ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-666/2021 от 22.09.2021 Касимовского районного суда (Рязанская область)

УИД 62RS0-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Касимов 22 сентября 2021 года

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Хохловой М.С.,

при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Митиной Н.А.,

с участием административного ответчика Калачевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Рязанской области к Калачевой Н.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016-2017 годы, пени за 2016 год, задолженности по НДФЛ за 2015 год,

установил:

Межрайонная Инспекция ФНС России № 9 по Рязанской области обратилась в суд с административным иском к Калачевой Н.С., в котором просит взыскать с административного ответчика в доход государства задолженность по транспортному налогу за 2016-2017 годы в размере 1592 рублей, пени за 2016 год в размере 15,42 рублей, задолженность по НДФЛ за 2015 год в размере 500 рублей, а всего взыскать задолженность по налогам и пени на сумму 2107,42 рублей. Также просит возложить на административного ответчика уплату почтовых расходов в сумме 56 руб. согласно п. 6 ст. 106 КАС РФ.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ административным ответчиком несвоевременно представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2015 год, дата фактического предоставления ДД.ММ.ГГГГ. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей. Налоговым органом принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Калачевой Н.С. к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ. С учетом смягчающих обстоятельств: пенсионного возраста налогоплательщика, а также руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции РФ Инспекцией принято решение о смягчении штрафных санкций в 2 раза, то есть до 500 рублей. До настоящего времени сумма штрафа не оплачена.

Согласно сведениям, представленным в налоговый орган МРЭО ГИБДД УВД Рязанской области на административного ответчика зарегистрированы следующие транспортные средства: легковой автомобиль ВАЗ 21310, гос.номер мощностью двигателя 79,90, начало владения ДД.ММ.ГГГГ; легковой автомобиль ВАЗ 2121, гос.номер , мощностью двигателя 73, начало владения ДД.ММ.ГГГГ. Также на административного ответчика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован легковой автомобиль легковой автомобиль НИВА ШЕВРОЛЕ, гос.номер , мощностью двигателя 79,60.

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ налоговой инспекцией в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления
, с указанием сумм налога, подлежащего уплате по итогу налогового периода. Налоговые уведомления оставлены налогоплательщиком без исполнения.

На основании положений ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ налоговым органом заказным письмом Калачевой Н.С. были направлены требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием на числящуюся задолженность по налогам и пени. Требования налогоплательщиком частично исполнены в добровольном порядке, тем самым административный ответчик не исполнил в срок возложенные на него обязанности налоговым законодательством.

Указывают также, что сумма задолженности по вышеуказанным требованиям в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого ранее требования об уплате налога ( по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) не превысила 3000 рублей. Срок исполнения указанного требования – до ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение шести месяцев со дня истечения указанного в п. 2 ст. 48 НК РФ трехлетнего срока.

Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Калачевой Н.С. обязательных платежей; определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ мирового судьи о взыскании с должника Калачевой Н.С. в доход бюджета РФ задолженности по обязательным платежам, в связи с поступившими от должника возражениями, из которых следует, что административный ответчик имеет право на льготу.

В 2016-2017 году налогоплательщику была предоставлена льгота по транспортному налогу на автомобиль ВАЗ 21310, гос.номер Р 665 ОЕ 62.

