято Положение, в котором указаны полномочии отела, в том числе и проведение проверок в отношении управляющих компаний, вынесение предписаний и привлечение к административной ответственности.

В представленных письменных возражениях также указала на несогласие с заявленными требованиями, дополнив, что постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) утверждено Положение об организации и осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», которым Отделу предоставляют полномочия по проведению проверок в отношении юридических лиц и выдаче предписаний. Кроме того, положениями ст. 20 ЖК РФ не установлен запрет на осуществление муниципального жилищного контроля в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность на основании лицензии.

Заинтересованное лицо представитель Комитет регионального и государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном порядке. Ходатайств и заявлений в адрес суда не поступало.

В соответствии со ст. 150 КАС дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

Суд, выслушав представителей истца и ответчика? изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу ч. 11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу требований п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанных норм права следует, что предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела установлено, что 30.05.2018 в ОЖКХ ЦО администрации г. Комсомольска-на-Амуре поступила жалоба в отношении ООО «УК «Служба заказчика по МКД», по факту ненадлежащего содержания общего имущества МКД (№) по (адрес) в г. Комсомольска-на-Амуре.

Приказом начальника ОЖКХ ЦО администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 14.06.2018 в отношении ООО «УК «Служба заказчика по МКД» назначено проведение внеплановой выездной проверки с целью осуществления муниципального жилищного контроля, предметом проверки является соблюдение обязательных требований законодательства в области жилищных правоотношений и требований, установленных договором управления МКД.

По результатам проверки в отношении ООО «УК «Служба заказчика по МКД» вынесено предписание от 20.06.2018 об устранении выявленных нарушений, в срок до 15.07.2018.

Также установлено, что 11.05.2018 в ОЖКХ ЦО администрации г. Комсомольска-на-Амуре поступила жалоба в отношении ООО «УК «Амурлифт-ДВ», по факту ненадлежащего содержания общего имущества МКД (№) по (адрес) в г. Комсомольска-на-Амуре.

Приказом начальника ОЖКХ ЦО администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 06.06.2018 в отношении ООО «УК «Амурлифт-ДВ» назначено проведение внеплановой выездной проверки с целью осуществления муниципального жилищного контроля, предметом проверки является соблюдение обязательных требований законодательства в области жилищных правоотношений и требований, установленных договором управления МКД.

По результатам проверки фактов нарушения не выявлено.

Далее из материалов дела следует, что 10.10.2018 в ОЖКХ ЦО администрации г. Комсомольска-на-Амуре поступила жалоба в отношении МУП «Служба заказчика № 1», по факту ненадлежащего содержания общего имущества МКД (№) по (адрес) в г. Комсомольска-на-Амуре.

Приказом начальника ОЖКХ ЦО администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 07.11.2018 в отношении МУП «Служба заказчика № 1» назначено проведение проверки внеплановой выездной проверки с целью осуществления муниципального жилищного контроля, предметом проверки является соблюдение обязательных требований законодательства в области жилищных правоотношений и требований, установленных договором управления МКД.

По результатам проверки в отношении МУП «Служба заказчика № 1» вынесено предписание от 07.11.2018 об устранении выявленных нарушений, в срок до 07.12.2018.

Истец, при подаче иска мотивирует свои доводы тем, ответчик не наделен полномочиями по осуществлению проверок в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность на основании лицензии, по причине отсутствия соответствующего нормативного акта, предоставляющего такие полномочия.

В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление муниципального жилищного контроля.

В силу требований п. 1.1, 2.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Исходя из вышеизложенного, органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению контроля только в отношении муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности…. в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц…Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами…

Пунктом 2 ст. 6 указанного Закона РФ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;

Положениями п. 1 ч. 1 ст. 17 указанного Закона РФ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей….

