ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-668/2022 от 19.08.2022 Острогожского районного суда (Воронежская область)

УИД: 36RS0026-01-2022-000767-78

Дело № 2а-668/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Острогожск 19 августа 2022 года

Острогожский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Вискуновой С.В.,

при секретаре Глаголевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Острогожского районного суда Воронежской области административное дело по административному иску МИ ФНС №14 по Воронежской области к Шакарову Алескеру Тофиг оглы о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области (далее по тексту МИ ФНС России №14 по Воронежской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шакарову Алескеру Тофиг оглы о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2020 год в размере 8426 рублей 00 копеек, пени в размере 13 рублей 13 копеек с 01 января 2021 года по 11 января 2021 года; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период начиная с 1 января 2017 года): налог за 2020 год в размере 32448 рублей 00 копеек, пеня в размере 50 рублей 56 копеек с 01 января 2021 года по 11 января 2021 года, а всего на общую сумму 41034 рубля 13 копеек.

В качестве основания административного иска указывает, что Шакаров А.Т.о состоит на учете в МИ ФНС России №14 по Воронежской области в качестве налогоплательщика, осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до 15 февраля 2021 года. В адрес должника направлены требования: № 27951 от 06 февраля 2019 года, № 30978 от 24 октября 2020 года, № 106 от 12 января 2021 года, в которых сообщалось о наличии у него задолженности, а также предлагалось уплатить задолженность в установленный в требовании срок. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанные требования налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности. Административным истцом подавалось заявление мировому судье судебного участка №3 Острогожского района Воронежской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Шакарова А.Т.о. недоимки по страховым вносам и налогам в сумме 41034 рубля 13 копеек. Мировым судьей судебного участка №3 Острогожского района Воронежской области было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с тем, что из заявления и приложенных документов усматривается, что требование не является бесспорным. До настоящего времени административным ответчиком недоимка по страховым взносам и налогам на общую сумму 41034 рубля 13 копеек в добровольном порядке не уплачена.

Административный истец МИ ФНС России №14 по Воронежской области, будучи надлежаще извещенным в судебное заседание не направил своего представителя, представил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Шакаров А.Т.о., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца МИ ФНС России №14 по Воронежской области, административного ответчика Шакарова А.Т.о.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан своевременно платить законно установленные налоги и сборы.

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Исходя из положений пп. 2 п. 1 ст. 419 и п.п. 1,2 ст. 432 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) индивидуальные предприниматели и адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов на ОПС и ОМС исходя из своего дохода от предпринимательской или профессиональной деятельности.

Если индивидуальный предприниматель начинает или (и) прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение календарного года, то фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот год определяется пропорционально количеству месяцев, начиная с месяца регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя или (и) по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (п.п.3,4,5 ст.430 НК РФ).

Страховые взносы в фиксированных размерах уплачиваются индивидуальным предпринимателем не позднее 31 декабря текущего года.

При прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе (п.5 ст.432 НК РФ).

В случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов за себя в установленный срок налоговый орган определяет в соответствии со ст.430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за год.

Если годовой доход не превышает 300 000 рублей, то взносы рассчитывают на основании абз.2 п.п.1 п.1 ст.430 НК РФ, следующим образом: страховые взносы на ОПС = МРОТ на начало года х 12 х 26%.

Если годовой доход не превышает 300 000 рублей, то взносов на обязательное медицинское страхование рассчитывают согласно п.п.2 п.1 ст.430 НК РФ, следующим образом: страховые взносы на ОМС = МРОТ на начало года х 12 х 5,1%.

Фиксированный платеж на обязательное пенсионное страхование: МРОТ х 12 х 26% (за 2017 год – 7500 х 12 х 26%= 23 400 рублей);

Фиксированный платеж на обязательное медицинское страхование: МРОТ х 12 х 5,1% (за 2017 год – 7500 х 12 х 5,1% = 4 590 рублей).

В соответствии с абзацем первым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, фиксированный платеж на обязательное пенсионное страхование составляет 29354 рублей за расчетный период 2019 года. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ фиксированный платеж на обязательное медицинское страхование составляет 6844 рублей за расчетный период 2019 года.

В соответствии с абзацем первым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, фиксированный платеж на обязательное пенсионное страхование составляет 32448 рублей за расчетный период 2020 года. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ фиксированный платеж на обязательное медицинское страхование составляет 8426 рублей за расчетный период 2020 года.

Согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения режимами налогообложения, применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, а патентная система налогообложения - в силу п. 2 ст. 346.43 НК РФ применяется в отношении отделы предпринимательской деятельности.

В случае применения патентной системы налогообложения в отношении отделы предпринимательской деятельности вместо уплаты налога исходя из фактически полученной в осуществления такой деятельности (п. 1 ст. 346.17 НК РФ) в бюджет уплачивается налог, определенный из денежного выражения потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (ст. 346.48 НК РФ).

В соответствии с ст. 346.47 НК РФ объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 346.43 НК РФ законами субъектов Российской устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. При этом максимальный размер потенциально возможного получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может превышать 1 млн. рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 346.51 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В соответствии с п. 1 ст. 346.50 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.