Представитель административного истца Межрайонной Инспекции ФНС России
№ 9 по Рязанской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представил дополнительные пояснения по административному делу, согласно которым налогоплательщиком суммы налога за 2016 год (в сумме 796 рублей) и за 2017 год (в сумме 1343 рубля) были осуществлены текущим платежом, вследствие чего поступившие денежные средства были зачислены инспекцией в счет оплаты задолженности за 2013 год и 2011 год соответственно. Считает, что административный ответчик должен был указать в реквизите «106» платежей термин «ЗД», а в реквизите «107» платежей, что платежными периодами являются 2016 год и 2017 год. Согласно представленным административным ответчиком квитанций об оплате сумм налогов в размере 796 рублей и 1343 рубля, сведения о наличии в них реквизитов «106» и «107» отсутствуют. Процесс идентификации платежей, поступивших в бюджетную систему от налогоплательщиков, осуществляется в инспекции посредством применения соответствующих информационных программ. В связи с чем, считает, что поскольку в платежных документах налогоплательщика отсутствовали сведения, позволяющие определить период, за который происходит уплата налогов, налоговым органом правомерно был осуществлен зачет уплаченных суммы (переплаты) в счет погашения налоговой задолженности, имеющейся у налогоплательщика за предыдущие налоговые периоды. С заявлением об уточнении принадлежности платежа Калачева Н.С. не обращалась. Считает, что поскольку налоговое законодательство относит указание информации об основании платежа и налогового периода, за который произведена оплата, к обязательным реквизитам, свидетельствующим об уплате или неуплате налога, то его не указание в платежном поручении является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной. Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена административному ответчику льгота по уплате налога в отношении легкового автомобиля марки ВАЗ 2121, г.р.з. Е 388 ЕК 62; на легковой автомобиль ВАЗ 21310, г.р.з. Р 665 ОЕ 62 с ДД.ММ.ГГГГ исчисление налога инспекцией не осуществляется. Относительно применения срока исковой давности считает, что поскольку сумма задолженности по требованиям , , в течение трех лет со дня истечения срока самого раннего требования ( по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ) не превысила 3000 рублей (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), календарный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является календарным периодом времени, в течение которого инспекцией может быть реализовано право на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа. С заявлением о вынесении судебного приказа инспекция обратилась в адрес мирового судьи судебного участка судебного района Касимовского районного суда Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об отсутствии факта пропуска административным истцом срока исковой давности.

Административный ответчик Калачева Н.С. в судебном заседании пояснила, что с административным иском налоговой инспекции не согласна, за 2016 год и за 2017 год налоги ей уплачены в полном объеме; что касается штрафа в размере 500 рублей (задолженность по НДФЛ за 2015 год), то о том, что на нее наложен данный штраф, она не знала, иначе его бы оплатила; считает, что в настоящий момент срок для взыскания данного штрафа закончился.

Поддержала возражения на административное исковое заявление, согласно которым все начисленные ей налоги за 2015, 2016, 2017 годы ей оплачены в срок. Автомобиль ВАЗ 21310, гос.номер был ею продан; льгота на него закончилась в 2017 году. С 2018 года она пишет заявления и просит перевести льготу на автомобиль ВАЗ 2121, гос.номер ДД.ММ.ГГГГ, но налоговый орган действий не предпринимает. Ей 67 лет, она является инвалидом 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, в связи с чем, считает, что должна быть освобождена от налога на землю.

Суд на основании ст. 150 КАС РФ, рассмотрел административное дело в отсутствие представителя административного истца.

Суд, изучив материалы дела, заслушав административного ответчика, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Пунктом 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога и применении при неисполнении требования мер к принудительному взысканию недоимки.

Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Главой 28 НК РФ установлен транспортный налог. Указанной главой установлены налогоплательщики и иные элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и срок уплаты налога налогоплательщиками - физическими лицами)

Законом Рязанской области от 22.11.2002 года № 76-ОЗ (ред. от 29.11.2016) «О транспортном налоге на территории Рязанской области», определены налоговые ставки по уплате транспортного налога, в том числе, на период 2019 года.

Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Статья 358 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п.1 ч.1 ст.359 НК РФ).

Статьей 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога установлены в ст. 2 Закона Рязанской области, согласно которой налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории (типа) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Рязанской области от 22.11.2002 года № 76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области» налоговая ставка для легкового автомобиля до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно составляет 10 рублей.

По представленным Налоговой Инспекцией материалам дела установлено, что Калачева Н.С. является собственником следующих транспортных средств:

легкового автомобиля ВАЗ 21310, гос.номер , мощностью двигателя 79,90, начало владения ДД.ММ.ГГГГ;

легкового автомобиля ВАЗ 2121, гос.номер , мощностью двигателя 73, начало владения ДД.ММ.ГГГГ.

Также на административного ответчика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован легковой автомобиль НИВА ШЕВРОЛЕ, гос.номер , мощностью двигателя 79,60.

Согласно представленному административным истцом расчету, задолженность Калачевой Н.С. по транспортному налогу за 2016-2017 годы составляет 1592 руб.

