дело №2а-66/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2020 года пгт.Троицко-Печорск
Судья Троицко-Печорского районного суда Республики Коми Чулков Р.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к Котелко Я.Я. о взыскании штрафа,
установил:
межрайонная ИФНС России №3 по Республике Коми (далее истец, инспекция) в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) обратилась в суд с административным иском к Котелко Я.Я. о взыскании штрафа сумме 650 рублей 40 копеек.
Требования мотивированы тем, что ответчик являлся индивидуальным предпринимателем, прекратил деятельность 30.11.2015. В период осуществления предпринимательской деятельности Котелко Я.Я. являлся плательщиком налога на добавленную стоимость (далее НДС). Ответчиком были представлены налоговые декларации за 2-3 кварталы 2014 года с указанием сумм НДС. По результатам проведения камеральных проверок инспекцией приняты решения от 13.07.2016 №754, 755 о привлечении Котелко Я.Я. к налоговой ответственности, в т.ч. предусмотренной ст.122 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), а именно: за 2 квартал 2014 – 364 рубля, за 3 квартал 2014 – 286 рублей. Инспекцией ответчику выставлялись требования №1161 от 26.08.2016 и №1162 от 26.08.2016, которыми предлагалось оплатить имеющуюся задолженность, что Котелко Я.Я. не сделал.
Дело рассмотрено судом в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства, в порядке упрощенного производства в соответствии с ч.3 ст.291 КАС РФ.
Возражений от административного ответчика относительно возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не поступило. В письменных возражениях на иск Котелко Я.Я. полагает требования инспекции не обоснованными. Отмечает, что при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя все причитающиеся с него налоги, пени и штрафы были своевременно оплачены, что являлось обязательным условием ликвидации ИП, при этом, налоговый орган провел проверку на предмет задолженностей, только после чего ликвидировал ИП. Указывает на несоответствие сумм задолженности по налогам отраженным в налоговых требованиях, суммам взыскиваемых штрафов. Полагает, что налоговая инспекция нарушила сроки проведения камеральных проверок, досудебный порядок взыскания, поскольку акта по результатам проведения проверки не получал, уведомления и требования об уплате штрафа по НДС за 2014 ему не поступало. Считает недопустимыми доказательства, представленные инспекцией, т.к. в них отсутствуют исходящие штампы, подписи исполнителей, а решение инспекции представляют собой скриншот информационной базы. Полагает, что ненадлежащим образом был извещен о принятых решениях, а кроме того, инспекция пропустила срок давности взыскания штрафов, который предусмотрен ст.115 НК РФ. В ответ на возражения ответчика инспекцией представлены письменные пояснения, в которых административный истец отмечает, что при принятии решения о ликвидации ИП налоговой инспекцией не проводится сверка имеющейся задолженности. В требованиях, направленных ответчику и приложенных к иску, указаны суммы штрафных санкций, примененных налоговым органом, при этом, в разделе «справочно» указывается общая задолженность по налогам, имеющаяся у налогоплательщика на дату формирования соответствующего требования, которые направлены Котелко Я.Я. посредством телекоммуникационных каналов связи, получены им 29.08.2016. Отмечает, что основанием проведения камеральной проверки явилось предоставление ответчиком уточненных (корректирующая №2) налоговых деклараций по НДС за 2 квартал 2014 – 18.02.2016, за 3 квартал 2014 – 17.02.2016. Акты о проведении проверок составлены в установленные законом сроки. Кроме того, в адрес ответчика посредством почты направлялись сами акты проверок, извещения о рассмотрении материалов инспекцией, которые получены Котелко Я.Я. 03.06.2016. Решения о привлечении за совершение налоговых правонарушений направлены в адрес ответчика 19.07.2016 и получены им 21.07.2016. Кроме того, 01.10.2016 Колетко Я.Я. частично оплачены штрафы за 2 квартал 2014 в сумме 3545,40 рублей, за 3 квартал 2014 в сумме 2000 рублей.
Суд рассматривает административное дело по письменным доказательствам, представленным административным истцом и ответчиком.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность корреспондирует с обязанностью предусмотренной пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ).