В соответствии с п. l ст. 346.49 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с ст. 346.52 НК РФ налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляются.

В случаях утраты права на применение ПСН по основаниям, указанным в пп.1 и пп. 2 п. 6 ст. 346.45 НК РФ, в течение 10 календарных дней со дня утраты права или прекращения предпринимательской деятельности:

- о переходе на общий режим налогообложения подается заявление об утрате права на применение ПСН по форме N 26.5-3;

- о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ПСН подается заявление по рекомендуемой форме N 26.5-4.

В соответствии с п. 3 ст. 346.51 НК РФ налогоплательщики утратившие в соответствии с п. 3 ст. 346.50 НК РФ право на применение патентной системы налогообложения, уплачивают налог не позднее срока окончания действия патента.

В установленный НК РФ срок налоги, начисленные в соответствии, с расчетом приведенном налоговом уведомлении, а также в отдельном расчете (приложение к заявлению, либо в самом заявлении), должником уплачены не были. В связи с этим на сумму недоимки в порядке положений статьи 75 НК РФ исчислена сумма пени.

В соответствии с положениями ст. 69, 70 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено КАС РФ.

Как установлено пунктом 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 22 июня 2022 года, Шакаров А.Т.о., осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 25 апреля 2018 года до 15 февраля 2021 года.

В связи с возникшей задолженностью, в адрес Шакарова А.Т.о МИ ФНС России №14 по Воронежской области было направлено требования: №27951 от 06 февраля 2019 года, на сумму 16969 рублей 00 копеек, сроком исполнения до 27 февраля 2019 года, №30978 от 24 октября 2020 года на сумму 77 рублей 56 копеек, сроком исполнения до 23 ноября 2020 года, № 106 от 12 января 2021 года на сумму 40874 рубля 00 копеек, сроком исполнения до 04 февраля 2021 года. В установленный срок указанное требование не исполнено.

С заявлением о вынесении судебного приказа МИ ФНС России №14 по Воронежской области обратилась по истечении установленного законом срока, ввиду чего определением мирового судьи судебного участка №3 в Острогожском судебном районе Воронежской области от 10 июня 2021 года МИ ФНС №14 по Воронежской области отказано в вынесении судебного приказа о взыскании с Шакарова А.Т.о. недоимки по страховым взносам на общую сумму 41034 рубля 13 копеек.

Недоимка по страховым взносам до настоящего времени не погашена.

Проверив расчет налога, произведенный истцом, суд приходит к выводу о его правильности, т.к. примененные ставки установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, применены налоговым органом верно, в соответствии с характером и стоимостью имущества. Иного расчета налога, а также доказательств неправильного исчисления налоговой базы ответчиком не представлено, в связи с чем, оснований подвергать сомнению размер налоговой базы, определенный истцом у суда не имеется.

В силу п.п. 9, 14 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Определение бюджета, в который подлежит зачислению налог не относится к предмету иска о взыскании налоговой задолженности.

В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Согласно требованию №27951 от 06 февраля 2019 года на сумму 16969 рублей 00 копеек, направленному административному ответчику Шакарову А.Т.о., срок его исполнения – 27 февраля 2019 года, последний день подачи в суд заявления – 27 августа 2019 года.

Административный истец обратился с заявлением к мировому судье судебного участка №3 Острогожского района Воронежской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Шакарова А.Т.о. недоимки по налогам и пени в сумме 41034 рубля 13 копеек 10 июня 2021 года, то есть за пределами установленного законом срока.

Таким образом, налоговым органом пропущен срок для подачи административного искового заявления.

Административный истец просил восстановить срок обращения в суд, указав, что он был пропущен в связи со сбоем программного обеспечения АИС-Налог-3 и несвоевременным формированием заявления о вынесении судебного приказа.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, может быть восстановлен судом.

К уважительным причинам, являющимся основанием для восстановления пропущенного срока, относятся обстоятельства, не зависящие от воли лица, имеющего право обжалования, которые объективно препятствовали или исключили своевременную подачу жалобы.

Указанные административным истцом причины пропуска срока, связанные со сбоем программного обеспечения АИС-Налог-3 и несовременным формированием заявления о вынесении судебного приказа в отношении Шакарова А.Т.о. не могут признаваться уважительными, поскольку административный истец обратился в суд с настоящим иском в июне 2022 года, то есть также за пределами шестимесячного срока.

Административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с административными исками о взыскании обязательных платежей и санкций.

Каких-либо правовых препятствий для обращения налогового органа с административным исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности после отмены судебного приказа не имелось, фактических действий, связанных с предъявлением административного иска в пределах установленного срока, не предпринималось, копия административного иска направлена Шакарову А.Т.о. 24 июня 2022 года, то есть также за пределами шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности.

Проверив доводы административного истца, суд не находит оснований для восстановления срока поскольку доказательств, подтверждающих характер произошедшего сбоя, период неработоспособности программного обеспечения, время затраченное на устранение последствий, не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к Шакарову Алескеру Тофиг оглы о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Судья С.В. Вискунова