ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-667/2022 от 22.07.2022 Приаргунского районного суда (Забайкальский край)

КОПИЯ

Дело № 2а-667/2022

Решение

именем Российской Федерации

22 июля 2022 года Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Помигуева В.В.,

при секретаре Плехановой Д.О.,

с участием:

процессуального административного истца - прокурора прокуратуры Приаргунского района Забайкальского края Шиверского Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Приаргунск административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приаргунского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Приаргунского муниципального округа Забайкальского края о признании бездействия незаконным и понуждении к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Приаргунского района Забайкальского края обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации Приаргунского муниципального округа Забайкальского края, сославшись на следующее.

Прокуратурой района в связи с разрешением обращения начальника структурного подразделения «Приаргунское» АО «ЗабТЭК» о ненадлежащей подготовке к отопительному периоду 2022-2023 г.г. проведена проверка исполнения жилищно-коммунального законодательства, в ходе которой установлено следующее.

16.05.2022 работниками структурного подразделения «Приаргунское» АО «ЗабТЭК» проведены гидравлические испытания трубопроводов тепловых сетей в п.Кличка Приаргунского муниципального округа, по итогам которых выявлены многочисленные порывы.

Так, порывы обнаружены на участках теплосети ТК-4 до ТК-5, ТК-9 до ТК-10, ТК-15-6 до ТК-15-7, ТК-9, ТК-3-3 до ТК-3-4, ТК-Л7 до ТК-Л7-1, ТК-Л7 Ф108, ТК-Л1 до ТК-Л2, ТК-П4 до ТК-П5, ТК-П5-1 до ТК-П5-2, ТК-П5.

Кроме того, при проведении осмотра установлен порыв ХВС и обрушение глубокого колодца на пересечении ул. Железнодорожная - ул. Социалистическая.

В нарушение действующего законодательства ремонт указанных участков тепловых сетей в рамках подготовки к предстоящему отопительному сезону не проводится, денежные средства не выделены, конкурсные процедуры на проведение ремонтных работ не инициированы.

Ранее 16.06.2022 прокуратурой района в адрес главы Приаргунского муниципального округа вносилось представление об устранении нарушений жилищно-коммунального законодательства по факту бездействия, выраженного в непроведении ремонта указанных объектов.

Указанное представление рассмотрено и признано обоснованным. Согласно ответу на представление, администрацией округа в целях недопущения срыва отопительного сезона в адрес Правительства Забайкальского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края направлены письма с просьбой о выделении финансовых средств из резервного фонда Правительства Забайкальского края на проведение капитального ремонта объектов теплоснабжения, так как проведение данных работ за счет собственных средств не предоставляется возможным в связи с дефицитом бюджета Приаргунского округа.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В данном случае, административное исковое заявление подано в защиту интересов неопределённого круга граждан, в том числе жителей п. Кличка Приаргунского муниципального округа.

Несвоевременное проведение ремонтных работ объектов жилищно-коммунального хозяйства в рамках подготовки к предстоящему отопительному сезону может повлечь его срыв, а также неполучение паспорта готовности к отопительному сезону администрацией округа, в связи с чем решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации Приаргунского муниципального округа по своевременному проведению капитального ремонта участков теплосетей ТК-4 до ТК-5, ТК-9 до ТК-10, ТК-15-6 до ТК-15- 7, ТК-9, ТК-3-3 до ТК-3-4, ТК-Л7 до ТК-Л7-1, ТК-Л7 Ф108, ТК-Л1 до ТК-Л2, ТК-П4 до ТК-П5, ТК-П5-1 до ТК-П5-2, ТК-П5, глубокого колодца на пересечении ул. Железнодорожная - ул. Социалистическая в п. Кличка Приаргунского муниципального округа Забайкальского края; обязать администрацию Приаргунского муниципального округа провести капитальный ремонт участков теплосетей ТК-4 до ТК-5, ТК-9 до ТК- 10, ТК-15-6 до ТК-15-7, ТК-9, ТК-3-3 до ТК-3-4, ТК-Л7 до ТК-Л7-1, ТК-Л7 Ф108, ТК-Л1 до ТК-Л2, ТК-Г14 до ТК-П5, ТК-П5-1 до ТК-П5-2, ТК-П5, глубокого колодца на пересечении ул. Железнодорожная - ул. Социалистическая в п. Кличка Приаргунского муниципального округа Забайкальского края; обратить решение к немедленному исполнению.

В судебном заседании прокурор Шиверский Е.М. на заявленных требованиях настаивал, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Приаргунского муниципального округа Забайкальского края, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, поэтому в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав прокурора, изучив имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.05.2022 работниками структурного подразделения «Приаргунское» АО «ЗабТЭК» проведены гидравлические испытания трубопроводов тепловых сетей в п.Кличка Приаргунского муниципального округа, по итогам которых выявлены многочисленные порывы.

Так, порывы обнаружены на участках теплосети ТК-4 до ТК-5, ТК-9 до ТК-10, ТК-15-6 до ТК-15-7, ТК-9, ТК-3-3 до ТК-3-4, ТК-Л7 до ТК-Л7-1, ТК-Л7 Ф108, ТК-Л1 до ТК-Л2, ТК-П4 до ТК-П5, ТК-П5-1 до ТК-П5-2, ТК-П5.

Кроме того, при проведении осмотра установлен порыв ХВС и обрушение глубокого колодца на пересечении ул. Железнодорожная - ул. Социалистическая.

Указанные объекты относятся к муниципальной собственности.

