ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-668/19 от 26.06.2019 Охинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-668/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Охинский городской суд Сахалинской области

В составе: председательствующего судьи – Асмадяровой Е.Л.,

при секретаре – Козик Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования городской округ «Охинский» к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Охинскому району управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области Карасевой Светлане Петровне, отделу судебных приставов по Охинскому району управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области, управлению Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Охинскому району управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области в части, возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов,

у с т а н о в и л :

Администрация муниципального образования городской округ «Охинский» (далее – МО ГО «Охинский») обратилась в Охинский городской суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Охинскому району управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области Карасевой С.П., отделу судебных приставов по Охинскому району управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области (далее – ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области), управлению Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области (далее – УФССП России по Сахалинской области) о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области от 05.06.2019 о назначении нового срока исполнения по исполнительному производству № 64/10/10982/1/2010 (4953/10/10/65), возбужденному ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области 04.06.2010 на основании исполнительного листа от 01.06.2010, выданного Охинским городским судом на основании решения Охинского городского суда от 16.03.2010 по гражданскому делу № 2-4/10 по иску Охинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Охинский» о возложении обязанности в срок до 31.12.2011 произвести инженерно-проектные изыскания на объект «строительство очистных сооружений в г. Оха для полной биологической очистки сточных вод, сбрасываемых в Охотское море», в срок до 31.12.2012 заключить с подрядной организацией муниципальный контракт на строительство очистных сооружений в г. Оха для полной биологической очистки сточных вод, сбрасываемых в Охотское море, в части установления нового срока для исполнения требований исполнительного документа, а также о возложении на судебного пристава-исполнителя ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области обязанности вновь рассмотреть вопрос об установлении срока для исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области № 4953/10/10/65 от 04.06.2010 и сообщить суду о результатах исполнения судебного акта в течение одного месяца.

В обоснование своих исковых требований администрация МО ГО «Охинский» указала, что 05.06.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области Карасевой С.П. в рамках указанного выше исполнительного производства должнику администрации МО ГО «Охинский» установлен новый срок для исполнения требований названного выше исполнительного документа – до 05.07.2019. По мнению административного истца, данный срок исполнения требований этого исполнительного документа является заведомо недостаточным.

В судебном заседании представитель административного истца администрации МО ГО «Охинский» – Михеева С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области Карасева С.П., представители административных ответчиков ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области, УФССП России по Сахалинской области, заинтересованного лица Охинского городского прокурора в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела ответчики и заинтересованное лицо извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание своих представителей не сообщили, об отложении судебного разбирательства спора не ходатайствовали.

Поэтому суд, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, их представителей.

Выслушав объяснения представителя истца, специалиста ФИО4 (и.о. <данные изъяты>), исследовав материалы гражданских дел № 2-4/2010 и № 2а-668/2019, материалы исполнительного производства ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области № 4953/10/10/65 (64/10/10982/1/2010) и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Постановления судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя незаконным, если установит, что оспариваемое постановление нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.

В силу частей 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ установлено, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с юридических лиц исполнительский сбор.

В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, вступившим в законную силу 02.04.2010 решением Охинского городского суда от 16.03.2010 по гражданскому делу № 2-4/10 по иску Охинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Охинский» о возложении обязанности произвести строительство очистных сооружений на сброс сточных вод, на администрацию МО ГО «Охинский» возложены обязанности в срок до 31.12.2011 произвести инженерно-проектные изыскания на объект «строительство очистных сооружений в г. Оха для полной биологической очистки сточных вод, сбрасываемых в Охотское море», в срок до 31.12.2012 заключить с подрядной организацией муниципальный контракт на строительство очистных сооружений в г. Оха для полной биологической очистки сточных вод, сбрасываемых в Охотское море, а также по окончании строительства обеспечить принятие в эксплуатацию объекта «строительство очистных сооружений в г. Оха для полной биологической очистки сточных вод, сбрасываемых в Охотское море».

01.06.2010 по данному решению Охинским городским судом выдан исполнительный лист в отношении должника администрации МО ГО «Охинский», на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области от 04.06.2010 возбуждено исполнительное производство № 64/10/10982/1/2010 (4953/10/10/65). Этим постановлением судебного пристава-исполнителя должнику администрации МО ГО «Охинский» предоставлены сроки для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а именно: до 31.12.2011 – произвести инженерно-проектные изыскания на объект «строительство очистных сооружений в г. Оха для полной биологической очистки сточных вод, сбрасываемых в Охотское море», до 31.12.2012 – заключить с подрядной организацией муниципальный контракт на строительство очистных сооружений в г. Оха для полной биологической очистки сточных вод, сбрасываемых в Охотское море.

Поскольку в установленные решением суда и судебным приставом-исполнителем сроки требования исполнительного документа должником исполнены не были, постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области должнику устанавливались новые сроки для исполнения – до 22.07.2013, до 23.08.2013.

