ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-669/19 от 20.05.2019 Привокзального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Михайловой Г.М.,

при секретаре Зимиревой С.И.

с участием

представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 по доверенности ФИО3,

представителя административного ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО4,

старшего помощника прокурора г. Тулы Сергеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы административное дело № 2а-669/2019 по административному иску ФИО1, ФИО2 к администрации г. Тулы о признании недействующим в части постановление администрации города Тулы № * от дата,

у с т а н о в и л:

административные истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к администрации г. Тулы о признании недействующим в части постановление администрации города Тулы № * от дата.

В обоснование иска указали, что Решением Исполнительного комитета Привокзального районного совета народных депутатов № * от дата ФИО1 на состав семьи из 4-х человек выделен земельный участок площадью 1200 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома с надворными хозяйственными постройками на праве личной собственности в Привокзальном районе г. Тулы по адресу: <адрес> согласно прилагаемой схеме, на основании, которого был выдан государственный акт на право пользования землей * от дата.

Постановлением администрации пос. <...>* от дата самовольно возведенные: основное строение лит. А с подвалом, веранда лит. а, жилая пристройка лит. А1, сарай лит. Г, оставлены на месте; ФИО1 разрешено строительство гаража размером 4,5 х 6м и сарая размером 6 х 6 м.; самовольно занятый земельный участок площадью 3848 кв.м. передать в собственность за плату ФИО1, считать земельный участок общей площадью 5048 кв.м., предоставленный для строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.

По договору купли-продажи земельного участка № * от дата администрация территории поселка Косая Гора г. Тулы продала ФИО1 земельный участок, расположенный на землях пос. <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером * в границах плана, прилагаемого к договору, площадью 3848 кв.м.. Договор зарегистрирован дата в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы, регистрационный номер * и дата ФИО1 выдано свидетельство на право собственности на землю серия РФ - **, зарегистрированное в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы, регистрационная запись № * от дата

Постановлением Главы администрации пос. Косая Гора № * от дата строения под литером а1- пристройка, Г3- вольер, построенные без разрешения и строения лит. Г1-гараж, Г2- баня, построенные с нарушением постановления администрации пос. Косая Гора от дата* оставлены на месте; земельный участок площадью 73 кв.м. закреплен за домовладением № <адрес>, и постановлено считать общую площадь 5121 кв.м.

На основании договора дарения от дата, удостоверенного нотариусом г. Тулы З., реестровый номер *, дата ФИО2 выдано свидетельство на право собственности на землю серия **, зарегистрированное в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы, регистрационная запись № * от дата на земельный участок кадастровый № * площадью 5048 кв.м., для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>

Постановлением Главы администрации пос. Косая Гора Привокзального района Управы г. Тулы № * от дата оставлены на месте строения лит Г4, Г5 беседка; Постановлением * от дата* от дата разрешено строительство гаража размером 6,7х5,2 на участке домовладения <адрес>, закреплен за домовладением земельный участок размером площадью равной 80кв.м под установку водопроводного бака.

Согласно выписке из ЕГРН от дата, право обшей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером *, ранее присвоенный кадастровый номер: * площадью 5048 +/- 25 кв.м., с расположенным на нем объектом недвижимости с кадастровым номером *, с категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: <адрес>, в равных долях, принадлежит ФИО1 и ФИО2, по ? доли каждому, регистрационные записи № * от дата и № * от дата

Сведения о границах земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ООО « <...>» В.дата.

При уточнении местоположения данного земельного участка его границы были сформированы с учетом фактического землепользования, в соответствии с топографическим планом земельного участка.

Решением Привокзального районного суда г. Тулы от дата по гражданскому делу № * по иску ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к ФИО2, ФИО1, АО «Тульское городское земельно-кадастровое бюро» о признании результатов межевания земельного участка недействительными и исключения сведений о координатах границ земельного участка из государственного кадастра недвижимости, признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: <адрес> в части границы в точках * установленной согласно межевого плана АО «<...>» от дата, и постановлено исключить из ЕГРН сведения о местоположении указанной части границы земельного участка, и установить местоположение границы в данной части, в соответствии с координатами характерных точек *, указанными в заключении эксперта «Земельно-кадастровый центр», шифр * от дата, с учетом дополнений, представленных суду экспертом З. в судебное заседание дата.