18.05.2022 начальник структурного подразделения «Приаргунское» АО «ЗабТЭК» обратился к прокурору Приаргунского района Забайкальского края с информацией о ненадлежащей подготовке к отопительному периоду 2022-2023 г.г. трубопроводов тепловых сетей в п.Кличка Приаргунского муниципального округа.

По факту обращения Прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищно-коммунального законодательства, в ходе которой установлено, что ремонт указанных участков тепловых сетей в рамках подготовки к предстоящему отопительному сезону не проводится, денежные средства не выделены, конкурсные процедуры на проведение ремонтных работ не инициированы.

16.06.2022 прокуратурой района в адрес главы Приаргунского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений жилищно-коммунального законодательства по факту бездействия, выраженного в непроведении ремонта указанных объектов.

28.06.2022 указанное представление прокурора рассмотрено и признано обоснованным. Согласно ответу на представление, администрацией округа в целях недопущения срыва отопительного сезона в адрес Правительства Забайкальского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края направлены письма с просьбой о выделении финансовых средств из резервного фонда Правительства Забайкальского края на проведение капитального ремонта объектов теплоснабжения, так как проведение данных работ за счет собственных средств не представляется возможным в связи с дефицитом бюджета Приаргунского округа.

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела ремонт участков теплосетей ТК-4 до ТК-5, ТК-9 до ТК-10, ТК-15-6 до ТК-15-7, ТК-9, ТК-3-3 до ТК-3-4, ТК-Л7 до ТК-Л7-1, ТК-Л7 Ф108, ТК-Л1 до ТК-Л2, ТК-П4 до ТК-П5, ТК-П5-1 до ТК-П5-2, ТК-П5, глубокого колодца на пересечении ул. Железнодорожная - ул. Социалистическая в п. Кличка Приаргунского муниципального округа Забайкальского края не произведен, выявленные дефекты не устранены.

В силу п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа, в числе прочего, относится организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом согласно ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.

В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.

В силу ст. 3 указанного закона общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе прочего, являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; развитие систем централизованного теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

В силу статьи 4 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принципами правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:

1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность по осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения.

Поскольку участки теплосетей ТК-4 до ТК-5, ТК-9 до ТК-10, ТК-15-6 до ТК-15-7, ТК-9, ТК-3-3 до ТК-3-4, ТК-Л7 до ТК-Л7-1, ТК-Л7 Ф108, ТК-Л1 до ТК-Л2, ТК-П4 до ТК-П5, ТК-П5-1 до ТК-П5-2, ТК-П5, глубокий колодец на пересечении ул. Железнодорожная - ул. Социалистическая в п. Кличка Приаргунского муниципального округа Забайкальского края находятся в ненадлежащем техническом состоянии, не подготовлены к очередному отопительному сезону, это может повлечь срыв отопительного сезона и нанести ущерб неопределенному кругу лиц.

Исходя из изложенного, учитывая установленные обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о бездействии административного ответчика в части обеспечения надлежащего исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.

Поскольку административным ответчиком не обеспечен ремонт участков теплосетей ТК-4 до ТК-5, ТК-9 до ТК-10, ТК-15-6 до ТК-15-7, ТК-9, ТК-3-3 до ТК-3-4, ТК-Л7 до ТК-Л7-1, ТК-Л7 Ф108, ТК-Л1 до ТК-Л2, ТК-П4 до ТК-П5, ТК-П5-1 до ТК-П5-2, ТК-П5, глубокого колодца на пересечении ул. Железнодорожная - ул. Социалистическая в п. Кличка Приаргунского муниципального округа Забайкальского края к предстоящему отопительному сезону, следует возложить на него обязанность по проведению капитального ремонта указанных объектов.

На основании изложенного, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно частям 1 и 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

Поскольку несвоевременное проведение ремонтных работ объектов жилищно-коммунального хозяйства в рамках подготовки к предстоящему отопительному сезону может повлечь его срыв, а также неполучение паспорта готовности к отопительному сезону администрацией округа, в связи с чем решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск прокурора Приаргунского района Забайкальского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Приаргунского муниципального округа Забайкальского края по своевременному проведению капитального ремонта участков теплосетей ТК-4 до ТК-5, ТК-9 до ТК-10, ТК-15-6 до ТК-15-7, ТК-9, ТК-3-3 до ТК-3-4, ТК-Л7 до ТК-Л7-1, ТК-Л7 Ф108, ТК-Л1 до ТК-Л2, ТК-П4 до ТК-П5, ТК-П5-1 до ТК-П5-2, ТК-П5, глубокого колодца на пересечении ул. Железнодорожная - ул. Социалистическая в п. Кличка Приаргунского муниципального округа Забайкальского края.

Обязать администрацию Приаргунского муниципального округа Забайкальского края провести капитальный ремонт участков теплосетей ТК-4 до ТК-5, ТК-9 до ТК-10, ТК-15-6 до ТК-15-7, ТК-9, ТК-3-3 до ТК-3-4, ТК-Л7 до ТК-Л7-1, ТК-Л7 Ф108, ТК-Л1 до ТК-Л2, ТК-П4 до ТК-П5, ТК-П5-1 до ТК-П5-2, ТК-П5, глубокого колодца на пересечении ул. Железнодорожная - ул. Социалистическая в п. Кличка Приаргунского муниципального округа Забайкальского края.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Приаргунский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Решение изготовлено в окончательной форме 27 июля 2022 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»

Судья Помигуев В.В._______

Секретарь суда

__________ФИО1

«_____»____________20___ г.

Подлинник документа подшит в административном деле №2а-667/2022 УИД Приаргунского районного суда Забайкальского края.