РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Иркутский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Титенкова В.В., при секретаре Горячкиной К.С., с участием представителя административного ответчика <...>., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-66/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <...><...> ФИО1 об оспаривании действий федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области») в лице начальника управления, связанных с отказом в возмещении административному истцу расходов по найму жилого помещения и суточных расходов, понесенных в период нахождения в служебной поездке,
установил:
в административном исковом заявлении сообщается, что в периоды с 9 октября 2018 года по 7 ноября 2018 года и с 8 ноября 2018 года по 7 декабря 2018 года ФИО1 находился в служебной командировке в войсковой части <...>, однако бесплатным жильем за счет средств Министерства обороны РФ в месте дислокации этой воинской части, город Тамбов, не был обеспечен, в связи с чем в период с 12 октября по 4 декабря 2018 года был вынужден оплачивать свое проживание за счет личных денежных средств.
По возвращении из служебной командировки, 20 декабря 2018 года с целью возмещения денежных средств, затраченных в связи с пребыванием в указанной служебной командировке, в довольствующий финансовый орган - ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» ФИО1 представил авансовый отчет, который 8 февраля 2019 года начальником управления сообщением <...> от 4 февраля 2019 года, содержащим ссылки на п. 125 приказа Минобороны России от 30 декабря 2011 года №2700, приказ Минобороны России от 19 ноября 2014 года №№ и телеграмму заместителя Министра обороны России ФИО2 №, был возвращен без исполнения командиру войсковой части <...>. ФИО1 ознакомился с указанным сообщением 14 февраля 2019 года.
Полагая нарушенным свое право на возмещение расходов по найму жилого помещения и суточных расходов в период нахождения в служебной командировке, ФИО1 просит суд признать незаконными действия начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», связанные с отказом в возмещении ему командировочных расходов за период с 9 октября 2018 года по 7 ноября 2018 года и с 8 ноября 2018 года по 7 декабря 2018 года; обязать указанное должностное лицо возместить ему понесенные командировочные расходы в период с 9 октября 2018 года по 7 ноября 2018 года и с 8 ноября 2018 года по 7 декабря 2018 года в полном объеме; взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» в его пользу сумму уплаченной им при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 руб.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела не прибыли административный истец, просивший рассмотреть дело в его отсутствие, и заинтересованные лица: командиры войсковых частей <...> и <...>. При этом командир первой воинской части о причинах неявки и о желании участвовать в судебном заседании не сообщил, командир второй воинской части просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Оценив обстоятельства, изложенные в предыдущем абзаце, руководствуясь ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд, удовлетворив указанные ходатайства, рассматривает административное дело в отсутствие перечисленных лиц, явка которых судом не признана обязательной.
В письменных возражениях начальник ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, мотивируя это тем, что полеты, являвшиеся целью служебной поездки, в которую ФИО1 направлен приказами командира войсковой части <...> от 9 октября 2018 года № № и от 12 ноября 2018 года №№, к служебным командировкам не относятся, пунктом 5 приказа Министра обороны РФ от 19 ноября 2014 года №№ они отнесены к мероприятиям, проводимым вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время. При этом командование войсковых частей <...> и <...> во исполнение п. 73 приказа Министра обороны РФ от 24 сентября 2004 года №275 о предоставлении профилакториев или специально оборудованных комнат отдыха для летного состава перед направлением административного истца в данную поездку обязано было предоставить ему возможность бесплатного проживания за счет средств Министерства обороны РФ.
Аналогичную позицию в суде высказала представитель административного ответчика <...>, которая не подвергла сомнению тот факт, что находясь в поездке, ФИО1 проживал за свой счет.
Командир войсковой части <...> в возражениях на административное исковое заявление ФИО1 указал о необходимости отказа в удовлетворении требования административного истца о возмещении суточных расходов за период выполнения полетов, за которые в соответствии с п. 5 приказа Министра обороны РФ от 19 ноября 2014 года №№ ему должна выплачиваться ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни в мирное время. В то же время командир воинской части требование ФИО1 о возмещении вынужденно понесенных им расходов, связанных с наймом жилого помещения, счел обоснованным.