При вынесении решения было установлено, что границы земельного участка с К№* выходят за границы существующей красной линии площадью S=577 кв.м..; фактически земельный участок не является территорией общего пользования, им не пользуется неограниченный круг лиц, т.к. границы земельного участка с К№* существуют на местности более 15 лет, о чем свидетельствует наличие старых насаждений и капитальных ограждений, существующих с 1994 г. На данном земельном участке отсутствуют линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Красная линия установлена без учета фактического землепользования земельным участком, что приводит к нарушению прав истцов по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, лишению и ограничению их права на строительство новых объектов и реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, в связи с чем, истцы вынуждены обращаться в суд.

Постановлением администрации г. Тулы № * от дата «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» утверждено прохождение красных линии по земельным участкам, принадлежащим истцам.

В соответствии с действующим законодательством, в состав территорий, ограничиваемых красными линиями, могут включаться лишь земельные участки, предназначенные для общего пользования населением и организациями соответствующего населенного пункта. Соответственно в состав, указанных территорий не могут включаться полностью или частично земельные участки, не относящиеся к земельным участкам общего пользования, находящиеся в собственности или ином законном пользовании индивидуально определенных физических и юридических лиц и предназначенные, в том числе для размещения и эксплуатации принадлежащих указанным лицам объектов недвижимого имущества. Следовательно, включение компетентным органом местного самоуправления в состав территорий общего пользования земельного участка посредством установления в пределах границ красных линий не соответствует приведенным выше нормам п. 11 ст. 1 ГрК РФ и ч. 12 ст. 85 ЗК РФ. Согласно положениям части 1 статьи 41, частей 2-6 статьи 42, части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ разработка проекта красных линий производится на основе генерального плана города и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления. Из анализа в совокупности положений норм пунктов 1 3.1, 4.1, подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции, подпунктов 1 и 4 пункта 3.2. Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150, следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на земельном участке, предоставленном в пользование в соответствии с действующим законодательством. Данные обстоятельства администрацией города Тулы при подготовке постановления в оспариваемой части во внимание приняты не были, несмотря на установленную вышеуказанной "Инструкцией о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях" обязанность учитывать имеющиеся права землепользователей при определении местонахождения красных линий.

Красная линия была установлена без учета существующих прав истцов на земельный участок, что нарушает права истцов по пользованию земельным участком и жилым домом. Как следует из плана усадебного участка, содержащегося в техническом паспорте на жилой дом <адрес>, по состоянию на дата, за границами земельного участка с трех сторон расположено болото.

Порядок установления линий градостроительного регулирования на территории муниципального образования город Тула установлен Положением, утвержденным Постановлением администрации города Тулы от дата* Из п. 5.10 Инструкции РДС 30-201-98 видно, что красные линии начинаются, изменяются и завершаются концевыми (т.е. начальными и конечными) и поворотными точками. Поворотные точки обозначают точки изменения направления красной линии. Точки закрепляются на местности геодезическими знаками постоянного типа (это может быть комбинированное сооружение, состоящее из железной болванки с указанием номера знака и бетонной основы) и координируются с точностью 0,05 м, относительно ближайших точек опорной межевой сети. Последние являются, по сути, опорными межевыми знаками, которые в городах зачастую встроены в стены зданий и сооружений (стенные знаки или стенные реперы). Подготовка каталога координат и вынос красных линий в натуру, перенос красных линий на планшеты органами архитектуры и градостроительства (последнее требование отражено в п. 4.5 Инструкции РДС 30-201-98) подразумевают возможность для заинтересованных лиц получить такую информацию. В нарушение указанных положений, в проекте красных линий в г. Туле утвержденном органом местного самоуправления, отсутствует ведомость расчета координат точек красных линий, точки не закреплены на местности геодезическими знаками.

