Административное дело №2а-667/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Жуковский |
Жуковский городской суд Московской области РФ в составе председательствующего судьи Царькова О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Серегина А.А. к Госадмтехнадзор Московской области Раменское отделение о признании бездействий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с административным иском в к Госадмтехнадзору Московской области в Жуковский городской суд о признании бездействий незаконными.
В обосновании иска указал, что он с супругой являются собственниками и проживают со своей семьей в квартире № * в доме №* по ул. * г. Жуковский Московской области. Организацией, обслуживающей, дом является ... «...».
При вывозе мусора с территории дома грузовые автомобили-мусоровозы осуществляют свою работу ежедневно в период с 8 ч. 30 мин. утра, в том числе и в выходные дни. Производство работ по погрузке мусора сопровождается усиленным шумом двигателя автомобиля и грохотом загружаемого в автомобиль мусора. Данный шум в выходные дни нарушает тишину и покой жителей дома и соседних домов.
В соответствии с законом МО «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области» не допускается нарушение тишины и покоя граждан до 10 часов 00 минут и с 22 часов 00 минут в выходные (суббота, воскресенье) и установленные федеральным законом нерабочие праздничные дни. Таким образом, деятельность организации, осуществляющей вывоз мусора, производится с нарушением законодательства.
Х г. истец обратился в ... «...» с предложением обеспечить выполнение условий действующего законодательства со стороны привлекаемых для выполнения работ по обслуживанию дома третьих лиц. Указанное предложение осталось без внимания.
Х г. в субботу истец произвел видео и фотосъемку деятельности по погрузке мусора в утренние часы. Со слов водителя мусоровоза работы по вывозу мусора обеспечивает ... «...».
Х истец обратился с жалобой в Раменское отделение Госадмтехнадзора Московской области на действия лиц, нарушающих покой граждан с целью пресечения нарушения законодательства.
Х г. истец получил ответ из Раменского отдела Госадмтехнадзора Московской области, в котором ему было разъяснено, что деятельность по вывозу мусора относится к деятельности по обеспечению функционирования объектов жизнеобеспечения населения, поэтому положения закона МО «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области» на деятельность по вывозу мусора не распространяется.
Истец, посчитав, что неправомерными действия Госадмтехнадзора Московской области, выразившиеся в непринятии к административному производству в соответствии с нормами административного законодательства его заявления и не вынесении соответствующего постановления о возбуждении административного производства, обратился в суд за защитой своих нарушенных прав.
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования. Пояснил, что деятельность по вывозу мусора не является деятельностью по обеспечению функционирования объектов жизнеобеспечения населения, поэтому при осуществлении своей деятельности по вывозу мусора специализированные организации обязаны исполнять требования закона «О тишине», а органы Госадмтехнадзора обязаны применять предусмотренные действующим законодательством меры к нарушителям закона.
Представители административного ответчика в суд не явились, своего мнения по иску не представили. О времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела и дав оценку всем представленным доказательствам, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Как установлено судом Серёгин А.А. является собственником квартиры № * в доме №* по ул. *. Обслуживающей дом организацией является ... «...». С указанной организацией истцом заключен договор управления многоквартирным домом от Х г. В соответствии с п. 1.3. указанного договора при выполнении условий договора стороны руководствуются Конституцией РФ. Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, иными положениями гражданского законодательства Российской Федерации, нормативными и правовыми актами Московской области. В соответствии с п. 2.1. договора цель настоящего договора – обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в доме. В соответствии с п. 3.1.1., 3.1.2. договора управляющая организация обязуется осуществлять управление общим имуществом в доме в соответствии с условиями договора, действующего законодательства и в интересах собственника, оказывать услуги, перечень которых указан в приложении № 1. В соответствии с п. 2.4.8. приложения № 1 управляющая организация оказывает услуги по удалению мусора из здания и его вывоз (ежедневно). В соответствии с п. 3.2.1. договора управляющая организация вправе привлекать сторонние организации, имеющие необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы к выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества дома.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 закона Московской области от 07.03.2014 N 16/2014-ОЗ «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области» не допускается нарушение тишины и покоя граждан:
1) до 8 часов 00 минут и с 21 часа 00 минут в будние дни (с понедельника по пятницу включительно);
2) до 10 часов 00 минут и с 22 часов 00 минут в выходные (суббота, воскресенье) и установленные федеральным законом нерабочие праздничные дни;
3) с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут ежедневно в отношении защищаемых объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона, в части действий, предусмотренных пунктами 1 и 4 части 1 статьи 4 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 4 закона Московской области от 11.01.2008 N 1/2008-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Московской области» нарушение тишины и покоя граждан в периоды времени, предусмотренные Законом Московской области N 16/2014-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области" влечет привлечение лиц, нарушивших требования законодательства о тишине, к административной ответственности.