Как следует из материалов дела постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 07.03.2013 № 658-па утверждено Положение об организации и осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», в соответствии с которым муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" осуществляется администрацией города Комсомольска-на-Амуре в лице отделов жилищно-коммунального хозяйства Центрального и Ленинского округов администрации города (далее - Отделы). Отделы организуют, осуществляют муниципальный жилищный контроль, проводят проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, проводят мониторинг эффективности муниципального жилищного контроля. Отделы взаимодействуют с уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим государственный жилищный надзор в порядке, установленном Законом Хабаровского края от 31 октября 2012 г. N 226 "О порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Хабаровского края при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Хабаровского края". Муниципальный жилищный контроль осуществляется в форме проведения плановых и внеплановых проверок (п.п. 1.3, 1.5, 1.6).

В соответствии с Положением об Отделе жилищно-коммунального хозяйства Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре, в полномочия отдела входит, в частности, осуществление муниципального жилищного контроля; проведение проверки деятельности управляющих организаций различных организационно правовых форм по организации санитарного содержания жилищного фонда и придомовых территорий, а также организации сбора, вывоза бытовых отходов на территории Центрального округа, с привлечением к административной ответственности виновных лиц (п.п. 4.1.8, 4.1.9).

Положением о Комитете регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр, Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) на территории края, определенные настоящим положением. Комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подведомственные краевые государственные учреждения (далее - подведомственные учреждения) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с другими органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления края, общественными объединениями и организациями. …Комитет осуществляет на территории края следующие полномочия: региональный государственный жилищный надзор…. Осуществляет лицензирование: предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в Положении об Отделе жилищно-коммунального хозяйства Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре в полномочиях не указано на проведение проверки в отношении управляющих компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, в части нарушение прав граждан по обслуживанию общего домового имущества.

Как следует из Положения об организации и осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» Отдел наделен полномочиями по осуществлению контроля в отношении муниципального жилищного фонда.

В Положение об ОЖКХ Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре указано только на проверку санитарного содержания жилищного фонда и придомовых территорий, а также организации сбора, вывоза бытовых отходов на территории Центрального округа.

В предоставленных суду материалах проверки в отношении управляющих компаний не отражено, что проверка проводится в отношении муниципального жилищного фонда.

Подпункт "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Таким образом, лицензионными требованиями, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией.

Вместе с тем, управляющим компаниям выданы лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и допущенные ими нарушения происходят в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Исходя из буквального толкования положений ч. 1.1. ст. 20 ЖК РФ органы местного самоуправления должны наделяться законом субъекта РФ отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении управляющих компаний, вместе с тем, до настоящего времени на территории Хабаровского края такой закон принят не был.

Анализируя предоставленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что внеплановые проверки в отношении ООО «УК «Служба заказчика по МКД», ООО «УК «Амурлифт», МУП «Служба заказчика №1», осуществленные на основании приказов отдела жилищно-коммунального хозяйства Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№), от (дата)(№), от (дата)(№), проведены с превышением полномочий, поскольку суду не представлены нормативно правовые акты, которыми органы местного самоуправления наделяются полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении управляющих компаний.

Доводы представителя административного ответчика о том, что Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края направляют в адрес ОЖКХ администрации города Комсомольска-на-Амуре жалобы граждан для проведения проверки, следовательно, ответчик имеет полномочия по проведению проверок, суд не принимает во внимание, поскольку из представленных суду сведений следует, что обращения направлены для сбора документов по факту жалобы.

Кроме того, факт направления жалоб в адрес ответчика не свидетельствует о законности проведения проверок.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора города Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к отделу жилищно-коммунального хозяйства администрации города Комсомольска-на-Амуре – удовлетворить.

Признать незаконными действия отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации города Комсомольска-на-Амуре по проведению внеплановых проверок в отношении ООО «УК «Служба заказчика по МКД», ООО «УК «Амурлифт», МУП «Служба заказчика №1», на основании приказов отдела жилищно-коммунального хозяйства Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№), от (дата)(№), от (дата)(№).

Признать недействительными предписания, вынесенные по результатам проведенных внеплановых проверок в отношении ООО «УК «Служба заказчика по МКД» от (дата)(№)/И и МУП «Служба заказчика (№)» от (дата)(№)-Б.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Н.О. Жукова