Постановление администрации г. Тулы от дата* было принято после выделения ФИО1 вышеуказанных земельных участков, и введения в эксплуатацию жилого дома. Целевое использование земельного участка не изменялось. Для устранения нарушения прав собственников указанного земельного участка, необходимо внести изменения в сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), в части прохождения красной линии в соответствии с фактическим границами земельного участка. По заявке ФИО1 кадастровым инженером В. подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с нанесением изменения прохождения красной линии, часть земельного участка, расположенная за границей красной линии определена координатами поворотных точек *.

Просят суд: признать недействующим постановление администрации города Тулы № * от дата «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле», в части установления красных линий в кадастровом квартале *, проходящих по земельному участку с кадастровым номером *, площадью 5048 +/- 25 кв.м., с расположенным на нем объектом недвижимости с кадастровым номером *, с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным видом использования – для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> обязать администрацию города Тулы в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в официальном печатном издании администрации города Тулы. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Административные истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени разбирательства дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили.

Представитель административных истцов ФИО1, ФИО2 по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО4 в судебном заседании пояснила, что для разработки и утверждения проекта линий градостроительного регулирования администрацией города Тулы был утвержден порядок установления красных линий на территории г. Тулы (Постановление администрации г. Тулы от дата* «Об утверждении Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Туле» (далее - порядок). В соответствии с порядком разработка проекта линий градостроительного регулирования осуществляется на основании постановления администрации города Тулы (пункт 2.3.). Согласно п. 2.12 проект линий градостроительного регулирования подлежит рассмотрению на публичных слушаниях, по итогам которых может быть произведена доработка проекта линий градостроительного регулирования. В п. 2.13 указано, что после проведения публичных слушаний управление градостроительства и архитектуры направляет главе администрации города Тулы протокол и итоги (рекомендации) о результатах публичных слушаний и проект линий градостроительного регулирования. Глава администрации города Тулы с учетом протокола и итогов (рекомендаций) о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении проекта линий градостроительного регулирования или об отклонении и направлении его на доработку с учетом указанных протокола и итогов (рекомендаций) - п. 2.14 порядка. Утвержденный проект линий градостроительного регулирования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте администрации города Тулы в сети «Интернет» (п. 2.15). Руководствуясь вышеуказанным, администрацией было издано постановление администрации города Тулы № * от дата «О подготовке проекта сводного плана красных линий на территорию муниципального образования <адрес>», заключен муниципальный контракт с Открытым акционерным обществом «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР» № * от дата на разработку линий градостроительного регулирования в городе Туле. Исходными материалами для выполнения работ проекта линий градостроительного регулирования, явились: документы территориального планирования и градостроительного зонирования; документы по планировке и межевания территорий; сведения государственного кадастра недвижимости; топографические планы (планшеты) территорий; отчет топографо-геодезических работ по административным районам города Тулы 2014 г. дата на сайте Тульской городской Думы в сети Интернет по адресу: http://cityduma.tula.ru было опубликовано Постановление главы муниципального образования город Тула «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта Сводного плана красных линий на территорию муниципального образования город Тула в части населенного пункта Тула», в соответствии с которым проведение публичных слушаний назначено на дата в 15.00.

Согласно итогам (рекомендациям) публичных слушаний проект Сводного плана был одобрен, комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний администрации города Тулы было рекомендовано утвердить рассмотренный проект красных линий (п. 2.1 итогов публичных слушаний). Итоги публичных слушаний были опубликованы в общественно-политической газете «Тула» № * от дата и размещены на сайте Тульской городской Думы в сети Интернет по адресу: http://cityduma.tula.ru. На основании итогов (рекомендаций) публичных слушаний, учитывая полученные согласования от необходимых структур и органов (согласований территориальных управлений по Советскому, Привокзальному, Пролетарскому, Зареченскому и Центральному районам города Тулы, Министерства культуры и туризма <адрес>, Управления ГИБДД УМВД России по Тульской области, с учетом заключения прокуратуры города Тулы от дата согласно которому проект соответствует актам более высокой юридической силы, относится к полномочиям местной администрации), было принято спорное постановление № * от дата «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле», которое опубликовано в газете «Тула» № * от дата с графическими приложениями по районам.