Расчет транспортного налога произведен административным истцом следующим образом:

- в отношении легкового автомобиля НИВА ШЕВРОЛЕ, гос.номер (за 2016 год): налоговая база 79,60, доля в праве 1, налоговая ставка 10, количество месяцев владения в году 12/12, итого – 796 руб.;

- в отношении легкового автомобиля НИВА ШЕВРОЛЕ, гос.номер (за 2017 год): налоговая база 79,60, доля в праве 1, налоговая ставка 10, количество месяцев владения в году 12/12, итого – 796 руб.

Итого: 1 592 руб..

На основании изложенного Межрайонной ИФНС России №9 по Рязанской области Калачевой Н.С. исчислены указанные виды налогов.

Согласно части 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса, приказом Министерством финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.

Для всех составителей распоряжений Правилами предусмотрено указание в распоряжении уникального идентификатора начисления (УИН), а также налогового периода.

Административный истец указывает, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате указанных выше налогов.

Вместе с тем, административным ответчиком суду представлена квитанция об оплате транспортного налога за легковой автомобиль НИВА ШЕВРОЛЕ, гос.номер , в сумме 796 рублей по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ.

К указанному налоговому уведомлению налоговым органом приложена квитанция на оплату налога в адрес получателя УФК по Рязанской области (МИФНС № 9 по Рязанской области) с указанием индекса документа 18, суммой налога 796 руб., датой, до которой должен быть произведен платеж, - до ДД.ММ.ГГГГ.

В подтверждение произведенного платежа административным ответчиком представлена квитанция ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой усматривается, что Калачевой Н.С. произведена оплата налогового платежа в адрес УФК по Рязанской области (МИФНС по Рязанской области) в сумме 796 руб. с указанием счета 18, совпадающим с индексом документа, представленным налоговым органом.

Кроме того, из ответа Касимовского почтамта УФПС Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ № Ф62п2-01/232, следует, что ДД.ММ.ГГГГ принят платеж на сумму 796 рублей (УИН 18) от плательщика Калачевой Н.С. в адрес Межрайонной ИФНС РФ № 9 по Рязанской области.

К ответу на запрос приложена квитанция, содержащая, в том числе, индекс документа (УИН) 18, ведомство Межрайонная ИФНС РФ по Рязанской области, дата выставления счета ДД.ММ.ГГГГ, ФИО плательщика – Калачева Н.С., сумма платежа 796 рублей.

Дата исполнения налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных административным ответчиком в материалы дела квитанций следует, что Калачевой Н.С. ДД.ММ.ГГГГ производилось перечисления транспортного налога на сумму 796 руб. При этом, указанный в квитанциях уникальный идентификатор начисления (УИН) соответствуют реквизитам, содержащимся в бланке платежного документа, выданного налоговым органом (квитанции на уплату транспортного налога за 2016 год).

Следовательно, исходя из выше изложенного, Калачевой Н.С. обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год исполнена в полном объеме, в установленный налоговым законодательством срок.

В связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России о взыскании с Калачевой Н.С. транспортного налога за 2016 год в сумме 796 руб. следует отказать.

Также административным ответчиком суду представлен ответ Касимовского почтамта УФПС Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ.2.1.-01/1, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, принят платеж на сумму 1343 рубля (УИН 18) от плательщика Калачевой Н.С. в адрес Межрайонной ИФНС РФ № 9 по Рязанской области.

К ответу на запрос приложена квитанция, содержащая, в том числе, индекс документа (УИН) 18, ведомство Межрайонная ИФНС РФ по Рязанской области, дата выставления счета ДД.ММ.ГГГГ, ФИО плательщика – Калачева Н.С., сумма платежа 1343 рублей.

Оплата произведена согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ. К указанному налоговому уведомлению налоговым органом приложена квитанция на оплату налога в адрес получателя УФК по Рязанской области (МИФНС № 9 по Рязанской области) с указанием индекса документа 18, суммой налога 1343 руб., датой, до которой должен быть произведен платеж, - до ДД.ММ.ГГГГ.

Дата исполнения налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных административным ответчиком в материалы дела квитанций следует, что Калачевой Н.С. ДД.ММ.ГГГГ производилось перечисления транспортного налога на сумму 1343 руб. При этом, указанный в квитанциях уникальный идентификатор начисления (УИН) соответствуют реквизитам, содержащимся в бланке платежного документа, выданного налоговым органом (квитанции на уплату транспортного налога за 2017 год).

