Дело № 2а- 669/2020
УИД 42 RS0№-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Васениной О.А., при секретаре Одинцовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Топки 27 ноября 2020 года дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю МОСП по г. Топки и Топкинскому району ФИО2, МОСП по г. Топки и Топкинскому району об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по г. Топки и Топкинскому району ФИО2 , МОСП по г.Топки и Топкинскому району об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора.
Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Топки и Топкинскому району ФИО2 было вынесено постановление о взыскании с нее <данные изъяты> рублей.
О задолженности о на узнала в связи с наложением ареста на банковскую карту ДД.ММ.ГГГГ. Постановление о взыскании исполнительского сбора она не получала.
С постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. она не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее права и подлежащим отмене.
Ранее в отношении нее было возбуждено исполнительное производство, которое в настоящий момент окончено, взыскатель ФИО4 умер, исполнительный лист был возвращен его наследнику.
Оспариваемым постановлением нарушаются ее права, у нее не имеется никаких задолженностей по исполнительному производству, в связи с чем не имелось оснований для вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании с нее исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Просит суд восстановить срок для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Топки и Топкинскому району от ДД.ММ.ГГГГ., признать постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Топки и Топкинскому району от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты><данные изъяты> рублей незаконным и нарушающим права ФИО1, обязать судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Топки и Топкинскому району ФИО2 отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании с нее <данные изъяты> рублей.
Административный истец ФИО1 надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по г.Топки и Топкинскому району ФИО2 с административными исковыми требованиями не согласна. В материалы дела представлены письменные возражения.
Представитель административного ответчика МОСП по г.Топки и Топкинскому району, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представлено.
Представитель административного соответчика, привлеченного к участию в деле на основании определения Топкинского городского суда, УФССП России по Кемеровской области надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представлено.
Суд, заслушав административного ответчика судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Топки и Топкинскому району ФИО2, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Так, согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Вместе с тем, согласно частям 1, 2 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ от 2 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6).
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановления от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор относится к мерам принуждения, причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Юридическая сила выносимого судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
Судом установлено, что в МОСП по г. Топки и Топкинскому району ДД.ММ.ГГГГ. был предъявлен исполнительный лист выданный Топкинским городским судом, предмет исполнения: взыскать с ФИО1 в пользу ФИО5 задолженность в размере <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Топки и Топкинскому району ФИО2 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП (л.д. 39-40).
С постановлением о возбуждении исполнительного производства должник ФИО1 была ознакомлена лично и ей была вручена копия данного постановления, что подтверждается собственноручной записью должника на постановлении ( л.д.40).
В постановлении должнику ФИО1 был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней с момента получения должником копии постановления в соответствии с ч.12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в установленном законом размере.
В установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения исполнительный документ должником ФИО1 исполнен не был.
В соответствии с ч.1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав налагает на должника денежное взыскание - исполнительский сбор.
Таким образом, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора есть исполнение возложенной на судебного пристава-исполнителя законом обязанности по применению мер ответственности за несоблюдение должником законных требований государства, это действие не может рассматриваться, как непосредственно направленное на исполнение содержащихся в исполнительном документе требований.
Исполнительский сбор носит обязательный характер, то есть взыскивается всегда в предусмотренных ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» ситуациях и в установленном законом размере.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Топки и Топкинскому району было вынесено постановление о взыскании с ФИО1 исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей (л.д.53).
ДД.ММ.ГГГГФИО6 было предъявлено свидетельство о праве на наследство по закону № № согласно которого принято наследство состоящее из права требования суммы задолженности по исполнительному производству №-ИП в размере <данные изъяты> рублей. В связи с чем судебным приставом-исполнителем произведена замена стороны взыскателя ФИО5 на правопреемника ФИО6
От взыскателя ФИО6 в МОСП по г.Топки и Топкинскому району поступило заявление об отзыве исполнительного документа без исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ. было вынесено постановление об окончании исполнительного производства, исполнительный лист возвращен взыскателю.
В соответствии с ч.7 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007г одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям установленным п.3 или 4 ч.1 ст. 46 настоящего федерального закона, либо п.4,6 или 7 ч.1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по неисполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Таким образом, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора в указанном размере является законным и обоснованным, полностью соответствует требованиям ФЗ «Об исполнительном производстве».
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Топки и Топкинскому району было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № ( л.д. 54-56) в отношении должника ФИО1, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей. Постановление направлено должнику ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается копией реестра отправки исходящей корреспонденции ( л.д. 63-64).
Таким образом, обязанность по извещению должника о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем исполнена надлежащим образом, что подтверждается вышеустановленными обстоятельствами. Должник в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения не исполнил требования исполнительного документа в полном объеме.
Доказательств того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств судебному приставу-исполнителю представлено не было, в связи с чем у должностного лица имелись предусмотренные ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" основания для взыскания исполнительского сбора.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок административным истцом предпринимались все необходимые действия по исполнению судебного акта, не представлено.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства незаконным и нарушающим права административного истца, а также возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя отменить указанное постановление.
Что касается требования административного истца о восстановлении срока для оспаривания постановления от ДД.ММ.ГГГГ. суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в течение десяти дней со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (п. 1, 2 ч. 9)
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как установлено судом оспариваемое постановление было направлено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ. Срок обжалования данного постановления истек ДД.ММ.ГГГГ
Согласно почтового штампа на конверте административный иск был направлен в Топкинский городской суд ДД.ММ.ГГГГ. Также в материалах дела имеется определение Заводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возврате административного искового заявления ФИО1 Сведения о дате поступления административного иска в Заводский районный суд г.<адрес> в материалах дела отсутствуют
Также в материалах дела отсутствуют сведения о том, когда было получено ФИО1 оспариваемое постановление, административный истец указанные сведения и доказательства их подтверждающие, суду не представила. В связи с чем у суда отсутствует возможность сделать вывод о том был ли подан административный иск в течение 10 дней со дня когда ФИО1 узнала о нарушении своего права, либо указанный срок пропущен.
Исходя из изложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований административного истца о восстановлении срока для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного(в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, требование административного истца о восстановлении срока для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Топки и Топкинскому району от ДД.ММ.ГГГГ. о возбуждении исполнительного производства, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175,180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к судебному приставу-исполнителю МОСП по г. Топки и Топкинскому району ФИО2 , МОСП по г. Топки и Топкинскому району, Управлению федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу о признании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по г. Топки и Топкинскому району от ДД.ММ.ГГГГ возбуждении исполнительного производства, возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя МОСП по г. Топки и Топкинскому району ФИО2 отменить постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении срока для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Топки и Топкинскому району от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Топкинский городской суд Кемеровской области.
Председательствующий: Васенина О.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 декабря 2020 года
Решение на момент размещения на сайте не вступило в законную силу.