Относительно, установления красной линии по спорному земельному участку по адресу: <адрес> пояснила, что указанный выше земельный участок, был поставлен на государственный кадастровый учёт с кадастровым номером * по адресу: <адрес>, как ранее учтённый, по состоянию на дата, с видом разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Постановлением администрации города Тулы от дата* утвержден проект линий градостроительного регулирования в городе Туле, согласно которому красная линия в районе <адрес>) проходит с учётом границ земельного участка с KN *, ранее учтенного в ГКН. Согласно сведениям публичной кадастровой карты (официальный сайт) Управления Росреестра дата были осуществлены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с KN *, площадью 5048 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. В настоящее время границы уточненного земельного участка с К№ * пересекают красную линию, утвержденную Постановлением администрации города Тулы от дата*.

Выслушав объяснения представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 по доверенности ФИО3, представителя административного ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО4, заслушав заключение старшего помощника прокурора г. Тулы Сергеевой О.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 208 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (часть 6 статьи 208 КАС РФ).

В силу статьи 213 КАС РФ административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора.

В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу (часть 4). Лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной (часть 5). При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7).

Частью 8 стать 213 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

В силу части 1 статьи 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Из материалов дела следует, что Решением Исполнительного комитета Привокзального районного совета народных депутатов № * от дата ФИО1 на состав семьи из 4-х человек выделен земельный участок площадью 1200 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома с надворными хозяйственными постройками на праве личной собственности в Привокзальном районе г. Тулы по адресу: <адрес>

Согласно договора дата, зарегистрированного нотариусом в реестре за № *, заключенного между администрацией пос. Косая Гора г. Тулы и ФИО1 (застройщик), последний обязался построить жилой дом на земельном участке по адресу: <адрес> площадью 1200 кв.м., отведенном на основании постановления главы администрации от дата* закрепленному в собственность государственным актом на право пользования землей ТуО -24-02-0075 от дата.

Постановлением Главы администрации пос. Косая Гора г. Тулы № * от дата самовольно возведенные: основное строение лит. А, веранда лит. а, жилая пристройка лит. А1, сарай лит. Г, оставлены на месте; ФИО1 разрешено строительство гаража размером 4,5 х 6м и сарая размером 6 х 6 м.; самовольно занятый земельный участок площадью 3848 кв.м. передан в собственность за плату ФИО1, постановлено считать земельный участок домовладения <адрес> считать общей площадью 5048 кв.м., предоставленного для строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно условиям договора купли-продажи земельного участка, зарегистрированного нотариусом в реестре № * от дата администрация территории поселка Косая Гора г. Тулы продала ФИО1 за 2 500 000 руб. земельный участок с кадастровым номером 1-10/87-а, расположенный на землях пос. <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, в границах плана, прилагаемого к договору, площадью 3848 кв.м..

Договор зарегистрирован дата в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы, регистрационный номер *, и дата ФИО1 выдано свидетельство на право собственности на землю серия **, зарегистрированное в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы, регистрационная запись № * от дата

Постановлением Главы администрации пос. Косая Гора г. Тулы № * от дата строения под литером а1- пристройка, Г3- вольер, построенные без разрешения и строения лит. Г1-гараж, Г2- баня, построенные с нарушением постановления главы администрации пос. Косая Гора от дата* оставлены на месте; земельный участок площадью 73 кв.м. закреплен за домовладением № * по <адрес>, и постановлено считать общую площадь равной 5121 кв.м.