Заслушав объяснения <...>, исследовав письменные доказательства административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Согласно п. 118 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом МО РФ от 30 декабря 2011 года № 2700 (далее - Порядок), военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Пунктами 120, 122 и 123 Порядка определено, что возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке. Возмещение суточных расходов военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, за счет средств федерального бюджета» в случае, если военнослужащему, направленному в служебную командировку, не предоставлено бесплатное жилье, указанные расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, но не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
В силу п. 1 Инструкции по организации направления военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2014 года №988, служебные командировки военнослужащих организуются на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу.
Согласно п. 10 указанной Инструкции не считаются командировками поездки военнослужащих, указанные в п.125 Порядка.
Из содержания подп. «и» п. 125 Порядка следует, что не считаются командировками поездки военнослужащих, принимающих в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) непосредственное участие в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в пункте 58 Порядка.
Пунктом 58 Порядка определено, что военнослужащим за период непосредственного участия в составе воинской части (подразделения, сводного подразделения) в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части по перечню, определяемому Министром обороны РФ, выплачивается надбавка в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц.
Приказом Министра обороны РФ от 19 ноября 2014 года №№ утвержден Перечень мероприятий, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время (далее - Перечень).
Пунктом 5 данного Перечня к таким мероприятиям отнесены полеты (наблюдательные полеты) воздушных судов (космические полеты).
Как усматривается из копий выписок из приказов командира войсковой части <...> от 26 ноября 2015 года №№-л/с и от 14 декабря 2015 года №№-с/ч, ФИО1, проходивший военную службу в должности <...> войсковой части <...>, с 1 декабря 2015 года в связи с переименованием указанной воинской части в войсковую часть <...> был назначен на указанную воинскую должность.
Из телеграммы № № видно, что командир войсковой части <...> на основании плана подготовки соединений и частей объединения в 2018 году, в целях обеспечения установленных норм налета летному составу приказал для выполнения полетов на соответствующем типе самолета откомандировать ФИО1 в числе иных военнослужащих войсковой части <...> в войсковую часть <...>, дислоцированную в <...>, с 9 октября 2018 года, с оплатой ему командировочных расходов за счет средств федерального бюджета по месту службы в переделах установленных лимитов бюджетных обязательств на 2018 год.
Телеграммой командира войсковой части <...> №<...> командиру войсковой части <...> было приказано откомандировать ФИО1 с вышеуказанной целью в эту же воинскую часть с 8 ноября 2018 года сроком на 30 суток, выдать ему аванс на проезд, проживание, командировочные расходы.
Приказом командира войсковой части <...> от 9 октября 2018 года №№-с/ч ФИО1 полагался убывшим в служебную командировку в войсковую часть <...> (г. <...>) для обеспечения установленных норм налета сроком на 30 суток с 9 октября 2018 года по 7 ноября 2018 года, исключен с указанной даты с котлового довольствия по летной норме питания с выдачей продовольственного аттестата. Направить выписку из этого приказа начальнику ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» для перечисления в соответствии с п. 118 Порядка аванса на командировочные расходы по найму жилого помещения, транспортные и суточные расходы в связи с тем, что военнослужащий направлен в служебную командировку, предусмотренную п. 6601 плана служебных командировок войсковой части <...> на 2018 год, в период нахождения в командировке бесплатным жильем Министерства обороны обеспечен не будет.
12 ноября 2018 года командиром войсковой части <...> был издан приказ №№-с/ч аналогичного содержания о направлении ФИО1 в служебную командировку во исполнение телеграммы командира войсковой части <...> №№ сроком на 30 суток с 8 ноября 2018 года по 7 декабря 2018 года.
