ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6686/16 от 28.09.2016 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-6686/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар 28 сентября 2016 г.

Советский районный суд г. Краснодара в составе

Судьи: Масловой Н.А.,

с участием:

представителя административного истца: Варданян А.А. по доверенности Хостикова А.Э.

представителя административного ответчика: ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, Симоняна Г.А., действующего по доверенности №15812/01-16 от 06.11.2015 г.,

представителя заинтересованного лица: Администрации МО город Краснодар по доверенности от 15.07.2016г. № 9945/01 Богданцова Б.В.

в отсутствие надлежаще извещенного, административного истца: Варданян А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в порядке упрощенного производства, административное дело по административному иску Варданян А. А. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю о понуждении осуществить кадастровый учет изменений земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Варданян А.А. обратился с административным иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю о понуждении осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, хутор Октябрьский, ул.Житомирская, 2, согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером ФИО5 (номер квалификационного аттестата 23-11-471) от 24.08.2016г. без истребования дополнительных документов.

В обоснование иска указано, что на основании договора аренды от 26.03.2012г., а также договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 14.07.2016г. ему на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, хутор Октябрьский, <адрес>. В отношении данного земельного участка с кадастровым номером , кадастровым инженером ФИО5 (номер квалификационного аттестата 23-11-471) были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ. Истцом было подано заявление об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка от 24.08.2016г. с приложением правоустанавливающего документа и межевого плана на оптическом компакт-диске.

Решением от 25.08.2016г. за филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю отказано в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, хутор Октябрьский, <адрес> на основании ч 4 ст.27 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и изменением местоположения его границ принимается решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, если такое изменение не обусловлено преобразованием земельного участка или уточнением его границ, а именно истец обратился в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, хутор Октябрьский, <адрес> предоставив межевой план, подготовленный кадастровым инженером ФИО5 (номер квалификационного аттестата 23-11-471). При этом согласно ч 9 ст.38 Закона «О кадастре» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в ч 9 ст.38 Закона «О кадастре» документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Однако, документы, включенные в состав приложения представленного межевого плана, не содержат сведений, определяющих местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером . Вместе с тем, наличие таких сведений предусмотрено п 9 ст.38 Закона «О кадастре».

Согласно ч 9 ст.38 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Данное решение об отказе считает необоснованным, поскольку межевой план подготовлен с учетом всех норм и требований, установленных ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Требования к подготовке межевого плана не содержат указания на то, что документы, перечисленные в п.9 ст.38 Закона «О кадастре» подлежат обязательному включению в состав приложения к межевому плану. Конкретный и закрытый перечень документов, подлежащих такому включению, содержится в п.п.23,26 и 27 Требований, и документы, перечисленные в п.23 Требований и подлежащие обязательному включению в состав приложения, при подготовке данного межевого плана использованы не были. Следовательно, и включению в состав приложения они не подлежат. В представленном заключении кадастрового инженера ФИО5 межевого плана от 24.08.2016г. указано, что были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, хутор Октябрьский, <адрес> споров по границам заявлено не было.

Административный истец в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении слушания не предоставил.

Представитель административного истца по доверенности Хостикоев А.Э. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, поддержала доводы, изложенные в иске.

Представитель административного ответчика по доверенности Симонян Г.А. в судебном заседании против иска возражал, считал, что оснований для удовлетворения иска, не имеется.

Представитель заинтересованного лица АМО г.Краснодар по доверенности Богданцов Б.В. просил в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из заключения, кадастрового инженера ФИО5, № квалификационного аттестата: 23-11-471, подготовленного 24.08.2016г., межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, Калининский сельский округ, хутор Октябрьский, <адрес>. При выносе границ в натуру земельного участка с кадастровым номером , было выявлено, что фактическое происхождение границ земельного участка не соответствует сведениям ГКН. После проведения контрольных полевых измерений и изучения ранее выполненных работ было принято решение об исправлении ранее допущенной кадастровой ошибки в части местоположении границ земельного участка. Данный межевой план выполнен для обращения в суд.

В соответствии с ч 9 ст.38 Закона «О кадастре» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в ч 9 ст.38 Закона «О кадастре» документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет, и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Пунктом 67 требований к подготовке межевого плана предусмотрено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч 9 ст.38 Закона «О кадастре». В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не исключаются.

При этом расхождение конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ и конфигурации, содержащейся в документах, указанных в ч 9 ст.38 Закона «О кадастре», возможно в пределах средней квадратической погрешности положения характерных точек границ такого земельного участка, установленной приказом Минэкономразвития России от 17.08.2012г. № 518 «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (Приказ № 518).

В случае, если документ, определяющий местоположение границ земельного участка, предусмотренный ч 9 ст.38 Закона «О кадастре», содержит ошибку, необходимо внесение изменений в указанный документ.

В случае отсутствия возможности внесения изменений в документы, предусмотренные ч 9 ст.38 Закона «О кадастре», ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка могут быть исправлены на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок. Учитывая изложенное, данный межевой план был выполнен для обращения в суд.