На основании договора дарения от дата, удостоверенного нотариусом г. Тулы З., реестровый номер *, дата ФИО2 выдано свидетельство на право собственности на землю серия ** зарегистрированное в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы, регистрационная запись № * от дата на земельный участок кадастровый № * площадью 5048 кв.м., для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>

Постановлением Главы администрации пос. Косая Гора Привокзального района Управы г. Тулы № * от дата оставлены на месте строения лит Г4, Г5 беседка.

Постановлением № * от дата* от дата разрешено строительство гаража размером 6,7х5,2 на участке домовладения № <адрес>, закреплен за домовладением земельный участок размером площадью равной 80 кв.м под установку водопроводного бака.

Согласно выписок из ЕГРН от дата, от дата право обшей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:30:070808:5, ранее присвоенный кадастровый номер: * площадью 5048 +/- 25 кв.м., с расположенным на нем объектом недвижимости жилым домом площадью 285 кв.м., с кадастровым номером *, с категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: <адрес>, в равных долях, принадлежит ФИО1 и ФИО2, по ? доли каждому.

Сведения о границах земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ООО «<...>» ФИО9 от дата.

При уточнении местоположения данного земельного участка его границы были сформированы с учетом фактического землепользования, в соответствии с топографическим планом земельного участка.

Из объяснений представителя административных истцов ФИО3 следует, что ФИО1 и ФИО2 узнали о нарушенном праве, о том, что границы земельного участка с К№* выходят за границы существующей красной линии площадью S=577 кв.м., в ходе рассмотрения гражданского дела 2-5/2019 года, по которому вынесено решение Привокзальным районным судом г. Тулы от дата, не вступившее в законную силу.

Согласно содержанию искового заявления и объяснений представителя административных истцов ФИО3, фактически земельный участок не является территорией общего пользования, им не пользуется неограниченный круг лиц, т.к. границы земельного участка с К№* существуют на местности более 15 лет, о чем свидетельствует наличие старых насаждений и капитальных ограждений, существующих с 1994 г. На данном земельном участке отсутствуют линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Красная линия установлена без учета фактического землепользования земельным участком, что приводит к нарушению прав истцов по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, лишению и ограничению их права на строительство новых объектов и реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, в связи с чем, истцы вынуждены обращаться в суд.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются данными в выписке из технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на дата, где графически изображен огороженный забором земельный участок в определенной конфигурации; фотоматериалом, на котором видно, что земельный участок, принадлежащий по праву собственности ФИО10, огорожен капитальным забором и на земельном участке находятся старые насаждения.

Постановлением администрации г. Тулы от дата* «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле», утвержден проект линий градостроительного регулирования в городе (приложение в составе: проект линий градостроительного регулирования в г. Туле (Зареченский район); проект линий градостроительного регулирования в г. Туле (Привокзальный и Советский районы), проект линий градостроительного регулирования в г. Туле (Пролетарский район), проект линий градостроительного регулирования в г. Туле (Центральный район).

Данное постановление устанавливает линии градостроительного регулирования в городе Туле, обязательные для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности и земельно-правовых отношений.

Указанное постановление носит нормативный характер, поскольку содержит|

предписание, направленное на регулирование земельных и градостроительных правоотношений, адресуемое неопределенному кругу лиц и предполагает неоднократное применение.

ФИО1 и ФИО2 оспаривается законность данного постановления, в части установления линий градостроительного регулирования, пересекающих принадлежащий им по праву собственности земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, расположенный по адресу<адрес> нарушающее их право собственности, не относящегося к землям общего пользования.

Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской

Федерации красные линии это линии; которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии

электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территориями общего пользования являются территории которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).

Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).

Согласно подпункту «а» п. 1 ч. 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В силу ч. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30).

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено, возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт.

Из пунктов 17, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что при | рассмотрении такой категории дел суду надлежит выяснять какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью; в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя; каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть; полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам, иным нормативным правовым актам субъектов.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешение на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города, округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечение градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, относятся к вопросам местного значения городского округа.