Из командировочного удостоверения №№ от 9 октября 2018 года следует, что ФИО1 убыл из войсковой части <...> 10 октября 2018 года в служебную командировку сроком на 30 дней, прибыл в войсковую часть <...> 12 октября 2018 года, где находился до 5 декабря 2018 года. К постоянному месту военной службы административный истец возвратился 6 декабря 2018 года. При этом бесплатным проживанием в жилом фонде Министерства обороны РФ он не обеспечивался.
В копии продовольственного аттестата, выданного ФИО1 и двум другим офицерам войсковой части <...>, приведено, что с 8 октября 2018 года командованием войсковой части <...> административному истцу была предоставлена возможность зачисления на продовольственное обеспечение в войсковой части <...>.
Согласно сообщению начальника штаба войсковой части <...> от 17 мая 2019 года №№ ФИО1 в период нахождения в данной воинской части в служебной командировке обеспечивался бесплатным питанием с 16 октября 2018 года по 29 ноября 2018 года, бесплатным проживанием военнослужащий обеспечен не был ввиду отсутствия в воинской части жилых помещений, предназначенных для размещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Факты зачисления административного истца на продовольственное обеспечение по норме №2 (летный паек) с 16 октября 2018 года и снятия с него с 30 ноября 2018 года отражены в приказах командира войсковой части <...> от 12 октября 2018 года №№-с/ч и от 29 ноября 2018 года №№-с/ч.
Как видно из справок ИП «<...>», основным видом деятельности которого согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного Федеральной налоговой службой общедоступным способом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания. ФИО1 проживал в стандартном одноместном однокомнатном номере гостиницы «<...>» <...> стоимостью 2 500 рублей в сутки в периоды с 12 октября по 7 ноября 2018 года и с 7 ноября 2018 года по 4 декабря 2018 года.
Согласно квитанциям-договорам №№ от 6 ноября 2018 года и №№ от 3 декабря 2018 года, исполненным на бланках строгой отчетности, сумма уплаченных за проживание в данной гостинице денежных средств составила за первый временной период, 26 суток - 65 000 рублей, за второй, 27 суток - 67 500 рублей, что в общей сумме составляет 132 500 рублей.
Исходя из выписки из приказа командира войсковой части <...> от 6 декабря 2018 года №№-с/ч, ФИО1 прибыл из указанной служебной командировки к месту военной службы и приступил к исполнению служебных обязанностей с 6 декабря 2018 года. Выписка из этого приказа направлена начальнику ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» для оплаты командировочных расходов по фактически произведенным военнослужащим затратам с учетом того, что бесплатным питанием в период служебной командировки ФИО1 обеспечивался по 29 ноября 2018 года, его проезд к месту служебной командировки и обратно к месту военной службы осуществлялся бесплатно транспортом Министерства обороны, однако бесплатным жильем за счет средств федерального бюджета административный истец обеспечен не был.
Составленный 20 декабря 2018 года ФИО1 авансовый отчет о возмещении ему понесенных расходов по найму жилого помещения в размере 65 000 рублей и 67 500 рублей и суточных в размере 6 000 рублей был утвержден командиром войсковой части <...>.
Как усматривается из письма начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» от 4 февраля 2019 года №№, адресованного командиру войсковой части <...>, направившему в управление для производства выплат командировочных расходов указанный авансовый отчет, к учету этот отчет не был принят, поскольку целью служебной поездки ФИО1 являлось выполнение полетов для обеспечения установленных норм полета, которое пунктом 5 Перечня отнесено к мероприятиям, проводимым вне пункта постоянной дислокации воинской части, которые служебными командировками, в силу подп. «и» п. 125 Порядка, не являются. За участие в них административному истцу подлежала к выплате ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни в мирное время, а вопросы проезда, проживания и питания ФИО1 надлежало организовать соответствующим воинским должностным лицам.
Из текста телеграммы заместителя Министра обороны РФ ФИО2 №№, адресованной начальникам управлений (отделов) финансового обеспечения МО РФ по субъектам Российской Федерации, следует, что к служебным командировкам не относятся все полеты воздушных судов, в связи с чем за участие в них возмещение командировочных расходов не предусмотрено. Однако, при осуществлении военнослужащими полетов в местах, где размещение летного состава в жилищном фонде Министерства обороны невозможно, возмещение расходов, связанных с проживанием, предписано производить на основании приказов командиров воинских частей и документов, подтверждающих фактически произведенные расходы.