В соответствии со ст. 5 указанного закона дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматривают должностные лица центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, указанные в части 1 настоящей статьи, - в случае совершения административного правонарушения должностным лицом или юридическим лицом. Производство по указанным делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 12.25.1. Положения о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 29.10.2007 N 847/28 Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Московской области.
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении указаны в ст. 28.1. КоАП РФ, в частности дело об административном правонарушении возбуждается на основании сообщений и заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой информации, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
При этом в соответствии со ст. 24.5. производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии указанных в данной статье обстоятельств.
Кодексом об административных правонарушениях РФ не предусмотрен особый порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц органов уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников административного производства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Глава 30 КоАП РФ предусматривает исключительно обжалование постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, т.е. актов, принятых при производстве по делам об административных правонарушениях. Оспаривание действий (бездействий) должностных лиц органов уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях регулируется нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 1.2. КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Таким образом, при рассмотрении действий (бездействий) должностных лиц органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушения, выразившихся в отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, необходимо установить соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном правонарушении (ст. 28.1. КоАП РФ), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования 24.5. КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы истца органом Госадмтехнадзора в письме от Х г. № * сделаны выводы о нераспространении требований законодательства в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Московской области на деятельность по вывозу мусора. Выводы должностного лица органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, основаны на оценке действий лиц, по мнению истца, нарушивших законодательство в сфере обеспечения тишины и покоя граждан, на предмет наличия или отсутствия в действиях указанных лиц события и состава административного правонарушения.
Однако суд не может согласиться с позицией органа Госадмтехнадзора.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Московской области от 07.03.2014 N 16/2014-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Московской области" положения настоящего Закона не распространяются на действия граждан, должностных лиц и юридических лиц, направленные на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения.
Деятельность по вывозу мусора, осуществляемая управляющей организацией, должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о защите прав потребителей (ст. 161 ЖК РФ). Указанная деятельность не направлена на обеспечение личной и общественной безопасности граждан, в том числе собственников жилья, и не связана с функционированием объектов жизнеобеспечения населения, а направлена на оказание гражданам, проживающим в жилых помещениях, услуг на основании возмездного договора исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, действия (бездействия) органа Госадмтехнадзора выразившиеся в отказе во всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств, изложенных в жалобе истца, являются незаконными, нарушающими право истца на благоприятные и безопасные условия проживания, защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, охрану здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.ст. 1.2., 24.1. КоАП РФ).
В соответствии со ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При рассмотрении жалобы истца должностному лицу органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, необходимо осуществить меры, направленные на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств, изложенных в жалобе заявителя, установить лиц, ответственных за совершенное нарушение, степень их вины и другие обстоятельства, подлежащие выяснению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях при проверке фактов, изложенных в жалобе заявителя.
Вместе с тем, суд не вправе предопределять действия должностного лица, органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, При необходимости осуществления определенных установленных нормативным правовым актом процедур, суд не вправе возложить обязанность по окончательному разрешению вопроса в обход либо с нарушением таких процедур, предвосхищая конечный результат. Такое указание является незаконным и находится за пределами судебного контроля.
Соответственно суд не вправе обязать орган Госадмтехнадзора возбудить административное производство по факту нарушения норм Закона Московской области «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области». Поэтому в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными бездействие Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области. Обязать Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств, изложенных в жалобе Серёгина А.А., установить лиц, ответственных за совершенное нарушение, степень их вины и другие обстоятельства, подлежащие выяснению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях при проверке фактов, изложенных в жалобе Серёгина А.А., принять по результатам проверки соответствующий акт.
Сообщить об исполнении решения в суд и Серёгину А.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Жуковский городской суд.
Судья Царьков О.М.