Следовательно, исходя из выше изложенного, Калачевой Н.С. обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год исполнена в полном объеме, в установленный налоговым законодательством срок.

В связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 9 о взыскании с Калачевой Н.С. транспортного налога за 2017 год в сумме 1343 руб. следует отказать.

Суд отмечает, что у налогового органа не имелось оснований для самостоятельного зачета указанной уплаченной суммы в счет погашения недоимки по налогу за предшествующие период (2011 год и 2013 год) в хронологическом порядке; данные доводы административного истца суд признает несостоятельными.

В соответствии с п.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах проводится на основе налоговых деклараций и других документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов. При этом используется информация, имеющаяся у налогового органа, в том числе полученная в соответствии со ст.85 НК РФ или при истребовании в ходе налогового контроля у налогоплательщиков. На основании сведений, полученных в соответствии со ст.85 НК РФ, налоговый орган вправе произвести перерасчет сумм транспортного налога, земельного налога или налога на имущество физических лиц за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. При этом в налоговом уведомлении указывается подлежащая уплате сумма налога с учетом перерасчета (Письмо Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

В силу ч.3 ст.363 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ст. 48 НК РФ).

В связи с неуплатой административным ответчиком сумм транспортного налога ей были начислены пени по налогам, которые также налогоплательщиком не уплачены.

Расчет суммы пени по транспортному налогу за 2016 год, представленный административным истцом, произведен следующим образом:

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 796 (недоимка) х 16 (количество дней просрочки) х 0,0275 % (1/300 от ставки рефинансирования ЦБ) = 3,50 руб.;

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 796 руб. (недоимка) х 56 (количество дней просрочки) х 0,02583333333 % (1/300 от ставки рефинансирования ЦБ) = 11,52 руб.;

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 2 119 руб. (недоимка) х 304 (количество дней просрочки) х 0,015 % (1/300 от ставки рефинансирования ЦБ) = 96,63 руб.;

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 796 руб. (недоимка) х 2 (количество дней просрочки) х 0,025 % (1/300 от ставки рефинансирования ЦБ) = 0,40 руб..

Итого: 15,42 руб.

Согласно ч. 1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 229 НК РФ). Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Статьей 6.1 НК РФ предусмотрено, что сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями (п. 1).

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2).

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области от Калачевой Н.С. поступила декларация по форме 3-НДФЛ о продаже имущества на сумму 80000 рублей; при этом срок предоставления данной декларации – до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, Калачева Н.С. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1
ст. 119 НК РФ – непредставление налоговой декларации в срок, ей назначен штраф, с учетом наличия смягчающих обстоятельств, в размере 500 рублей. Из данного решения усматривается, что в ходе проведенной налоговой проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что налогоплательщиком несвоевременно представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015 год. Установленный срок представления не позднее ДД.ММ.ГГГГ; декларация представлена ДД.ММ.ГГГГ, количество просроченных месяцев – 7; сумма налога к уплате по декларации – 0,00 руб..

Данное решение было направлено в адрес Калачевой Н.С. ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени оплата данного штрафа административным ответчиком не произведена.

В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Таким образом, законодателем на суд возложена обязанность проверять соблюдение срока на обращение в суд, без заявления стороны в споре. Административным ответчиком заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности для взыскания НДФЛ за 2015 год.

Согласно разъяснениям закона, содержащимся в пункте 51 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Указанный трехмесячный срок на направление требования не является пресекательным, однако, он не меняет общего предельного срока, установленного статьями 48, 69 и 70 НК РФ на принудительное взыскание налога, штрафа, пеней, составляющего: 3 месяца с даты уплаты налога на направление требования+время на получение требования по почте и срок, указанный в требовании на добровольное исполнение+6 месяцев на обращение к мировому судье за судебным приказом.

В силу ч.1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, согласно которой если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Частью 2 статьи 48 НК РФ установлен общий срок на обращение в суд, составляющий шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; такой же срок установлен на обращение в порядке искового производства – со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3).

Осуществляя постоянный контроль выполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога, налоговый орган обязан своевременно выявлять образовавшуюся задолженность и принимать меры к ее взысканию.

