Дело № 2а-669/2024
43RS0003-01-2024-000068-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2024 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Игумнова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каневой Э.П.,
рассмотрел в судебном заседании административное дело № 2а-669/2024 по административному исковому заявлению Алетина ФИО8 к прокуратуре Кировской области, Кировскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Долгих В.А. о признании недействительными результатов проверки по обращениям
УСТАНОВИЛ:
Алетин ФИО10 обратился в суд с административным иском к Прокуратуре Кировской области, Кировский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Долгих В.А., в котором просил проведенную прокурорскую проверку по заявлениям от {Дата} исх.{Номер} и {Номер} признать халатной, не соответствующей законодательству Российской Федерации, нарушающей права заявителя; обязать Кировскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях провести повторную проверку по заявлениям от {Дата} исх.{Номер} и {Номер} с соблюдением всех требований законодательства РФ без бюрократизма и формализации; по выявленным нарушениям принять соответствующие меры прокурорского реагирования по устранению нарушений.
В обоснование административного иска указал, что по результатам рассмотрения его обращений в органах прокуратуры проведена проверка ненадлежащим образом, дан формальный ответ, не были установлены изложенные в обращении обстоятельства.
На основании статьи 41,47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области, ФСИН России, УФСИН России по Кировской области.
В судебном заседании административный истец Алетин А.В. поддержал заявленные требования.
Представитель административных ответчиков, заместитель Кировского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Клабуков И.К. возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве. Указал, что при рассмотрении обращений Алетина А.В. прокуратура руководствовалась инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, общепринятыми положениями федерального законодательства, были сделаны соответствующие запросы, запрошены документы и объяснения должностных лиц, по результатам которых Алетину А.В. в установленные законом сроки был дан ответ на все поставленные заявителем вопросы, основания для принятия мер прокурорского реагирования не усмотрено.
Иные участвующие в деле лица явку в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Как установлено материалами дела, Алетин А.В. обратился к Кировскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Долгих В.А. с заявлениями от {Дата} входящие № {Номер}, в которых указан на наличие, по мнению истца, нарушений администрации исправительного учреждения с установленными ограничениями в расходовании денежных средств с лицевого счета заключенного на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости, а также в принятии и регистрации исходящей от заключенных корреспонденции.
В ходе проведения проверки Кировской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях направлен запрос начальнику ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области о предоставлении справки по личному делу осужденного Алетина А.В., сведений о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переводе в строгие условия отбывания наказания, о наложенных дисциплинарных взысканиях с указанием периодов их отбывания и объявленных поощрениях, сведений о движении денежных средств по лицевому счету осужденного с 2019 года, о произведенных тратах личных средств с лицевого счета на покупки с 2019 года, сведений об отправленной осужденным корреспонденции в 2023 году, документов, подтверждающих отправку писем в адрес Уполномоченных по правам человека в августе-сентябре 2023 года, объяснений сотрудника ФКУ ЛИУ-12, отвечающего за цензуру исходящей от осужденных корреспонденции, относительно обстоятельств отправки вышеуказанных писем, истребовании у осужденного расписки об отправке данной корреспонденции (при наличии - снять копии, при отсутствии – истребовать объяснение).
Кировской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Алетину А.В. дан ответ от {Дата}, согласно которому проверкой движения (расходования) денежных средств с лицевого счета нарушений не установлено, случаев создания администрацией ФКУ ЛИУ-12 каких-либо препятствий в отправке корреспонденции не зафиксировано, факты цензуры исходящей корреспонденции сотрудники учреждения не подтверждают.
Административный истец, не согласившись с полученным ответом на обращения, обратился в суд с настоящим административным иском.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
В силу статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности обеспечивают защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор принимает меры реагировании с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а гражданин не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным. Тактика и методика проведения проверок относится к исключительной компетенции органов прокуратуры.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Порядок рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений в органах прокуратуры регламентирован Инструкцией «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (далее – Инструкция).
Пункт 3.1 названной Инструкции предусматривает, что по результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур.
На основании статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно абзацу второму пункта 5.1 Инструкции если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (статья 10 Федерального закона № 59-ФЗ).
Как установлено материалами дела, в Кировскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях были направлены обращения Алетина А.В., в которых он выражал несогласие с расходованием денежных средств с лицевого счета на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости, а также просил проверить отправку его корреспонденции.
По результатам рассмотрения обращения заявителю дан ответ в установленные законом сроки, согласно которому изложенные факты не нашли своего подтверждения, что отражено в представленных в материалы дела материалах прокурорской проверки по обращению Алетина А.В.
Из материалов дела следует, что прокуратурой проведена проверка по изложенным в обращениях обстоятельствам, запрошены материалы из ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области по изложенным в обращениях обстоятельствам.
Само по себе несогласие административного истца с результатом рассмотрения обращений и не выявление прокурором при проведенной проверке нарушений прав истца не свидетельствует о наличии нарушений действующего законодательства со стороны административного ответчика при рассмотрении обращений истца.
Органы прокуратуры самостоятельно определяют порядок разрешения обращений, перечень необходимой информации и объем связанных с этим действий. Гражданин не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.
Суд отклоняет ходатайство ответчика о вызове и опросе в качестве свидетелей сотрудников ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области об обстоятельствах принятия корреспонденции от истца.
Предметом настоящего дела является оценка действий прокурора при рассмотрении поступивших от истца обращений.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки административный ответчик руководствовался поступившими из исправительного учреждения материалами, содержащими, в том числе объявления сотрудников исправительного учреждения, самостоятельно каких-либо лиц не опрашивал.
Вследствие чего показания указанных истцом свидетелей по делу не могут влиять на оценку действий прокурора при рассмотрении спорных обращений.
Истец не лишен возможности защиты собственного права, в том числе путем обжалования в суд действий (бездействий) администрации исправительного учреждения по изложенным в обращении обстоятельствам.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что поступившие от истца обращения были рассмотрены административным ответчиком в установленном порядке в пределах компетенции и в установленные сроки. Оснований считать, что со стороны административного ответчика имелись нарушения действующего порядка рассмотрения обращений граждан суд не усматривает.
В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Алетина ФИО11 отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня его принятия.
Судья /Подпись/ А.А. Игумнов
Мотивированное решение изготовлено 09.02.2024