Частями 1-2, пунктами 3, 5 части 3 статья 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно ч.1, 3, 8 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 настоящего Кодекса. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участником консолидированной группы налогоплательщиков, если иное не предусмотрено п. 4 настоящей статьи: 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; 1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления; 3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
В силу положений ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу положений ч.1, 2, 4, 6, 8 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п.2 настоящей статьи. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Административный ответчик в период с 29.04.2014 по 30.11.2015 являлся индивидуальным предпринимателем (основной вид деятельности розничная торговля мебелью и товарами для дома), и как следствие плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС).
Статьями 143, 146, 163, 174 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения признаются следующие операции в т.ч. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.1-3 п.1 ст.146 настоящего Кодекса, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в
Судом установлено, что в связи с предоставлением административным ответчиком 17.02.2016 уточненных деклараций по НДС (корректировка №2) за 2-3 кварталы 2014 в период с 17.02.2016 по 17.05.2016 проведены камеральные налоговые проверки, по результатам которых 30.05.2016 составлены акты №607, 608. Из актов следует, что срок представления декларации по НДС за 2 квартал 2014 – 21 июля 2014, за 3 квартал 2014 – 20.10.2014. Фактически декларации предоставлены 05.10.2015, сумма налога за 2 квартал – 5909 рублей, за 3 квартал - 1464 по сроку, установленному законодательством в бюджет не уплачены, частично оплачены (за 2 квартал 2014 – 20.11.2015 и 20.02.2016) за 3 квартал 2014 -20.11.2015. Налогоплательщиком 17.02.2016 представлена уточненные налоговые декларации с доначислением налогов, подлежащих уплате в бюджет, в размере 910 и 716 рублей. Установлено нарушение п.4 ст.81 НК РФ, согласно которой, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. Вместе с тем, на момент предоставления уточненных деклараций 17.02.2016 сумма налогов и пеней, соответствующей сумме доначисленных налогов не уплачены (уплачены 20.02.2016). По результатам проведенных проверок предложено привлечь налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
31.05.2016 Котелко Я.Я. направлены извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки №798, 797 13.07.2016 в 11 часов, которые получены административным ответчиком 03.06.2016 посредством почты, о чем представлен отчет отслеживания отправления с почтовым идентификатором №
В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Пунктом 1 статьи 122 НК РФ предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Решением № от 13.07.2016 Котелко Я.Я. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст.122 НК РФ к штрафу в сумме 286,40 рублей и по п.1 ст.119 НК РФ к штрафу 2000 рублей.
Решением № от 13.07.2016 Котелко Я.Я. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст.122 НК РФ к штрафу в сумме 364 рубля и по п.1 ст.119 НК РФ к штрафу 3545,40 рублей.
Копии решений отправлены ответчику 19.07.2016 и получены Котелко Я.Я. 21.07.2016 посредством почты, о чем представлен отчет отслеживания отправления с почтовым идентификатором №
Истец представил суду копии налоговых требований №, 1162 от 26.08.2016, адресованных ответчику на уплату штрафов по решению № от 13.07.2016 в сумме 3909,40 рублей и по решению № от 13.07.2016 в сумме 2286,40 рублей. Требованиями устанавливался срок для погашения задолженности до 15.09.2016. Требования получены ответчиком 29.08.2016.
В силу ч.1 ст.61 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрены настоящим Кодексом.
Доказательств, подтверждающих полную оплату сумм штрафов, административный ответчик суду не представил, в связи с чем, суд приходит к выводу, что требования административного истца о взыскании с ответчика штрафов являются обоснованными, поскольку сроки их уплаты истекли, обязанность по уплате штрафов административным ответчиком полностью не исполнена до настоящего времени, доказательств обратного суду не представлено.
К доводам, приведенным Котелко Я.Я. в возражениях на иск, суд относится критически и отвергает их, поскольку они полностью опровергаются доказательствами, представленными истцом.
Суд соглашается с позицией инспекции о том, что наличие (отсутствие) у индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов (сборов) не является основанием к отказу в прекращении его деятельности, поскольку действующим законодательством предусмотрен заявительный характер.