Из представленных материалов усматривается, что административным истцом в адрес административного ответчика направлены: налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с указанием сумм налогов, подлежащих уплате по итогу налогового периода, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (судом установлено, что налоговое уведомление исполнено; сведений о необходимости уплаты штрафа данное уведомление не содержит); налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с указанием сумм налогов, подлежащих уплате по итогу налогового периода, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (судом установлено, что налоговое уведомление об уплате транспортного налога исполнено; сведений о необходимости уплаты штрафа данное уведомление не содержит).

На основании положений ст.ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом заказными письмами Калачевой Ю.В. были направлены требования:

по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием на числящуюся задолженность по штрафу по НДФЛ в сумме 500 рублей, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, требование оставлено налогоплательщиком без исполнения;

по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием на числящуюся задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 796 руб., по земельному налогу за 2016 год в сумме 27,11 руб., а также пеней в общей сумме 15,94 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; сведений о числящейся за Калачевой Н.С. задолженности по штрафу по НДФЛ в сумме 500 рублей данное требование не содержит;

по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием на числящуюся задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 1 343 руб., по земельному налогу за 2017 год в сумме 27,11 руб., а также пеней в общей сумме 20,03 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; сведений о числящейся за Калачевой Н.С. задолженности по штрафу по НДФЛ в сумме 500 рублей данное требование не содержит.

Срок исполнения требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием на числящуюся задолженность по штрафу по НДФЛ в сумме 500 рублей, до ДД.ММ.ГГГГ; в дальнейшем налоговый орган в требованиях данную задолженность не выставляет. В требовании по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется указание на числящуюся за Калачевой Н.С. общую задолженность в сумме 7186,37 рублей, в том числе по налогам 4139,38 рублей. В требовании по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется указание на числящуюся за Калачевой Н.С. общую задолженность в сумме 5887,83 рублей, в том числе по налогам 3621,71 рублей.

В связи с неисполнением Калачевой Н.С. требования об уплате налогов, МИФНС России №9 по Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье судебного участка судебного района Касимовского районного суда Рязанской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей с Калачевой Н.С..

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка судебного района Касимовского районного суда Рязанской области был вынесен судебный приказ . Определением мирового судьи судебного участка судебного района Касимовского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Калачевой Н.С. обязательных платежей отменен в связи с поступившими от должника возражениями. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Касимовский районный суд Рязанской области с административным иском о взыскании с Калачевой Н.С. задолженности по уплате налогов и пеней.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок для взыскания с административного ответчика задолженности по НДФЛ за 2015 года (штраф) в размере 500 рублей.

Кроме того, с учетом своевременной оплаты Калачевой Н.С. транспортного налога за 2016 год, у Межрайонной Инспекции ФНС России № 9 по Рязанской области не имелось основания для начисления административному ответчику пеней за 2016 год. Следовательно, Межрайонной Инспекции ФНС России № 9 по Рязанской области о взыскании с Калачевой Н.С. задолженности по пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 15,42 рублей следует отказать.

Доводы административного ответчика о том, что автомобиль ВАЗ 21310, гос.номер был ею продан; льгота на него закончилась в 2017 году, что она просит перевести льготу на автомобиль ВАЗ 2121, гос.номер , но налоговый орган действий не предпринимает; что она является инвалидом 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, в связи с чем, считает, что должна быть освобождена от налога на землю, суд во внимание не принимает, поскольку указанные объекты движимого и недвижимого имущества и исчисленные налоги на них не являются предметом настоящего спора.

В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу п. 6 ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В подтверждение почтовых расходов в размере 57 рублей административным истцом представлен список внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 114 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета. Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Межрайонной Инспекции ФНС России № 9 по Рязанской области к Калачевой Н.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016-2017 годы, пени за 2016 год, задолженности по НДФЛ за 2015 год следует отказать, то судебные расходы с ответчика в виде государственной пошлины в доход местного бюджета, а также в виде почтовых расходов в пользу административного истца, возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Рязанской области в удовлетворении административных исковых требований к Калачевой Н.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016-2017 годы, пени за 2016 год, задолженности по НДФЛ за 2015 год, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда в течение одного месяца через Касимовский районный суд Рязанской области со дня принятия его в окончательной форме.

Судья М.С. Хохлова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.С. Хохлова