ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-667/2022 от 16.06.2022 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск 16 июня 2022г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Людвиг О.В. с участием прокурора Костиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-667-2022 по административному иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, проживающих на территории Уковского муниципального образования, к администрации Уковского муниципального образования-администрации городского поселения о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц, проживающих на территории Уковского муниципального образования, обратился в суд с иском с уточненным в дальнейшем административным исковым заявлением к администрации Уковского муниципального образования-администрации городского поселения о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, указав, что вопреки правовым положениям жилищного законодательства РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», административным ответчиком надлежащих мер в рамках предоставленной законом компетенции по формированию на территории Уковского муниципального образования маневренного жилищного фонда не принималось, что создаёт угрозу нарушения прав граждан на жилые помещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также иных обстоятельств, предусмотренных положениями ст.95 Жилищного кодекса РФ. Просит обязать администрацию Уковского муниципального образования-администрацию городского поселения в срок до 01.06.2023г. создать на территории Уковского муниципального образования-городского поселения маневренный жилищный фонд.

В судебном заседании прокурор Костина Н.А. настаивала на удовлетворении иска, а представитель административного ответчика глава Уковского муниципального образования ФИО1 в письменных возражениях против иска указал на непризнание иска ответчиком ввиду отсутствия у него предусмотренной Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» соответствующей обязанности. Просит отказать в удовлетворении административного иска и рассмотреть дело в его отсутствие.

Поскольку неявка представителя административного ответчика в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, в соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив изложенные в исковом заявлении доводы Нижнеудинского межрайонного прокурора, выслушав прокурора Костину Н.А. в судебном заседании, изучив изложенные в письменных возражениях против иска доводы представителя административного ответчика и исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов административного дела, Нижнеудинской межрайонной прокуратурой на территории Уковского муниципального образования проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления норм жилищного законодательства.

В ходе проверки установлено, что на территории названного муниципального образования не имеется жилых помещений маневренного фонда.

11.03.2022г. по результатам проведённой прокурорской проверки Нижнеудинским межрайонным прокурором администрации Уковского муниципального образования внесено представление об устранении нарушений закона, связанных с непринятием мер по созданию муниципального маневренного жилого фонда, однако представление прокурора администрацией Уковского муниципального образования не исполнено.

Обратившись в суд с административным иском, Нижнеудинский межрайонный прокурор указал, что административным ответчиком надлежащих мер по устранению нарушений закона, приведённых в представлении прокурора от 11.03.2022г., не принимается, что расценено прокурором как неправомерное бездействие.

Принимая решение об удовлетворении административного иска Нижнеудинского межрайонного прокурора, применив положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходит из того, что создание маневренного жилищного фонда на конкретной территории муниципального образования относится к ведению исполнительных органов местного самоуправления для целей предотвращения нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определённых обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно положениям ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п.1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 20 в части принятия в соответствии с гражданским законодательством РФ решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении её в соответствие с установленными требованиями, 21, 28, 30, 33 ч.1 ст.14.

Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 данной статьи.

Исходя из содержания п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, разрешение вопросов обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, закреплено за сельскими поселениями.

В соответствии с ч.2 ст.19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно содержанию ст.14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учёт муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания п.3 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из положений ст.95 Жилищного кодекса РФ в редакции закона, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначаются для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счёт кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Из системного толкования приведённых выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории сельских поселений Иркутской области относятся к компетенции исполнительных органов названных муниципальных образований.

В этой связи доводы административного ответчика об отсутствии законодательно закреплённой обязанности сельских поселений Иркутской области по разрешению вопросов по организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, в который включается и маневренный жилищный фонд, являются ошибочными.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Жилищного кодекса РФ разрешение вопросов организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, закреплено за городскими и сельскими поселениями.

Таким образом, Нижнеудинским межрайонным прокурором представлены доказательства неправомерного бездействия административного ответчика, влекущего нарушение прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, проживающих на территории Уковского муниципального образования.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах в интересах неопределённого круга лиц, проживающих на территории Уковского муниципального образования, к администрации Уковского муниципального образования-администрации городского поселения о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда удовлетворить.

Обязать администрацию Уковского муниципального образования-администрацию городского поселения в срок до 01.06.2023г. создать на территории Уковского муниципального образования-городского поселения маневренный жилищный фонд.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 23.06.2022г.

Председательствующий судья Китюх В.В.