ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-669/20 от 30.06.2020 Чишминского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-669/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года п. Чишмы

Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Галикеева Р.М.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Чишминского района Республики Башкортостан Кудакаева М.А.,

при секретаре Яковлевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чишминского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований миграционного законодательства, направленного на предупреждение, выявление и пресечение незаконной миграции.

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в поисковой системе «Yandex» путем ввода слов «купить паспорт РФ», осуществляется переход на сайт: <данные изъяты>

При этом вход на страницу сайта свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием и скопировать материалы в электронном виде может любой Интернет - пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего миграционного законодательства.

На данном сайте, не имеющем отношения к УВМ МВД РФ, предлагается возможность приобретения паспорта РФ без процедуры оформления и предоставления необходимых документов в УВМ МВД РФ. Данный сайт содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, как подделка паспорта Российской Федерации.

Таким образом, установлен запрет, на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на сайте: <данные изъяты>

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует (<данные изъяты>

В связи с изложенным, для внесения информации в Реестр необходимо признать информацию, распространяемую на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты>, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.

В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

В иске административный истец – прокурор Чишминского района Республики Башкортостан просит признать материал, размещенный по электронному адресу: <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Чишминского района Республики Башкортостан ФИО2 административный иск поддержал, просил административный иск удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, имеется заявление о рассмотрения административного дела в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан.

На основании ст.150 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований миграционного законодательства, направленного на предупреждение, выявление и пресечение незаконной миграции.

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в поисковой системе «Yandex» путем ввода слов «купить паспорт РФ», осуществляется переход на сайт: <данные изъяты>

При этом вход на страницу сайта свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием и скопировать материалы в электронном виде может любой Интернет - пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего миграционного законодательства.

На данном сайте, не имеющем отношения к УВМ МВД РФ, предлагается возможность приобретения паспорта РФ без процедуры оформления и предоставления необходимых документов в УВМ МВД РФ. Данный сайт содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, как подделка паспорта Российской Федерации.

Таким образом, установлен запрет, на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на сайте: <данные изъяты>

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует (<данные изъяты>

В связи с изложенным, для внесения информации в Реестр необходимо признать информацию, распространяемую на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты> запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.

В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

Согласно акту проверки помощника прокурора Чишминского района ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в поисковой системе «Yandex» путем ввода слов «купить паспорт РФ», осуществляется переход на сайт: <данные изъяты>

При этом вход на страницу сайта свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием и скопировать материалы в электронном виде может любой Интернет - пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего миграционного законодательства.

На данном сайте, не имеющем отношения к УВМ МВД РФ, предлагается возможность приобретения паспорта РФ без процедуры оформления и предоставления необходимых документов в УВМ МВД РФ. Данный сайт содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, как подделка паспорта Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ

«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 109-ФЗ):

-миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства;

-государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства;

-органы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;

-место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

-место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

-регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;

-учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту
пребывания - фиксация в установленном порядке, уполномоченными в
соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о
нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте
пребывания.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 109-ФЗ, при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине: - вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии - биометрические данные, содержащиеся в указанном документе); - вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); - дата и место рождения; - пол; - гражданство (подданство); - цель въезда в Российскую Федерацию; - профессия; - заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации; - дата регистрации по последнему месту жительства и его адрес, даты регистрации и снятия с регистрации по предыдущим местам жительства и их адреса; - дата постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса; - сведения о законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о попечителях); - сведения о депортации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о реадмиссии (применялись или нет, если применялись, то когда и кем); - сведения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (принималось или нет, если принималось, то когда и кем); - сведения о привлечении в Российской Федерации к уголовной или административной ответственности либо к ответственности за совершение налоговых правонарушений; - дата и место смерти в Российской Федерации либо дата вступления в законную силу решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, наименование и место нахождения указанного суда; - основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета.

Согласно ст. 28 приказа ФМС России от 11.09.2012 № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются: - паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; - паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до истечения срока его действия; - свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста; - паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, при регистрации по месту пребывания.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №
273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.

В силу положений ст.ст. 3, 6 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, а одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, предлагающей приобретение поддельных паспортов РФ и других стран, фактически способствует совершению таких преступлений как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена статьями 324 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретение и оборота документов. Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.

Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлен запрет, на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на сайте:

<данные изъяты>

Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует (<данные изъяты>

В связи с изложенным, для внесения информации в Реестр необходимо
признать информацию, распространяемую на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты> запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор района выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии с Обзором судебной практики Верховного суда РФ № 1, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018, решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 39,175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать материал, размещенный по электронному адресу:

<данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию вступившего в законную силу решения суда направить
в Управление Роскомнадзора в Республике Башкортостан для исполнения путем включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в России запрещено.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.

Судья (подпись).

Копия верна.

Судья Р.М. Галикеев