В целях создания благоприятных условий для осуществления градостроительной деятельности и регулирования земельных отношений на территории г. Тула в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования г. Тула, постановлением администрацией города Тулы от дата № 2829 утверждено Положение о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Туле.

Данное Положение предусматривает, что разработка проекта градостроительного регулирования осуществляется на основании постановления администрации города Тулы. Постановление администрации города Тулы подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещению на официальном сайте администрации города Тулы в сети «Интернет».

Постановление администрации г. Тулы от 13.10.2014 г. № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» опубликовано в официальном печатном издании «Тула» №41 от 23.10.2014 года с графическими приложениями по районам, а так же на официальном сайте администрации.

В соответствии с п. 2.12 Положения о порядке установления градостроительного регулирования проект линий градостроительного регулирования был предметом рассмотрения на публичных слушаниях.

Согласно итогам (рекомендациям) публичных слушаний проект сводного плана был одобрен, комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний, администрации г. Тулы было рекомендовано утвердить рассмотренный проект красных линий (п. 2.1. итогов публичных слушаний).

При этом, нарушений порядка вынесения данного вопроса на публичные слушания, судом не установлено.

Проект планировки прошел процедуру публичных слушаний, доказательств наличия замечаний по проекту планировки территории в составе градостроительной документации, в том числе относительной красных линий, в материалы дела не представлено.

Итоги публичных слушаний опубликованы в общественно- политической газете «Тула» от дата* и размещены на сайте Тульской городской Думы в сети «Интернет».

На основании итогов (рекомендаций) публичных слушаний принято спорное постановление от дата* «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле», которое опубликовано в газете «Тула» от дата* с графическими приложениями по районам.

У заместителя главы администрации города по местному самоуправлению М.. имелись полномочия на принятие оспариваемого постановления, поскольку Устав г. Тулы предусматривает, что администрацией г. Тулы (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) руководит глава администрации г. Тулы на принципах единоначалия. Полномочия заместителя главы администрации города по местному самоуправлению на реализацию полномочий главы администрации подтверждены, представленным ответчиком распоряжением от дата*

Учитывая вышеизложенное, судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на дату его принятия органом местного самоуправления, в установленной форме, с соблюдением установленного порядка опубликования.

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждение регламентировано Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 06 апреля 1998 г. N 18-30 "РДС 30-201-98".

По смыслу пунктов 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.

В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).

Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> был выделен истцам на законных основаниях до вынесения оспариваемого постановления, был огорожен капитальным забором, на земельном участке были посажены многолетние насаждения, то есть границы земельного участка существуют на местности более 15 лет, то есть до установления красных линий постановлением администрации г. Тулы от дата*.

Учитывая вышеизложенное, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки и землепользования, сложившейся планировки территории, а пересечение красной линией земельного участка, принадлежащего по праву собственности истцам ФИО1 и ФИО2, противоречит требованиям Инструкции о порядке проектирования установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. N 18-30 «РДС 30-201-98», Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 г. № 150, статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:

1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших;

2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица;

Удовлетворяя, заявленные требования, о признании недействующим постановление администрации г. Тулы от дата* «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в части, суд приходит к выводу о том, что пересечение красной линии земельного участка, принадлежащего по праву собственности истцам, нарушает их права как собственников, противоречит требованиям Инструкции о порядке проектирования установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от дата N * Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от дата*, положениям статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 215, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск ФИО1, ФИО2 удовлетворить.

Признать недействующим постановление администрации города Тулы №* от дата «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле», в части установления красных линий в кадастровом квартале *, проходящих по земельному участку с кадастровым номером * площадью 5048 +/- 25 кв.м., с расположенным на нем объектом недвижимости с кадастровым номером * с категорией земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать администрацию г. Тулы в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в официальном печатном издании администрации г. Тулы. Если опубликование решения суда или его сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течении одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Г.М. Михайлова