Согласно сообщениям представителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Минобороны России» от 17 мая 2019 года №№, командира войсковой части <...> от 22 мая 2019 года №№ и расчетным листам ФИО1 за период с октября по декабрь 2018 года ему ежемесячная надбавка, предусмотренная п. 58 Порядка, приказом командира воинской части не устанавливалась и, соответственно, не выплачивалась.
Таким образом, суд находит, что в период с 10 октября по 5 декабря 2018 года административный истец находился в войсковой части <...>, дислоцированной в <...>, куда был направлен командиром войсковой части <...> для выполнения полетов в целях обеспечения установленных норм налета, что является неотъемлемой частью должностных обязанностей командира корабля и членов экипажа воздушного судна, исполнение которых в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 24 сентября 2004 года №275 «Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации» является обязательным условием для их осуществления и выполнения полетов, а также для получения социальных гарантий, предоставляемых законом военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях летного состава.
Изложенное свидетельствует о том, что принимая участие в полетах воздушного судна вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой административный истец проходит военную службу, ФИО1 находился в служебной поездке, не отнесенной законом к служебным командировкам, необходимость осуществления которой была вызвана отсутствием в войсковой части <...> организационных условий для выполнения соответствующих полетов.
Следовательно, издание командиром воинской части приказа с формулировкой о направлении административного истца в служебную командировку и выдача ему командировочного удостоверения с такой же формулировкой не влечет возникновение у ФИО1 права на возмещение суточных расходов в размере 6 000 рублей.
Вместе с тем в соответствии с п. 1, 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Законом.
Проживание военнослужащего за счет личных средств вне места дислокации воинской части, в которой он проходит военную службу, в связи с выполнением приказа командира или служебного задания действующим законодательством не предусмотрено.
Поэтому то обстоятельство, что служебная поездка ФИО1 не относится к служебным командировкам, не может ограничивать его право на возмещение за счет средств федерального бюджета убытков, понесенных при исполнении обязанностей военной службы, поскольку в целях выполнения отданных в установленном порядке командиром войсковой части <...> распоряжений ФИО1 был вынужден нести дополнительные расходы по оплате гостиничных услуг за свой счет ввиду того, что командованием до выезда военнослужащего в другой населенный пункт не был решен вопрос об обеспечении его жильем за счет средств Министерства обороны РФ.
Исходя из того, что факт проживания административного истца в период указанной служебной поездки в однокомнатном одноместном гостиничном номере категории «стандарт», что соответствует требованиям применяемого по аналогии к сходным правоотношениям п. 1 постановления Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 467, подтвержден доказательствами, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска в части возмещения расходов по найму жилого помещения в размере фактических затрат в сумме 132 500 рублей.
В связи с частичным удовлетворением административного искового заявления, в соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ судебные расходы, связанные с уплатой административным истцом государственной пошлины в размере 300 руб., подлежат взысканию в пользу ФИО1 с ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 и 228 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление военнослужащего войсковой части <...><...> ФИО1 об оспаривании действий ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» в лице начальника управления, связанных с отказом в возмещении административному истцу расходов по найму жилого помещения и суточных расходов, удовлетворить частично.
Признать действия федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в лице начальника данного управления, связанные с отказом в возмещении ФИО1 расходов по найму жилого помещения в период с 12 октября по 4 декабря 2018 года во время нахождения в служебной поездке в войсковой части <...> (<...>), незаконными и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Обязать начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» устранить допущенные нарушения прав и свобод административного истца, с этой целью взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в пользу ФИО1 132 500 (сто тридцать две тысячи пятьсот) рублей.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в пользу ФИО1 сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
Начальнику федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу надлежит сообщить о его исполнении ФИО1 и в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд, через Иркутский гарнизонный военный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Титенков