Абрисы межевых знаков не выполнялись, т.к. отсутствуют в радиусе 40 м три долговременных, четко опознаваемых объектов местности (элементов зданий, строений, сооружений, опор линий электропередач и т.п.) (согласно п.87 Приказа МЭР РФ от 24.11.2008г.).

Графа 3 реквизита 2 Точность положения характерных точек границ земельных участков раздела Сведения о выполненных измерениях и расчетах не заполнена с подставленными в формулу значениями, т.к. средняя квадратическая погрешность положения характерных точек границ (М1), м была рассчитана с помощью программного комплекса ГИС «ИнГео».

Решением от 25.08.2016г. за филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю отказано в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, хутор Октябрьский, <адрес>, на основании ч 4 ст.27 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и изменением местоположения его границ принимается решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, если такое изменение не обусловлено преобразованием земельного участка или уточнением его границ, а именно истец обратился в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, хутор Октябрьский, <адрес> предоставив межевой план, подготовленный кадастровым инженером ФИО5 (номер квалификационного аттестата 23-11-471). При этом согласно ч 9 ст.38 Закона «О кадастре» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в ч 9 ст.38 Закона «О кадастре» документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Однако, документы, включенные в состав приложения представленного межевого плана, не содержат сведений, определяющих местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером . Вместе с тем, наличие таких сведений предусмотрено п 9 ст.38 Закона «О кадастре».

Согласно ч 9 ст.38 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Установлено, что на основании договора аренды от 26.03.2012г., а также договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 14.07.2016г. истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, хутор Октябрьский, <адрес>.

Как следует из письма Минэкономразвития от 30.06.2011г. № ОГ-Д23-246, действующее законодательство не устанавливает требований, согласно которым кадастровый инженер должен подтвердить каким-либо документом фактическое местоположение границ земельного участка при выполнении кадастровых работ с учетом положений ч 9 ст.38 Закона «О кадастре», при этом по мнению Департамента недвижимости, наличие в акте согласования местоположения границ такого земельного участка подписей заинтересованных лиц (если согласование местоположения границы земельного участка в данном случае требуется в соответствии с ч 1 ст.39 Закона «О кадастре») является достаточным условием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. Данное условие при подготовке межевого плана выполнено.

Согласно письму Минэкономразвития РФ от 17.10.2011г. № 22781-ИМ/Д23, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч 7 ст.38 Закона «О кадастре»)

При этом согласно ч 9 ст.38 Закона «О кадастре» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях:

-при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

-в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

-при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

По мнению Минэкономразвития России, кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в ч 9 ст.38 Закона «О кадастре» (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). В этой связи, можно предположить, что конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащихся в таких документах.

При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер.

Согласно письму Минэкономразвития РФ от 16.10.2013г. ОГ-Д23-15044 о согласовании местоположения границ земельных участков и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ смежных земельных участков порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен ст.39 Закона «О кадастре».

В соответствии с ч 2 ст.40 Закона «О кадастре» местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

При этом ч 3.1 ст.25 Закона «О кадастре» предусмотрено, что если при государственном кадастровом учете изменений земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее – смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется.

В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц, или их представителей. В случае, если площадь земельного участка, границы которого уточняются в ходе кадастровых работ, соответствует утвержденным в соответствии с земельным законодательством нормам отвода земель и на этом земельном участке находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие правообладателю этого земельного участка, местоположение границ земельных участков считается согласованным в случаях, указанных в ст.40 Закона «О кадастре».

В представленном заключении кадастрового инженера ФИО5 межевого плана от 24.08.2016г. указано, что были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, хутор Октябрьский, <адрес> Требуется внести изменения в сведения ГКН согласно подготовленного межевого плана. Спора по границам заявлено не было.

Согласно письму Минэкономразвития РФ от 16.09.2013г. № ЩГ-Д23-5116 об уточнении местоположения границ земельного участка и обосновании уточненных границ земельного участка необходимо отметить, что Законом «О кадастре» и требованиями не установлены критерии обоснованности доводов, указываемых в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера».

Вместе с тем, с учетом мнения Департамента недвижимости в целях конкретизации обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, приводимого в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера», может быть указано следующее:

-конкретные объекты искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка;

-источник получения информации о существовании границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан);

-меры, принятые для получения документов, подтверждающих местоположение границ уточняемого земельного участка.

При этом приведение в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в качестве обоснования местоположения уточненных границ земельных участков иной информации не может являться основанием для принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

Указанная позиция Департамента недвижимости направлена в Росреестр и доведена до сведений филиалов Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», однако орган кадастрового учета отказал в осуществлении учета изменений.

Принимая во внимание положения норм, разъяснения, исследованные письменные доказательства, установленные обстоятельства, то суд приходит к выводу об обоснованности заключения кадастрового инженера, согласно межевому плану, подготовленного 24.08.2016 г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать филиал ФГБУ ФКП Росреестра по КК осуществить учет изменений земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, хутор Октябрьский, <адрес>, согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером ФИО5 (номер квалификационного аттестата 23-11-471) от 24.08.2016г. без истребования дополнительных документов.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда через Советский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Советского

районного суда г. Краснодар Н.А. Маслова