Действительно, в требованиях №, 1162 от 26.08.2016 указаны общие суммы штрафов (предусмотренные п.1 ст.119, п.1 ст.122 НК РФ), а также общая сумма задолженности, имеющаяся у административного ответчика по уплате налогов (сборов), пеней. При этом, в рамках настоящего административного иска инспекция взыскивает задолженность по оплате штрафов, предусмотренных п.1 ст.122 НК РФ (364 рубля по решению № и 286,40 рублей по решению №).
Не состоятельными признаются судом доводы Котелко Я.Я. о нарушениях, допущенных налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки.
Согласно положениям ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст.81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из актов проверок следует, что они (проверки проведены) в течении установленных ст.88 НК РФ сроков (в течение 3-х месяцев с 17.02.2016 по 17.05.2016).
Статьей 100 НК РФ предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
В соответствии со ст.6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.
Таким образом, поскольку в ст.100 НК РФ указано на то, что акт налоговой проверки составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки, следовательно, в связи с окончанием проверки 17.05.2016 последним рабочим днем составления акта являлось 30.05.2016, таким образом, сроки проведения проверок и составления актов налоговым органом соблюдены.
Материалами дела подтверждается факт извещения ответчика о рассмотрении результатов камеральный проверок, направления и получения Котелко Я.Я. в установленные налоговым законодательством сроки решений, которыми он привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Решения содержат в себе, в том числе разъяснение привлеченному к ответственности прав на их обжалование, порядок и сроки подачи жалоб. Доказательств тому, что административным ответчиком решения налогового органа были оспорены материалы дела не содержат.
Не обоснованными признаются доводы ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд, установленного ст.115 НК РФ.
Статьей 115 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены ст.46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст.48 настоящего Кодекса. Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных пп.1-3 п.2 ст.45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку на момент привлечения ответчика к ответственности за совершение налогового правонарушения Котелко Я.Я. утратил статус индивидуального предпринимателя, взыскание с него штрафа возможно в сроки, установленные ст.48 НК РФ.
В силу п.2, 3 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует, что 01.10.2016 административным ответчиком произведена оплата назначенных ему штрафов (за 2 квартал 2014 в сумме 3545,40 рублей, за 3 квартал 2014 – 2000 рублей). Таким образом, сумма неоплаченных штрафов составила 650,40 рублей (за 2 квартал 2014 – 364 рубля, за 3 квартал 2014 – 286,40 рублей).
Поскольку неоплаченная сумма штрафов составила менее 3000 рублей, следовательно, с заявлением о принудительном взыскании инспекция была вправе обратиться в суд в течение 6 месяцев со дня истечения 3-летнего срока с даты неисполнения требований. Применительно к существу рассматриваемого спора, требованиями № от 26.08.2016 ответчику предлагалось погасить задолженность по штрафам до 15.09.2016, следовательно, последним днем срока на обращение в суд являлось 15.03.2020.
В установленный п.2 ст.48 НК РФ срок, не позднее 08.11.2019 налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию с Котелко Я.Я. штрафов, которое было удовлетворено. В связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи от 19.11.2019 он был отменен.
Исковое заявление направлено налоговым органом в районный суд 14.01.2020, т.е. в пределах установленного п.3 ст.48 НК РФ срока.
Поскольку изложенные административным истцом требования заявлены в рамках предоставленных ему полномочий, подтверждаются представленными суду доказательствами, имеющимися в материалах административного дела, возражения по существу заявленных требований и доказательства в их основание представленные административным ответчиком признаны не обоснованными, срок обращения в суд соблюден, вследствие чего, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.114 КАС РФ, абз.1 пп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина 400 рублей.
Руководствуясь ст.175-180, 290, 293-294 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к Котелко Я.Я. о взыскании штрафа удовлетворить.
Взыскать с Котелко Я.Я. штраф за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2014 в сумме 364 рубля, за 3 квартал 2014 в сумме 286 рублей 40 копеек.
Взыскать с Котелко Я.Я. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в пятнадцатидневный срок со дня получения лицами, участвующими в деле, копии данного решения.
Судья Р.В.Чулков