Вступившим в законную силу определением Охинского городского суда от 23.08.2013 администрации МО ГО «Охинский» предоставлена отсрочка исполнения указанного выше решения Охинского городского суда от 16.03.2010 № 2-4/10 сроком до 31.12.2014.

Вступившим в законную силу определением Охинского городского суда от 20.01.2016 администрации МО ГО «Охинский» предоставлена отсрочка исполнения указанного выше решения Охинского городского суда от 16.03.2010 № 2-4/10 сроком до 15.10.2016.

Вступившим в законную силу определением Охинского городского суда от 13.02.2017 администрации МО ГО «Охинский» предоставлена отсрочка исполнения указанного выше решения Охинского городского суда от 16.03.2010 № 2-4/10 сроком до 15.07.2017.

В связи с тем, что в сроки, установленные для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с учетом предоставленных должнику судебным приставом-исполнителем ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области и судом новых сроков, требования исполнительного документа должником администрацией МО ГО «Охинский» так и не исполнены, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области Карасевой С.П. от 05.06.2019 о назначении нового срока исполнения по исполнительному производству № 4953/10/10/65 (64/10/10982/1/2010) от 04.06.2010 должнику администрации МО ГО «Охинский» установлен новый срок для исполнения требований указанного выше исполнительного документа – до 05.06.2019.

В обоснование своих требований о признании данного постановления незаконным административный истец указывает на то обстоятельство, что установленный судебным приставом-исполнителем новый срок является недостаточным для исполнения требований исполнительного документа.

В то же время, основной задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, в целях реализации которой судебный пристав-исполнитель применяет меры принудительного исполнения.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами спора, ни в прямо установленные указанным выше судебным актом сроки (до 31.12.2011 и до 31.12.2012), ни на день постановления судебным приставом-исполнителем оспариваемого истцом постановления (05.06.2019) должником – административным истцом требования этого решения суда не исполнены.

Прямо предусмотренное действующим законом (статья 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ) при таких обстоятельствах правомочие судебного пристава-исполнителя на предоставление должнику нового срока исполнения требований исполнительного документа осуществляется на основе соразмерности, пропорциональности, обеспечения разумного и справедливого баланса прав и законных интересов обеих сторон исполнительного производства, недопустимости длительного неисполнения требований судебного акта, снижающего эффективность судебного решения, противоречащего общим целям правосудия и исполнительного производства.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что установленный должнику судебным приставом-исполнителем в оспариваемом постановлении новый (дополнительный) срок для исполнения требований судебного акта не противоречит требованиям принципов и основных задач исполнительного производства.

Предоставление дополнительного относительно прямо установленного судом срока исполнения требований исполнительного документа (итого в данном случае – более 6,5 лет) улучшает положение должника вне зависимости от размера этого срока.

При этом административный истец не лишен права инициировать решение вопроса о предоставлении ему отсрочки либо рассрочки исполнения требований указанного выше исполнительного документа в судебном порядке, то есть органом уполномоченным решать вопросы такого рода в специально установленном порядке, включающем оценку разумности действий и требований сторон исполнительного производства, достаточности сроков, необходимости дополнительного отдаления реального восстановления нарушенных прав и интересов взыскателей.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для вывода о том, что оспариваемое администрацией МО ГО «Охинский» постановление судебного пристава-исполнителя не соответствует требованиям нормативных правовых актов и(или) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Поэтому суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований администрации МО ГО «Охинский» о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области от 05.06.2019 о назначении нового срока исполнения по исполнительному производству № 4953/10/10/65 (64/10/10982/1/2010) от 04.06.2010.

Соответственно, не подлежат удовлетворению и производные от этих исковых требований административные исковые требования администрации МО ГО «Охинский» о возложении на судебного пристава-исполнителя ОСП по Охинскому району УФССП по Сахалинской области обязанности вновь рассмотреть вопрос об установлении срока для исполнения требований исполнительного производства по исполнительному производству ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области № 4953/10/10/65 от 04.06.2010 и сообщить суду о результатах исполнения судебного акта в течение одного месяца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований администрации муниципального образования городской округ «Охинский» к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Охинскому району управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области Карасевой Светлане Петровне, отделу судебных приставов по Охинскому району управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области, управлению Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Охинскому району управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству отдела судебных приставов по Охинскому району управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области № 4953/10/10/65 от 04 июня 2010 года в части назначения нового срока исполнения требований исполнительного документа, возложении на судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Охинскому району управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области обязанности вновь рассмотреть вопрос об установлении срока для исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству отдела судебных приставов по Охинскому району управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области № 4953/10/10/65 от 04 июня 2010 года и сообщить суду о результатах исполнения судебного акта – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд Сахалинской области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Л. Асмадярова

Решение в окончательной форме принято 01 июля 2019 года.

Судья Е.Л. Асмадярова

Копия верна: судья Е.Л. Асмадярова